Ознакомление с православной культурой «Знакомство с христианским праздником - Пасха»

Введение

Фольклор — это древний пласт культуры, является огромным потенциалом в этнокультурном воспитании дошкольников, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Связано это с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Целью этнокультурного образования дошкольников является введение ребенка в мир народной культуры. В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии и по возможности принять участие в этом действии.

Цель: Сформировать представление о православной культуре, познакомить с главным христианским праздником - Пасха Христова, научить играть в пасхальные игры, познакомить с тематическими стихотворениями.

Задачи:

1. Образовательные: продолжать формировать представление детей о всеобщих ценностях, об общем для всех людей празднике - Пасха. Формировать основы духовной культуры.

2. Развивающие: Развивать восприятие, воображение и творческую активность.

3. Воспитательные: воспитывать уважение к традициям, желание доставить радость родным, друзьям и близким.

Оборудование:

Костюм пасхального кролика; компьютерная презентация с изображением Иисуса Христа и пасхальной тематикой; иллюстрации с изображением куличей, пасхи и пасхальных яиц; корзина с расписными и разукрашенными яйцами для демонстрации и ознакомления; жёлоба и сладкие подарки для игры; заготовки яиц из гипса или дерева, гуашь, кисти, клей, паетки, бисер, ленты и другие элементы для декорирования.

 

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стулья полукругом

- Ребята, я хочу рассказать вам об одном очень старинном празднике. Одном из самых важных и главных праздников православных людей, празднике ПАСХА Христова! Но перед этим я познакомлю вас с истоками происхождения этого праздника (педагог начинает свой рассказ и демонстрирует изображения Иисуса).

Религия - это способ присоединения к Богу и к обществу. В мире есть много религий, поскольку есть много культур и языков. Христианство - одно из крупнейших религиозных направлений - существует почти две тысячи лет. Трудно отыскать такой уголок земли, где бы не исповедовали христианство. Христианство одна из трех самых могущественных религий в мире. Возникшая в Палестине, а после распространившаяся в Римскую империю и во всю Европу. Она завоевала сердца многих верующих людей, живущих на планете Земля. Главная книга религии - Библия. Одна из главных черт христианства - любовь к человеку, милосердие к страждущим. Православие является одной из трех главных направлений в христианстве и занимает 3 место по численности. Православие — это гармония существования человека с окружающим миром, изучение Древней Мудрости, стремление познать всю красоту и многообразие жизни. Вера в то, что Бог послал на Землю своего сына Иисуса Христа, который праведно жил, страдал и умер, как обычный человек, лежит в основе вероисповедания.

- Совсем скоро весь мир, все православные люди начнут готовиться к Великому празднику, который посвящен возрождению Божьего сына. Очень давно на земле жил Иисус Христос, посланник Бога, преодолевший смерть и воскресший из мертвых. Смерть наступила в пятницу, а воскрешение через три дня в воскресенье, во время землетрясения, после чего Иисус поднялся из гробницы и ушел. Своим примером Божий сын показал, что после смерти наша душа уходит к Богу. Он выбрал такой путь для того, чтобы взять на себя все людские грехи и принес себя в жертву ради всего живого на земле. Иисус Христос является примером для всех людей на земле. С того времени все православные накануне торжества красят яйца и пекут пасхальные куличи - пасхи. Поэтому крашеные яйца, пасхи и куличи являются главными символами и атрибутами праздничного стола.

- А сейчас послушайте одно замечательное стихотворение.

У Бога мертвых нет

Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы,

Но некогда весна бессменная придет.

Жив Бог! Жива душа! И царь земной природы,

Воскреснет человек: у Бога мертвых нет!

Н. И. Гнедич.

(и как только педагог прочитал последнюю строчку в группу заходит педагог в костюме пасхального кролика)

- Какое прекрасное стихотворение!!! (говорит пасхальный кролик). Я просто проходил мимо и не мог не заглянуть услышав эти прекрасные строчки. Ой, Здравствуйте, дети! Ребята, а вы знаете кто я?

- НЕТ (Дети отвечают.)

Кролик представляется... - Я, ребята, пасхальный кролик! Пришел к вам рассказать о традиции красить яйца на великий праздник Пасха!!!

