Ознакомление с православной культурой «Знакомство с христианским праздником - Пасха»

Введение

Фольклор — это древний пласт культуры, является огромным потенциалом в этнокультурном воспитании дошкольников, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Связано это с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Целью этнокультурного образования дошкольников является введение ребенка в мир народной культуры. В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии и по возможности принять участие в этом действии.

Цель: Сформировать представление о православной культуре, познакомить с главным христианским праздником - Пасха Христова, научить играть в пасхальные игры, познакомить с тематическими стихотворениями.

Задачи:

1. Образовательные: продолжать формировать представление детей о всеобщих ценностях, об общем для всех людей празднике - Пасха. Формировать основы духовной культуры.

2. Развивающие: Развивать восприятие, воображение и творческую активность.

3. Воспитательные: воспитывать уважение к традициям, желание доставить радость родным, друзьям и близким.

Оборудование:

Костюм пасхального кролика; компьютерная презентация с изображением Иисуса Христа и пасхальной тематикой; иллюстрации с изображением куличей, пасхи и пасхальных яиц; корзина с расписными и разукрашенными яйцами для демонстрации и ознакомления; жёлоба и сладкие подарки для игры; заготовки яиц из гипса или дерева, гуашь, кисти, клей, паетки, бисер, ленты и другие элементы для декорирования.

 

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стулья полукругом

- Ребята, я хочу рассказать вам об одном очень старинном празднике. Одном из самых важных и главных праздников православных людей, празднике ПАСХА Христова! Но перед этим я познакомлю вас с истоками происхождения этого праздника (педагог начинает свой рассказ и демонстрирует изображения Иисуса).

Религия - это способ присоединения к Богу и к обществу. В мире есть много религий, поскольку есть много культур и языков. Христианство - одно из крупнейших религиозных направлений - существует почти две тысячи лет. Трудно отыскать такой уголок земли, где бы не исповедовали христианство. Христианство одна из трех самых могущественных религий в мире. Возникшая в Палестине, а после распространившаяся в Римскую империю и во всю Европу. Она завоевала сердца многих верующих людей, живущих на планете Земля. Главная книга религии - Библия. Одна из главных черт христианства - любовь к человеку, милосердие к страждущим. Православие является одной из трех главных направлений в христианстве и занимает 3 место по численности. Православие — это гармония существования человека с окружающим миром, изучение Древней Мудрости, стремление познать всю красоту и многообразие жизни. Вера в то, что Бог послал на Землю своего сына Иисуса Христа, который праведно жил, страдал и умер, как обычный человек, лежит в основе вероисповедания.

- Совсем скоро весь мир, все православные люди начнут готовиться к Великому празднику, который посвящен возрождению Божьего сына. Очень давно на земле жил Иисус Христос, посланник Бога, преодолевший смерть и воскресший из мертвых. Смерть наступила в пятницу, а воскрешение через три дня в воскресенье, во время землетрясения, после чего Иисус поднялся из гробницы и ушел. Своим примером Божий сын показал, что после смерти наша душа уходит к Богу. Он выбрал такой путь для того, чтобы взять на себя все людские грехи и принес себя в жертву ради всего живого на земле. Иисус Христос является примером для всех людей на земле. С того времени все православные накануне торжества красят яйца и пекут пасхальные куличи - пасхи. Поэтому крашеные яйца, пасхи и куличи являются главными символами и атрибутами праздничного стола.

- А сейчас послушайте одно замечательное стихотворение.

У Бога мертвых нет

Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы,

Но некогда весна бессменная придет.

Жив Бог! Жива душа! И царь земной природы,

Воскреснет человек: у Бога мертвых нет!

Н. И. Гнедич.

(и как только педагог прочитал последнюю строчку в группу заходит педагог в костюме пасхального кролика)

- Какое прекрасное стихотворение!!! (говорит пасхальный кролик). Я просто проходил мимо и не мог не заглянуть услышав эти прекрасные строчки. Ой, Здравствуйте, дети! Ребята, а вы знаете кто я?

- НЕТ (Дети отвечают.)

Кролик представляется... - Я, ребята, пасхальный кролик! Пришел к вам рассказать о традиции красить яйца на великий праздник Пасха!!!

После того, как Мария Магдалина увидела воскресшего Христа, она пришла к императору Тиберию с этой великой вестью и подала ему яйцо со словами «Христос воскрес!» Рассказ Марии Магдалины показался правителю невероятным. И он воскликнул: «В это невозможно поверить! Это так же невозможно, как стать этому белому яйцу в твоей руке красным!» И яйцо на глазах недоверчивого правителя стало красным. От сюда и пошла традиция красить яйца.

