Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ
Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов.
(советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, заслуженный деятель науки РСФСР...
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
- Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
- Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику
Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:
- тренировке памяти, процессов мышления;
- выработке социально-культурных и познавательных навыков;
- речевому и физическому развитию;
- воспитанию культуры познания себя и окружающих людей.
Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:
1. Название дошкольного образовательного учреждения.
2. Название группы и уголка.
3. Авторы-оформители.
4. Зоны, входящие в проект. При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению методического совета детского сада:
- костюмерная;
- гримёрная;
- мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов;
- зона для зрителей;
- книги, аудио- и видеоматериалы;
- ширма;
- шкаф для хранения кукол;
- участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации.
5. Наполнение каждой зоны.
6. Возраст детей.
7. Перечень видов работы с учётом возраста ребят (выбираются подходящие для группы). Так, в первой младшей группе театрализация с перчаточными куклами будет слишком сложной для малышей, а вот постановка с куклами пальчикового театра — вполне посильной.
8. Методические рекомендации. Указания, касающиеся регулярности, с которой нужно проводить занятия (например, 2 раза в неделю в форме кружковой работы), а также продолжительности занятий (в старшей группе — 20–25 минут). Кроме того, перечень задач, которые включены в общие образовательные цели для конкретной возрастной группы, список упражнений для развития навыков театрального мастерства, форма результативности работы (рисунки, проекты, фотографии).
Наполнение зон театрального уголка (паспорт уголка п. № 5)
Название зоны | Наполнение |
Костюмерная | Национальные костюмы, костюмы домашних и диких животных, птиц, шляпы, колпаки, перчатки, корзинки и прочее. |
Гримёрная | Аквагрим, парики, пенсне и прочее. |
Зона для зрителей | Стулья, касса, звонок. |
Зона для изготовления декораций | Краски, ленты, бросовый материал, бумага и прочее. |
Шкаф для хранения разных видов кукол | Ростовые, марионетки, персонажи настольного театра, фланелеграф, пальчиковый театр, бибабо, театр ложек с указанием имён персонажей. |
Книжная зона | Книги по актуальным темам, в том числе самодельные, книжки-панорамы, журналы, настольные игры. |
Музыкальная зона | Аудиотека, видеоматериалы, попевки (небольшие произведения с простой мелодией), частушки, песенки и пр. |
Ширма | Для пальчикового театра, для театра теней (старый телевизор и 2 лампы), перегородка, соответствующая росту малыша. |
Зона для расположения афиш и результатов работы по театрализации | Стенды, фото, рисунки, поделки и прочее. |
В каждом отдельном случае педагог наполняет театральный уголок в соответствии с конкретными задачами образовательного процесса и возможностями детского сада.
Виды деятельности в театральном уголке (пункт №7 паспорта уголка)
Вид деятельности | Содержание |
Игровая | Театрализованные игры, игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, режиссёрские игры, игры со строительным материалом, дидактические игры (с предметами, подвижные, сочинение сценариев и пр.). |
Чтение и обсуждение литературных произведений | Свободное общение, решение проблем, описанных в сюжете, оформление выставок рисунков, поделок по темам и пр. |
Рассматривание иллюстраций | Просмотр и обсуждение иллюстраций к различным художественным произведениям и т. п. |
Общение | Обсуждение, составление сценариев, игры, в том числе викторины после просмотра спектаклей и т. д. |
Познавательные элементы | Получение знаний о театре, профессиях с ним связанных, знакомство с жанрами театральных спектаклей и т. д. |
Продуктивная работа | Создание декораций, костюмов, иллюстраций к произведениям и пр. |
Музыкальное оформление | Шумовой оркестр, танцевальные этюды, исполнение песенок, частушек и пр. |
Просмотр и обсуждение спектаклей | Включить перечень спектаклей. |
Разыгрывание сказок | Перечислить сказки. |
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики | Дать названия упражнений и прописать их цели. |
Читайте также |
---|
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...
Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…
Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет
Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический…
Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование приемов работы...