План по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год. Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности»
Начало работы: 01.09.2020 год.
Окончание работы: 28.05.2021 год.
Актуальность:
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении экологических проблем.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, волю. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать ее. Наша Земля не сможет существовать без растений, так как они являются одной из составляющих жизни человека - они помогают нам дышать, лечат от болезней, приносят эстетическое удовольствие.
Дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о цветах. Необходимо помочь детям осознать, что цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать (строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства).
В современной педагогике накоплен богатый материал по изучению экологического воспитания дошкольников, экологической культуры в дошкольном возрасте. Исследователи выделяют следующие способы экологического воспитания: дидактическая игра, предметная игра, работа в уголках природы, экологические наблюдения, эксперименты, заполнение календарей природы и др.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
Важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, замечать и ценить ее красоту, научить беречь окружающий мир.
Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности;
- Познакомить детей с цветами, их разнообразием, классификацией по месту произрастания;
- Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться о них;
- Развивать умение передавать в творческой деятельности свое отношение к природе;
- Провести вместе с детьми опытно-экспериментальную работу, наблюдения, выявить необходимые условия для выращивания цветов, подвести детей к пониманию того, что цветы – это живые существа, нуждающиеся в любви;
- Воспитывать у воспитанников любовь к природе, прививать им практические навыки экологически разумного поведения, эмоционально-ценностное отношение к природе, стремление создавать прекрасное;
- Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.
Предполагаемый результат:
- Повышение собственной педагогической компетентности;
- Пополнение предметно-пространственной среды;
- Повышение уровня экологической культуры детей дошкольного возраста за счёт включения их в систематические и целенаправленные наблюдения за ростом и развитием семян цветов и отражение результатов этих наблюдений в опытно-экспериментальной работе;
- Совершенствование образовательного процесса, направленного на овладение детьми знаний о мире цветов, необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- Вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, творческую и трудовую деятельность;
- Изменение ценностного отношения всех участников образовательного процесса к окружающей природе;
- Распространение педагогического опыта.
Перспективный план по самообразованию на 2021 - 2021 учебный год.
1 этап - Организационно-теоретический (сентябрь)
- Изучение нормативных документов;
- Изучение методической литературы по данной теме;
- Изучить имеющийся опыт педагогов ДОУ;
- Изучить уровень экологических знаний детей по данной теме (диагностика);
- Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы;
- Прогнозирование результатов.
2 этап - Практический (октябрь – апрель)
- Повысить уровень педагогической культуры родителей;
- Подобрать художественную и научную литературу по теме самообразования;
- Пополнить РППС группы;
- Провести интеграцию образовательных областей по теме самообразования;
- Создать дидактические игры по теме самообразования;
- Создать презентацию по теме самообразования;
- Разработать и реализовать проект;
- Привлечь родителей к участию в совместной творческой, образовательной и трудовой деятельности с детьми в реализации проектной деятельности;
- Разработать и реализовать опытно-экспериментальную работу «Любовь цветам – красота глазам» в групповом помещении;
- Организовать выставку совместных творческих работ родителей с детьми «Мой ребенок – цветок моей жизни».
3 этап – Заключительный (апрель – май)
- Провести самоанализ и самооценку проведённой работы;
- Выявить уровень экологических знаний детей по теме самообразования (итоговая диагностика);
- Спланировать деятельность и перспективу развития;
- Оформить работу по теме самообразования проектом;
- Оформить и украсить групповой участок выращенными растениями совместно с родителями и детьми;
- Представить свой опыт на педагогическом совете.
Отчёт по самообразованию воспитателя МАДОУ «Детский сад № 30» Родиной Надежды Александровны на 2020 - 2021 учебный год.
Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности»
Начало работы: сентябрь 2020 год.
Окончание работы: май 2021 год.