В народе верят, что освященное в церкви яйцо оберегает дом от пожара, охраняет от болезни и бед. Яйца дарили не только куриные, но и деревянные, раскрашенные золотом и красками. Были удивительные умельцы создававшие пасхальные яйца из хрусталя, фарфора, цветного и прозрачного стекла и даже кости. Кондитеры придумали сладкие яйца: сахарные и шоколадные.

-Я ребята (кролик обращается к детям) принес вам тоже показать как могут быть украшены яйца, но к сожалению кто то спрятал все мои яйца и мне потребуется ваша помощь чтоб их найти! (Все отправляются на поиски яиц по группе. Находят яйца, разглядывают и складывают в корзинку.)

- Ребята, а вам понравились мои разноцветные яйца?

- Да! (Отвечают дети.)

- Тогда предлагаю вам вместе со мной попробовать расписать и украсить яйца так как вам бы хотелось и вечером подарить их родителям! (дети с энтузиазмом рассаживаются за столы. Каждому ребенку раздается заготовка яйца из гипса или дерева, а так же гуашь и все возможные украшения: паетки, бисер, ленты.

1

2

4

3

(Во время окрашивания и украшения яиц рассказываем про цвета в которые можно окрасить яйца и значение некоторых.)

В светлый праздник Пасхи принято ходить в гости, дарить подарки, угощать друзей, соседей и даже совсем незнакомых людей - к счастью, эти традиции сохраняются и сегодня. Один из самых распространённых и весёлых обычаев это обменивание яркими, привлекательными пасхальными яйцами - «крашенками» или «писанками», как их называли раньше. Окрашенные в самые разные цвета, с узорами и красивыми наклейками, пасхальные яйца являются прекрасным развлечением для маленьких детей. Они обожают ими обмениваться или «биться». Самое важное, чтобы Пасху мы встречали в прекрасном настроении, с верой в лучшее, со светом в душе и с лучшими пожеланиями для всех своих ближних.

Цвет пасхальных яиц имеет своё значение, после принятия православия на Руси было принято делать пожелания или выражать свои чувства с помощью красок, символических узоров и изображений. Жёлтый (ярко-оранжевый, золотой) - цвет звёзд и солнца, прекрасной погоды и богатого урожая; голубой (синий) - небо и воздух, символ силы и здоровья, но также цвет Девы Марии -надежда и добро; зелёный - весенний цвет, напоминающий о постоянном возрождении природы; бурый (коричневый) плодородие и сила матушки-земли. Своё значение имели и сочетания цветов: красные яйца с чёрным рисунком посвящались божествам земли, а строгие чёрно-белые выражали духам ушедших предков уважение и благодарность за защиту от тёмных сил. Разноцветные яркие яйца, окрашенные четырьмя цветами и более, означали пожелание всех жизненных благ. Что касается узоров, то самыми распространёнными были изображения солнца и креста: солнце символизирует всё лучшее, и не только в христианстве; крест тоже связывается с изображением солнца, и при этом означает времена года и стороны света - здесь всё переплетено и неотделимо одно от другого. Яйца могли оставлять белыми или красить в белый цвет, означающий высшую духовность и безукоризненную чистоту. Так же можно использовать старинный «бабушкин» способ окрашивать яйца с помощью луковой шелухи. Благодаря этому способу получаются разные оттенки и цвета, и это зависит от сорта лука: яйца могут получиться от золотистого до фиолетового цвета. Результат достигается «методом эксперимента» это увлекательно и очень объединяет всех членов семьи, и к тому же шелуха лука безопасна для здоровья.

Используя старые колготки «в сеточку» или сетки из вспененного полистирола, в которых продают овощи и фрукты, помогут сделать яйца клетчатыми - это простые и в то же время оригинальные способы. А если в кружевную ткань заворачивать яйца и плотно завязывать, а потом держать в красящем растворе то узоры получаются удивительные. Самое главное делать это в дружной домашней атмосфере и чтобы вокруг царила радость, было много положительных эмоций и результат радовал не только ваши глаза, но и душа улыбалась (пока подсыхает краска на детских заготовках, показать картинки и рассказать немного о куличах и пасхе.

- Но помимо яиц так же главным атрибутом и украшением стола были пасха и куличи! Пасху приготовляют из сладкого, вкусного творожка, добавляя в него изюм, орехи, курагу, разноцветные цукаты - из груш, ананасов, тыквы, вишен. Яблок. Пасху выкладывают горкой на красное блюдо. Кулич пекут из сладкого, сдобного воздушного теста. В него тоже добавляют изюм, орехи, цукаты, а когда кулич испечется, его украшают взбитым с сахаром яичным белком и посыпают раскрашенным в разные цвета просом.

- А сейчас когда наши расписанные яйца высохли (кролик говорит)

давайте я научу вас играть в несколько пасхальных игр!