После того, как Мария Магдалина увидела воскресшего Христа, она пришла к императору Тиберию с этой великой вестью и подала ему яйцо со словами «Христос воскрес!» Рассказ Марии Магдалины показался правителю невероятным. И он воскликнул: «В это невозможно поверить! Это так же невозможно, как стать этому белому яйцу в твоей руке красным!» И яйцо на глазах недоверчивого правителя стало красным. От сюда и пошла традиция красить яйца.

В народе верят, что освященное в церкви яйцо оберегает дом от пожара, охраняет от болезни и бед. Яйца дарили не только куриные, но и деревянные, раскрашенные золотом и красками. Были удивительные умельцы создававшие пасхальные яйца из хрусталя, фарфора, цветного и прозрачного стекла и даже кости. Кондитеры придумали сладкие яйца: сахарные и шоколадные.

-Я ребята (кролик обращается к детям) принес вам тоже показать как могут быть украшены яйца, но к сожалению кто то спрятал все мои яйца и мне потребуется ваша помощь чтоб их найти! (Все отправляются на поиски яиц по группе. Находят яйца, разглядывают и складывают в корзинку.)

- Ребята, а вам понравились мои разноцветные яйца?

- Да! (Отвечают дети.)

- Тогда предлагаю вам вместе со мной попробовать расписать и украсить яйца так как вам бы хотелось и вечером подарить их родителям! (дети с энтузиазмом рассаживаются за столы. Каждому ребенку раздается заготовка яйца из гипса или дерева, а так же гуашь и все возможные украшения: паетки, бисер, ленты.

1

2

4

3

(Во время окрашивания и украшения яиц рассказываем про цвета в которые можно окрасить яйца и значение некоторых.)

В светлый праздник Пасхи принято ходить в гости, дарить подарки, угощать друзей, соседей и даже совсем незнакомых людей - к счастью, эти традиции сохраняются и сегодня. Один из самых распространённых и весёлых обычаев это обменивание яркими, привлекательными пасхальными яйцами - «крашенками» или «писанками», как их называли раньше. Окрашенные в самые разные цвета, с узорами и красивыми наклейками, пасхальные яйца являются прекрасным развлечением для маленьких детей. Они обожают ими обмениваться или «биться». Самое важное, чтобы Пасху мы встречали в прекрасном настроении, с верой в лучшее, со светом в душе и с лучшими пожеланиями для всех своих ближних.

Цвет пасхальных яиц имеет своё значение, после принятия православия на Руси было принято делать пожелания или выражать свои чувства с помощью красок, символических узоров и изображений. Жёлтый (ярко-оранжевый, золотой) - цвет звёзд и солнца, прекрасной погоды и богатого урожая; голубой (синий) - небо и воздух, символ силы и здоровья, но также цвет Девы Марии -надежда и добро; зелёный - весенний цвет, напоминающий о постоянном возрождении природы; бурый (коричневый) плодородие и сила матушки-земли. Своё значение имели и сочетания цветов: красные яйца с чёрным рисунком посвящались божествам земли, а строгие чёрно-белые выражали духам ушедших предков уважение и благодарность за защиту от тёмных сил. Разноцветные яркие яйца, окрашенные четырьмя цветами и более, означали пожелание всех жизненных благ. Что касается узоров, то самыми распространёнными были изображения солнца и креста: солнце символизирует всё лучшее, и не только в христианстве; крест тоже связывается с изображением солнца, и при этом означает времена года и стороны света - здесь всё переплетено и неотделимо одно от другого. Яйца могли оставлять белыми или красить в белый цвет, означающий высшую духовность и безукоризненную чистоту. Так же можно использовать старинный «бабушкин» способ окрашивать яйца с помощью луковой шелухи. Благодаря этому способу получаются разные оттенки и цвета, и это зависит от сорта лука: яйца могут получиться от золотистого до фиолетового цвета. Результат достигается «методом эксперимента» это увлекательно и очень объединяет всех членов семьи, и к тому же шелуха лука безопасна для здоровья.

Используя старые колготки «в сеточку» или сетки из вспененного полистирола, в которых продают овощи и фрукты, помогут сделать яйца клетчатыми - это простые и в то же время оригинальные способы. А если в кружевную ткань заворачивать яйца и плотно завязывать, а потом держать в красящем растворе то узоры получаются удивительные. Самое главное делать это в дружной домашней атмосфере и чтобы вокруг царила радость, было много положительных эмоций и результат радовал не только ваши глаза, но и душа улыбалась (пока подсыхает краска на детских заготовках, показать картинки и рассказать немного о куличах и пасхе.

