План по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год. Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности»

Начало работы: 01.09.2020 год.

Окончание работы: 28.05.2021 год.

Актуальность:

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении экологических проблем.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, волю. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать ее. Наша Земля не сможет существовать без растений, так как они являются одной из составляющих жизни человека - они помогают нам дышать, лечат от болезней, приносят эстетическое удовольствие.

Дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о цветах. Необходимо помочь детям осознать, что цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать (строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства).

В современной педагогике накоплен богатый материал по изучению экологического воспитания дошкольников, экологической культуры в дошкольном возрасте. Исследователи выделяют следующие способы экологического воспитания: дидактическая игра, предметная игра, работа в уголках природы, экологические наблюдения, эксперименты, заполнение календарей природы и др.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.

Важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, замечать и ценить ее красоту, научить беречь окружающий мир.

Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности;
  2. Познакомить детей с цветами, их разнообразием, классификацией по месту произрастания;
  3. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться о них;
  4. Развивать умение передавать в творческой деятельности свое отношение к природе;
  5. Провести вместе с детьми опытно-экспериментальную работу, наблюдения, выявить необходимые условия для выращивания цветов, подвести детей к пониманию того, что цветы – это живые существа, нуждающиеся в любви;
  6. Воспитывать у воспитанников любовь к природе, прививать им практические навыки экологически разумного поведения, эмоционально-ценностное отношение к природе, стремление создавать прекрасное;
  7. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.

Предполагаемый результат:

  • Повышение собственной педагогической компетентности;
  • Пополнение предметно-пространственной среды;
  • Повышение уровня экологической культуры детей дошкольного возраста за счёт включения их в систематические и целенаправленные наблюдения за ростом и развитием семян цветов и отражение результатов этих наблюдений в опытно-экспериментальной работе;
  • Совершенствование образовательного процесса, направленного на овладение детьми знаний о мире цветов, необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • Вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, творческую и трудовую деятельность;
  • Изменение ценностного отношения всех участников образовательного процесса к окружающей природе;
  • Распространение педагогического опыта.

Перспективный план по самообразованию на 2021 - 2021 учебный год.

1 этап - Организационно-теоретический (сентябрь)

  • Изучение нормативных документов;
  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Изучить имеющийся опыт педагогов ДОУ;
  • Изучить уровень экологических знаний детей по данной теме (диагностика);
  • Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы;
  • Прогнозирование результатов.

2 этап - Практический (октябрь – апрель)

  • Повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • Подобрать художественную и научную литературу по теме самообразования;
  • Пополнить РППС группы;
  • Провести интеграцию образовательных областей по теме самообразования;
  • Создать дидактические игры по теме самообразования;
  • Создать презентацию по теме самообразования;
  • Разработать и реализовать проект;
  • Привлечь родителей к участию в совместной творческой, образовательной и трудовой деятельности с детьми в реализации проектной деятельности;
  • Разработать и реализовать опытно-экспериментальную работу «Любовь цветам – красота глазам» в групповом помещении;
  • Организовать выставку совместных творческих работ родителей с детьми «Мой ребенок – цветок моей жизни».

3 этап – Заключительный (апрель – май)

  • Провести самоанализ и самооценку проведённой работы;
  • Выявить уровень экологических знаний детей по теме самообразования (итоговая диагностика);
  • Спланировать деятельность и перспективу развития;
  • Оформить работу по теме самообразования проектом;
  • Оформить и украсить групповой участок выращенными растениями совместно с родителями и детьми;
  • Представить свой опыт на педагогическом совете.

 

Отчёт по самообразованию воспитателя МАДОУ «Детский сад № 30» Родиной Надежды Александровны на 2020 - 2021 учебный год.

Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности»

Начало работы: сентябрь 2020 год.

Окончание работы: май 2021 год.