1. Раскрути яйцо: дети раскручивают яйца, и чье дольше крутиться тот и победил! (Дети разбиваются на пары и начинают раскручивать яйца.)

5

6

2. "Катание яиц": на полу в хаотичном порядке раскладываются мелкие сладости (чупа-чупсы) и детки по-специальному желобу отправляют свои яички по нему и с каким чупа-чупсом столкнется их яйцо, тот ребенок и заберет...(так по очереди пока все детки не получат свои сладкие подарочки).

- Ну вот и все ребята, мне пора идти дальше к следующим детям и им рассказать про замечательный праздник...

- Как он называется ребята?

- Пасха! (Отвечают дети.)

- Я надеюсь вы узнали много нового и интересного за сегодня и обязательно поделитесь своими эмоциями с родителями, а яйца расписанные и раскрашенные вами вы с удовольствием подарите своим родным и близким, тем самым доставите им много радости!!! Ведь несмотря на грустную историю происхождения этого праздника, в сам праздник в наше время должна царить добрая и веселая атмосфера, должен звучать смех и радость от игр и процесса приготовления к этому празднику. Не забывайте красить и расписывать яйца каждый год и дарить и обмениваться ими с самыми близкими и родными людьми!

- До свидания ребята! До новых встреч!!! (Кролик уходит, возвращается первый педагог.)

7

- Ну что ребята, что у вас тут было? Кто к вам приходил и что рассказал?

Дети на перебой рассказывают о том, что узнали о празднике Пасха Христова, что они играли в игры и раскрашивали яйца (демонстрируют свои работы).

Выводы:

Все поставленные цели и задачи выполнены в полном объеме.

1. Сформировано представление о православной культуре, православии как Религии.

2. Познакомились с главным христианским праздником - Пасха Христова.

3. Познакомились с истоками происхождения великого праздника Пасха.

4. Познакомились с легендой об окрашивании яиц.

5. Научились играть в пасхальные игры.

6. Сформировано представление детей о всеобщих ценностях, о великом празднике - Пасха.

7. Продолжается формирование основ духовной культуры.

8. Развивается восприятие, наблюдательность. Развивается воображение и творческая активность.

9. Продолжается воспитываться уважение к традициям, желание доставить радость родным, друзьям и близким.

 

Список использованной литературы:

1. А.В. Бородина, В.А Бородина «Хрестоматия для детей дошкольного возраста».

2. Ганаго Б. Детям о душе. Минск: Белорусский экзархат, 2007.

3. Кислицына Т. Г. Праздники и традиции. Серия: Книги по истории и культуре. -М., Белый город. 2008.

4. Кременцов Л. П. Русские поэты XIX века. Хрестоматия. -М., Флинта-Наука, 2004.

5. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008.

6. Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ. - Уфа: Лето, 2012.

7. Г. Юдин. Азбука православия для детей. -М., Белый город -Даръ, 2011.



Новые публикации

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы по теме «Натюрморт» Тема: «Оживление» натюрморта». Программное содержание: Закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...

Читайте также

Праздник 8 Марта

Праздник 8 Марта   Весенний праздник 8 марта – особенный день не только для девушек и взрослых, женщин или бабушек, но и...

Конспект образовательной деятельности по ОБЖ на тему «Пожарная безопасность» в…

Конспект образовательной деятельности по ОБЖ на тему «Пожарная безопасность» в коррекционной группе Цель: Познакомить с правилами пожарной безопасности. Программное содержание: Обучающие задачи: Рассказать о...

Конспект НОД по лепке «Воздушные шарики»

Конспект НОД по лепке «Воздушные шарики» (пластилинография) (Вторая младшая группа) Цель: развитие творческих навыков. Задачи: • Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина круговыми движениями рук. •...

Комментарии

  • Ирина
    Добрый вечер! Я бы хотела приобрести данный материал, как это сделать?

    Подробнее...

     
  • Наталья Александровн
    добрый день ,подскажите как скачать лепбук

    Подробнее...

     
  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...





В блогах

нод "Зимующие птицы"

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы. Задача: - Образовательная: Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах); Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми…

  В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые...

Индивидуальный план работы в межаттестационный период по повышению профессианального уровня 2017-2022 гг, Тема: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Актуальность темы состоит в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формирование осознанного отношения...

Интегрированное занятие в старшей группе "Морское путешествие в страну Знаний"

Шарчинский детский сад «Радуга» структурное подразделение  МБОУ Шарчинской СОШ Схема - конспекта  Интегрированной НОД  «Морское путешествие в страну Знаний»  в старшей группе   Автор Нечунаева Олеся Владимировна с.Шарчино   Образовательная область: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»...