- Но помимо яиц так же главным атрибутом и украшением стола были пасха и куличи! Пасху приготовляют из сладкого, вкусного творожка, добавляя в него изюм, орехи, курагу, разноцветные цукаты - из груш, ананасов, тыквы, вишен. Яблок. Пасху выкладывают горкой на красное блюдо. Кулич пекут из сладкого, сдобного воздушного теста. В него тоже добавляют изюм, орехи, цукаты, а когда кулич испечется, его украшают взбитым с сахаром яичным белком и посыпают раскрашенным в разные цвета просом.

- А сейчас когда наши расписанные яйца высохли (кролик говорит)

давайте я научу вас играть в несколько пасхальных игр!

1. Раскрути яйцо: дети раскручивают яйца, и чье дольше крутиться тот и победил! (Дети разбиваются на пары и начинают раскручивать яйца.)

5

6

2. "Катание яиц": на полу в хаотичном порядке раскладываются мелкие сладости (чупа-чупсы) и детки по-специальному желобу отправляют свои яички по нему и с каким чупа-чупсом столкнется их яйцо, тот ребенок и заберет...(так по очереди пока все детки не получат свои сладкие подарочки).

- Ну вот и все ребята, мне пора идти дальше к следующим детям и им рассказать про замечательный праздник...

- Как он называется ребята?

- Пасха! (Отвечают дети.)

- Я надеюсь вы узнали много нового и интересного за сегодня и обязательно поделитесь своими эмоциями с родителями, а яйца расписанные и раскрашенные вами вы с удовольствием подарите своим родным и близким, тем самым доставите им много радости!!! Ведь несмотря на грустную историю происхождения этого праздника, в сам праздник в наше время должна царить добрая и веселая атмосфера, должен звучать смех и радость от игр и процесса приготовления к этому празднику. Не забывайте красить и расписывать яйца каждый год и дарить и обмениваться ими с самыми близкими и родными людьми!

- До свидания ребята! До новых встреч!!! (Кролик уходит, возвращается первый педагог.)

7

- Ну что ребята, что у вас тут было? Кто к вам приходил и что рассказал?

Дети на перебой рассказывают о том, что узнали о празднике Пасха Христова, что они играли в игры и раскрашивали яйца (демонстрируют свои работы).

Выводы:

Все поставленные цели и задачи выполнены в полном объеме.

1. Сформировано представление о православной культуре, православии как Религии.

2. Познакомились с главным христианским праздником - Пасха Христова.

3. Познакомились с истоками происхождения великого праздника Пасха.

4. Познакомились с легендой об окрашивании яиц.

5. Научились играть в пасхальные игры.

6. Сформировано представление детей о всеобщих ценностях, о великом празднике - Пасха.

7. Продолжается формирование основ духовной культуры.

8. Развивается восприятие, наблюдательность. Развивается воображение и творческая активность.

9. Продолжается воспитываться уважение к традициям, желание доставить радость родным, друзьям и близким.

 

Список использованной литературы:

1. А.В. Бородина, В.А Бородина «Хрестоматия для детей дошкольного возраста».

2. Ганаго Б. Детям о душе. Минск: Белорусский экзархат, 2007.

3. Кислицына Т. Г. Праздники и традиции. Серия: Книги по истории и культуре. -М., Белый город. 2008.

4. Кременцов Л. П. Русские поэты XIX века. Хрестоматия. -М., Флинта-Наука, 2004.

5. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008.

6. Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ. - Уфа: Лето, 2012.

7. Г. Юдин. Азбука православия для детей. -М., Белый город -Даръ, 2011.



Новые публикации

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Сценарий праздника «Посвящение в эколята»

Сценарий праздника «Посвящение в эколята» Цель: закрепление знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Задачи: Образовательные: расширять, пополнять и уточнять...

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Читайте также

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России» Старший дошкольный возраст Информационная карта проекта 1. Название проекта: «Я родился в России». 2. Тип проекта: социально-значимый. 3...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Читайте также

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...

Сценарий праздника к 23 Февраля

Сценарий праздника к 23 Февраля Ведущий. Добрый вечер! Добрый вечер всем, кто сегодня пришёл на наш небольшой праздник, посвященный замечательной дате...

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...