Месяц | Цель | Содержание работы | Достигнутые результаты самообразования |
Сентябрь | Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников | Изучение методической литературы и других материалов, опыта коллег по теме самообразования; Изучение уровня знаний детей по теме самообразования (диагностика). |
1. Изучены нормативные документы; 2. Подробно изучен имеющийся опыта коллег и ДОУ: Афанасьева Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева.- Юный натуралист. – 1999. - №1. – С.30-32.; Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабанова - Начальная школа. – 2007. - №9. – С. 16-17.; Барабанщикова, Н.В. Здравствуй, лето / Н.В. Барабанщикова- Начальная школа. – 2006,. №6. – С.56-58.; Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская-- Начальная школа. – 2006. - №2. – С.32-33.; Большакова, М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями /М.Д. Большакова.- Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.; Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. – 2009. - №4. – С.20-24.; 3. Изучена методическая литература по теме самообразования; 4. Проведена диагностика по выявлению уровня экологического воспитания (серия заданий, направленных на выявление знаний детей о цветах, их разнообразии, классификации, развитии); 5. Сбор семян разнообразных цветов на территории детского сада и участка. |
Октябрь - Ноябрь |
Повысить собственный профессиональный уровень знаний и умений путем практической деятельности; Повысить уровень педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс; Пополнить и разнообразить РППС группы |
Разработка плана работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности «Мир цветов»; Подготовка консультаций и информации для родителей воспитанников; Подбор художественной и научной литературы; Изготовление картотек; Ознакомление детей с миром цветов в трудовой и исследовательской деятельности. |
1. Разработан проект «Мир цветов» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром цветов; 2. Проведены консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к природе», «Значение экологического воспитания в жизни детей», «Формирование экологических навыков детей среднего дошкольного возраста посредством наблюдения за ростом и развитием цветов в домашних условиях»; 3. Составлена картотека «Разнообразный и красочный мир цветов» для детей старшего дошкольного возраста; 4. Организован уход за цветами в групповом помещении, наблюдения за их жизнью. |
Декабрь - Март |
Пополнить и разнообразить РППС группы Реализовать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проекта «Мир цветов»; Вовлечение родителей в образовательный процесс. |
Реализация проекта «Мир цветов», внесение циклов проекта в перспективный план работы; Подбор и оформление наглядного материала, художественной литературой для детей совместно с родителями; Создание дидактических игр; Разработка и реализация опытно-экспериментальной работы совместно с детьми и родителями «Любовь цветам – красота глазам» в групповом помещении, вне детского сада (дома); Подготовка консультаций и информации для родителей воспитанников; Разработка и реализация творческого задания семьями воспитанников. |
1. Циклы проекта «Мир цветов» внесены в перспективный план работы и реализованы в совместной и НОД с детьми (рисование (в разнообразных техниках), аппликация, художественное конструирование, оригами, лепка); 2. Проведена НОД социально-коммуникативное развитие: «Человек-часть природы», «Земля - наш общий дом», «Правила поведения в природе»; 3. Проведены познавательные беседы с детьми по теме самообразования; 4. Подобраны и оформлены картотеки с иллюстрациями цветов, классификацией по месту произрастания, особенностями строения; 5. Подобрана художественная литература по теме «Цветы» с различными стихотворениями, загадками, рассказами, сказками; 6. Подобраны презентации -сообщения совместно с родителями и детьми «Мои любимые цветы»; 7. Приобретены дидактические игры «Найди по описанию», «От какого цветка эта часть?», «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Сложи картинку», «Слова», «Лото цветы», «Кому что нужно», «Что лишнее?», «Разложи картинки по порядку», «Запомни и нарисуй», «Разрезные картинки», «Ассоциации», «Живые цепочки»; 8. Разработаны и созданы дидактические игры: «Собери цветок», «Что где растет?»; 9. Проведены опыты с землёй, глиной, песком, водой, семенами, растениями: чем пахнут цветы, чем растение дышит, был белый, стал синий, замачивание семян в воде. 10. Организована и проведена посадка семян цветов; 11. Реализована опытно-экспериментальная работа «Любовь цветам – красота глазам» в групповом помещении, совместно родителями с детьми дома, результаты наблюдений за ростом растений, занесены в календарь природы; 12. Проведено распределение обязанностей, составлен график дежурств среди детей по уходу за цветами; 13. Проведены консультации для родителей: «Влияние экологического воспитание на личность ребенка», «Как привить любовь к природе у дошкольника в игре», «Сажаем цветы вместе с мамой». 14. Организована и проведена выставка творческих работ родителей с детьми «Мой ребенок – цветок моей жизни». |
Апрель | Завершить работы по проекту «Мир цветов», Распространение собственного педагогического опыта. |
Реализация проекта «Мир цветов»; Выявление уровня экологических знаний детей по теме самообразования (итоговая диагностика); Трансляция своего педагогического опыта. |
1. Реализован о оформлен проект «Мир цветов»; 2. Проведена итоговая диагностика и обработаны полученные результаты о уровне экологических знаний детей по теме «Цветы»; 3. Выступила на педагогическом совете с темой «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности»; |
Май | Включить родителей в совместную трудовую деятельность с детьми; Подведение итогов работы по теме самообразования. |
Реализация опытно-экспериментальной работы совместно с детьми и родителями «Любовь цветам – красота глазам»; Анализ работы по теме самообразования. |
1. Оформлен и украшен групповой участок выращенными растениями в группе и дома с детьми и родителями; 2. Написан отчёт |
Список литературы.
- Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий центр Сфера2007;
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н. В. Алешина –М.:УЦ «Перспектива», 2008;
- Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа,1998;
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологи.! Часть 2: - Санкт Петербург: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004;
- Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / Р.С.Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004;
- Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей» Санкт Петербург 1996;
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с. (Программы ДОУ);
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002;
- Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка природе: - М.: Новая школа 1993;
- Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996;
- Савенков И.А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Академия развития, Я., 2002.
Читайте также |
---|
Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем…
Развлечение для детей первой младшей группы «Едем к бабе, едем к деду» Цели: Формировать заботливое отношение к окружающим. Развивать совместные действия, чувство товарищества. Способствовать...
План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУФормирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста Ежегодно на дорогах России гибнут...
Лэпбук «Городецкая игрушка»

Лэпбук «Городецкая игрушка» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Городецкая игрушка является той составляющей культурного...