Экологическая игра «Наш дом – планета Земля»

Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям.

Задачи:

- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;

- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

- воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

- развивать память, мышление, речь.

Оборудование: плакат с изображением ствола дерева, зелёные листочки, клей, таблички с частями пословицы, мультимедийная презентация.

 

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

Дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

Сегодня 22 апреля – на улице весна вступает в свои права, все оживает и расцветает после долгой холодной зимы. Все мы – жители одного большого дома под название планета Земля. 22 апреля весь мир отмечает праздник – День Земли. (Слайд 2.) И мы собрались для того, чтобы ещё раз напомнить друг другу о правилах бережного отношения к окружающей природе, планете, на которой мы живём; попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу. Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть этой природы (Слайд 3.)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы нашей экологической игры. В этой игре сможет поучаствовать каждый. За участие и правильные ответы вы будете получать зелёные листочки, которые в финале занятия украсят наше дерево знаний.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. (Слайд4) Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт все для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоемы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие растения и животные…

I. Первая станция. «Царство растений». (Слайд 5.)

Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство растений».

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так –целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Экологическая разминка «Узнай растение». (Слайд 6.)

- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик.)

- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина.)

- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина.)

- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка.)

- Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник.)

- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза.)

- Какое дерево дает сладкий сок? (Клен, берёза.)

- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина.)

- Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (Подорожник.)

Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям.

Молодцы, ребята. Вы хорошо отвечали на вопросы. А теперь послушайте такую загадку.

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Что это? (лес) (Слайд 7)

Правильно, это лес. В чем назначение леса? Лес – чудесное творение природы. Без него давно бы прекратилась жизнь. Ведь листья деревьев, трава поглощают углекислый газ, выдыхаемый нами, и который выпускают фабричные, заводские и автомобильные трубы.

"Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах» (Слайд 8)

  • Где вода - там и верба, а где верба - там и вода.
  • Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
  • Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят

Народные приметы:

  • Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
  • Не сей пшеницы прежде дубового листа.
  • Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
  • Зацвела рябина - жди тепло.
  • Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима - морозная.

О чём нас заставляют подумать пословицы, поговорки и народные приметы?

О том, что всё в природе взаимосвязано. Народные приметы основаны на наблюдениях людей много веков назад. Деревенские жители увидели прямую связь между поведением деревьев и погодными условиями, и с тех пор народные приметы, как и пословицы, передаются из поколения в поколение и очень помогают в планировании сельскохозяйственных работ.

Интересные факты (Слайд 9)

Небольшой хвойный лес за год очищает воздух от 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес от 70 тонн.

Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте вырастает новая иголочка.

Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый.

Физкультминутка. «Деревья, кустарники, травы» (Слайд 10)

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие, травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять спокойно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

(липа, калина, тополь, подорожник, мухомор, берёза, крыжовник, крапива, малина, заяц, клен, смородина, шиповник, дуб, зверобой, синица, береза, зверобой, яблоня.)

II. Вторая станция. «Царство Животных». (Слайд 11)

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

Про всех на свете.

Все-все, все на свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд!

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки!

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Все-все, все на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

- Мы продолжаем наши конкурсы

2-й конкурс. Викторина «Живые загадки».

  1. Кто слышит ногами? (кузнечик)
  2. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
  3. Чем зудит комар? (крыльями)
  4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  8. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

  1. Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

  1. Над рекою он в полёте,

Этот чудо-самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоза).

  1. На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

12. Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).

13. Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывёт он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает. (Медуза).

3-й конкурс. «Жалоба»

-Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.

№1. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. За ночь я съедаю 7-8 мышей. (Сова)

№2. Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (Лягушка)

№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (Волк)

Ежегодно с лица Земли по вине человека исчезает одно животное, а ежедневно – одно растение. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 гектара леса. Редкие и исчезающие виды растений и представителей животного мира заносят в Красную книгу. (Слайд 12) Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения быстро вянут, а, оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей! Но беречь надо не только редкие, исчезающие виды. В охране нуждаются все растения, животные, птицы, насекомые, которые ещё встречаются на Земле.

- В нашей Тамбовской области многие растения и животные охраняются государством. (Слайды 13, 14) Одни из них -редкое животное – Рысь и растение – Прострел раскрытый. (Слайд 15)

- А как вы думаете, каким образом человек мог бы сохранить исчезающие виды? Что вы можете предложить для этого? (Создавать заповедники, оранжереи; не рвать растения в природе, не убивать животных.)

III. Третья станция. «Царство Грибов». (Слайд 16)

- Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами. Вы любите собирать грибы?

Вот растёт гриб – боровик

И красив он, и велик.

В толстой шляпке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

Шоколадная папаха,

Белый шёлковый мундир.

Посмотрев, опёнок ахнул:

Настоящий командир.

Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

Возраст мой – всего два дня.

Спрятались под ёлками

Рыжики с иголками.

Не малы, не велики,

И лежат, как пятаки.

А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое брюшко.

Это груздь нас просит взять,

А за ним ещё штук пять.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.

4-й конкурс. «Собери пословицу».

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко

Где дубы, там и грибы.

Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.

“Любопытные факты о грибах”. (Слайд 17)

Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.

Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.

Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.

IV. Четвёртая станция. «В гостях у природы». (Слайд 18)

 Все знают, что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его ещё раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях – у природы, у тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек, у суетливых муравьев, у прыгучих кузнечиков. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредет. Послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть на природу.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо

– Эй, ребята! – крикнул Дима, –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр.

В футбол играли –

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули – и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки –

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

А какие ещё правила поведения в природе знаете вы?

1. Нельзя сорить и бросать мусор. (Слайд 19)

2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.

5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.

6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.

7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.

8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.

9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

V. Пятая станция. «Почва, воздух и вода». (Слайд 20)

Сейчас мы проведём небольшой рейд по улицам города и увидим, охраняют ли жители окружающую среду? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? И как правильно действовать в этой ситуации? Человек отходами загрязняет водоемы. Происходят экологические катастрофы. (Слайд 8)

Идём дальше. Что- то трудно становится дышать! Это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город.Чем это грозит нам?

Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать. Листья категорически запрещается сжигать, т.к. сгорая, они отравляют воздух, вызывая болезни людей. Их нужно вывозить за город.

Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда- то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его сушить. И каким последствиям для речки и леса это может привести?

А вот рядом с дачными домами находится огромная свалка мусора. Чего здесь только нет: и бытовые отходы, и стекла, и пакеты из-под удобрений. Как вы думаете, опасна эта свалка для окружающей среды?

Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могут, а вот без плодородной почвы – нет. Мусорных свалок, массовой вырубки лесов не должно быть! Один сантиметр почвы образуется за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет! Мы должны беречь и охранять нашу почву.

- Ребята, в последнее время мы часто слышим слово «экология». В энциклопедии «Я познаю мир» дано такое определение: «Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и средой, в которой они обитают». В переводе с греческого языка это слово означает «наука о доме, жилище».

Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».

Для охраны нашей природы в настоящее время создаются разные организации. Одна из самых крупных – «Гринпис». (Слайд 21) Активисты этой организации всегда готовы прийти природе на помощь, пытаются помешать захоронению радиоактивных отходов в море, сжиганию отходов, борются за чистоту природы. Членам этой организации удалось добиться международного соглашения о запрете сжигания отходов с 1994 года. Всероссийское общество охраны природы, Межрегиональная общественная организация ЭКА и другие организации заботятся о природе в нашей стране. (Слайд 22)

Каждый человек, живущий на Земле, должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе все взаимосвязано. (Слайд 23)

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, многие получили листочки, давайте их приклеим, пусть зазеленеет наше дерево.

Звучит мелодия «Счастливые дни на зеленом холме»)

(Слайд 24) Ребята, желаю вам быть внимательными к друг другу, животным, растениям, и тогда нам удастся сохранить нашу планету! На этом наше занятие окончено.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так –целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.

Все-все, все на свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд!

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки!

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Все-все, все на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо

– Эй, ребята! – крикнул Дима, –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр.

В футбол играли –

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули – и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки –

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!

Вот растёт гриб – боровик

И красив он, и велик.

В толстой шляпке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

Шоколадная папаха,

Белый шёлковый мундир.

Посмотрев, опёнок ахнул:

Настоящий командир.

Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

Возраст мой – всего два дня.

Спрятались под ёлками

Рыжики с иголками.

Не малы, не велики,

И лежат, как пятаки.

А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое брюшко.

Это груздь нас просит взять,

А за ним ещё штук пять.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец»

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец» Цель: Познакомить детей с профессией продавца. Основная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие - физическое...

Досуг по познавтельно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста и родителей…

Досуг по познавтельно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста и родителей по теме «Вода – волшебница» Цели: Ознакомить детей с понятием «вода» на...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...