Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ

 Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов.

(советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, заслуженный деятель науки РСФСР... 

Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.

  • Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
  • Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику

Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:

  • тренировке памяти, процессов мышления;
  • выработке социально-культурных и познавательных навыков;
  • речевому и физическому развитию;
  • воспитанию культуры познания себя и окружающих людей.

Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:

1. Название дошкольного образовательного учреждения.

2. Название группы и уголка.

3. Авторы-оформители.

4. Зоны, входящие в проект. При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению методического совета детского сада:

  • костюмерная;
  • гримёрная;
  • мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов;
  • зона для зрителей;
  • книги, аудио- и видеоматериалы;
  • ширма;
  • шкаф для хранения кукол;
  • участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации.

5. Наполнение каждой зоны.

6. Возраст детей.

7. Перечень видов работы с учётом возраста ребят (выбираются подходящие для группы). Так, в первой младшей группе театрализация с перчаточными куклами будет слишком сложной для малышей, а вот постановка с куклами пальчикового театра — вполне посильной.

8. Методические рекомендации. Указания, касающиеся регулярности, с которой нужно проводить занятия (например, 2 раза в неделю в форме кружковой работы), а также продолжительности занятий (в старшей группе — 20–25 минут). Кроме того, перечень задач, которые включены в общие образовательные цели для конкретной возрастной группы, список упражнений для развития навыков театрального мастерства, форма результативности работы (рисунки, проекты, фотографии).

Наполнение зон театрального уголка (паспорт уголка п. № 5)

Название зоны Наполнение
Костюмерная Национальные костюмы, костюмы домашних и диких животных, птиц, шляпы, колпаки, перчатки, корзинки и прочее.
Гримёрная Аквагрим, парики, пенсне и прочее.
Зона для зрителей Стулья, касса, звонок.
Зона для изготовления декораций Краски, ленты, бросовый материал, бумага и прочее.
Шкаф для хранения разных видов кукол Ростовые, марионетки, персонажи настольного театра, фланелеграф, пальчиковый театр, бибабо, театр ложек с указанием имён персонажей.
Книжная зона Книги по актуальным темам, в том числе самодельные, книжки-панорамы, журналы, настольные игры.
Музыкальная зона Аудиотека, видеоматериалы, попевки (небольшие произведения с простой мелодией), частушки, песенки и пр.
Ширма Для пальчикового театра, для театра теней (старый телевизор и 2 лампы), перегородка, соответствующая росту малыша.
Зона для расположения афиш и результатов работы по театрализации Стенды, фото, рисунки, поделки и прочее.

В каждом отдельном случае педагог наполняет театральный уголок в соответствии с конкретными задачами образовательного процесса и возможностями детского сада.

Виды деятельности в театральном уголке (пункт №7 паспорта уголка)

Вид деятельности Содержание
Игровая Театрализованные игры, игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, режиссёрские игры, игры со строительным материалом, дидактические игры (с предметами, подвижные, сочинение сценариев и пр.).
Чтение и обсуждение литературных произведений Свободное общение, решение проблем, описанных в сюжете, оформление выставок рисунков, поделок по темам и пр.
Рассматривание иллюстраций Просмотр и обсуждение иллюстраций к различным художественным произведениям и т. п.
Общение Обсуждение, составление сценариев, игры, в том числе викторины после просмотра спектаклей и т. д.
Познавательные элементы Получение знаний о театре, профессиях с ним связанных, знакомство с жанрами театральных спектаклей и т. д.
Продуктивная работа Создание декораций, костюмов, иллюстраций к произведениям и пр.
Музыкальное оформление Шумовой оркестр, танцевальные этюды, исполнение песенок, частушек и пр.
Просмотр и обсуждение спектаклей Включить перечень спектаклей.
Разыгрывание сказок Перечислить сказки.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики Дать названия упражнений и прописать их цели.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии»

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии» (Археолого-этнографические параллели) Цель: Дать представление о выявлении параллелей между скифским бытом и...

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Читайте также

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд» Пояснительная записка. В последнее время все большее значение отводится активным формам и средствам образования...

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...

Дидактическая игра по развитию речи «Учимся играя»

Дидактическая игра по развитию речи «Учимся играя» Аннотация Дидактическая игра «Учимся играя» - это специально разработанный игровой комплект для развития речи детей. Данная...