Месяц Цель Содержание работы Достигнутые результаты самообразования
Сентябрь Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников Изучение методической литературы и других материалов, опыта коллег по теме самообразования;
Изучение уровня знаний детей по теме самообразования (диагностика).
1. Изучены нормативные документы;
2. Подробно изучен имеющийся опыта коллег и ДОУ: Афанасьева Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева.- Юный натуралист. – 1999. - №1. – С.30-32.; Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабанова - Начальная школа. – 2007. - №9. – С. 16-17.; Барабанщикова, Н.В. Здравствуй, лето / Н.В. Барабанщикова- Начальная школа. – 2006,. №6. – С.56-58.; Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская-- Начальная школа. – 2006. - №2. – С.32-33.; Большакова, М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями /М.Д. Большакова.- Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.; Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. – 2009. - №4. – С.20-24.;
3. Изучена методическая литература по теме самообразования;
4. Проведена диагностика по выявлению уровня экологического воспитания (серия заданий, направленных на выявление знаний детей о цветах, их разнообразии, классификации, развитии);
5. Сбор семян разнообразных цветов на территории детского сада и участка.
Октябрь
-
Ноябрь
Повысить собственный профессиональный уровень знаний и умений путем практической деятельности;
Повысить уровень педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс;
Пополнить и разнообразить РППС группы
Разработка плана работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности «Мир цветов»;
Подготовка консультаций и информации для родителей воспитанников;
Подбор художественной и научной литературы;
Изготовление картотек;
Ознакомление детей с миром цветов в трудовой и исследовательской деятельности.
1. Разработан проект «Мир цветов» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром цветов;
2. Проведены консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к природе», «Значение экологического воспитания в жизни детей», «Формирование экологических навыков детей среднего дошкольного возраста посредством наблюдения за ростом и развитием цветов в домашних условиях»;
3. Составлена картотека «Разнообразный и красочный мир цветов» для детей старшего дошкольного возраста;
4. Организован уход за цветами в групповом помещении, наблюдения за их жизнью.
Декабрь
-
Март
Пополнить и разнообразить РППС группы
Реализовать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проекта «Мир цветов»;
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Реализация проекта «Мир цветов», внесение циклов проекта в перспективный план работы;
Подбор и оформление наглядного материала, художественной литературой для детей совместно с родителями;
Создание дидактических игр;
Разработка и реализация опытно-экспериментальной работы совместно с детьми и родителями «Любовь цветам – красота глазам» в групповом помещении, вне детского сада (дома);
Подготовка консультаций и информации для родителей воспитанников;
Разработка и реализация творческого задания семьями воспитанников.
1. Циклы проекта «Мир цветов» внесены в перспективный план работы и реализованы в совместной и НОД с детьми (рисование (в разнообразных техниках), аппликация, художественное конструирование, оригами, лепка);
2. Проведена НОД социально-коммуникативное развитие: «Человек-часть природы», «Земля - наш общий дом», «Правила поведения в природе»;
3. Проведены познавательные беседы с детьми по теме самообразования;
4. Подобраны и оформлены картотеки с иллюстрациями цветов, классификацией по месту произрастания, особенностями строения;
5. Подобрана художественная литература по теме «Цветы» с различными стихотворениями, загадками, рассказами, сказками;
6. Подобраны презентации -сообщения совместно с родителями и детьми «Мои любимые цветы»;
7. Приобретены дидактические игры «Найди по описанию», «От какого цветка эта часть?», «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Сложи картинку», «Слова», «Лото цветы», «Кому что нужно», «Что лишнее?», «Разложи картинки по порядку», «Запомни и нарисуй», «Разрезные картинки», «Ассоциации», «Живые цепочки»;
8. Разработаны и созданы дидактические игры: «Собери цветок», «Что где растет?»;
9. Проведены опыты с землёй, глиной, песком, водой, семенами, растениями: чем пахнут цветы, чем растение дышит, был белый, стал синий, замачивание семян в воде.
10. Организована и проведена посадка семян цветов;
11. Реализована опытно-экспериментальная работа «Любовь цветам – красота глазам» в групповом помещении, совместно родителями с детьми дома,
результаты наблюдений за ростом растений, занесены в календарь природы;
12. Проведено распределение обязанностей, составлен график дежурств среди детей по уходу за цветами;
13. Проведены консультации для родителей: «Влияние экологического воспитание на личность ребенка», «Как привить любовь к природе у дошкольника в игре», «Сажаем цветы вместе с мамой».
14. Организована и проведена выставка творческих работ родителей с детьми «Мой ребенок – цветок моей жизни».
Апрель Завершить работы по проекту «Мир цветов»,
Распространение собственного педагогического опыта.
Реализация проекта «Мир цветов»;
Выявление уровня экологических знаний детей по теме самообразования (итоговая диагностика);
Трансляция своего педагогического опыта.
1. Реализован о оформлен проект «Мир цветов»;
2. Проведена итоговая диагностика и обработаны полученные результаты о уровне экологических знаний детей по теме «Цветы»;
3. Выступила на педагогическом совете с темой «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром цветов посредством проектной деятельности»;
Май Включить родителей в совместную трудовую деятельность с детьми;
Подведение итогов работы по теме самообразования.
Реализация опытно-экспериментальной работы совместно с детьми и родителями «Любовь цветам – красота глазам»;
Анализ работы по теме самообразования.
1. Оформлен и украшен групповой участок выращенными растениями в группе и дома с детьми и родителями;
2. Написан отчёт

 

Список литературы.

  1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий центр Сфера2007;
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н. В. Алешина –М.:УЦ «Перспектива», 2008;
  3. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа,1998;
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологи.! Часть 2: - Санкт Петербург: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004;
  5. Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / Р.С.Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004;
  6. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей» Санкт Петербург 1996;
  7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с. (Программы ДОУ);
  8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002;
  9. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка природе: - М.: Новая школа 1993;
  10. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996;
  11. Савенков И.А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Академия развития, Я., 2002.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Светофор» Младшая…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Светофор» Младшая группа Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция с другими областями: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое...

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...

Читайте также

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Дидактическая игра «Забавные кольца»

Дидактическая игра «Забавные кольца» Для детей 3-4 лет Аннотация: Сенсорное развитие детей, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира...

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора...