Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи

Компоненты звуковой культуры речи Игры, упражнения (название) Краткое содержание игры, упражнения
Звукопроизношение Игра «Доскажи словечко» Ход: Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить
Например, Ра – ра - ра начинается иг…
Ры – ры – ры у мальчика ша…
Ро – ро – ро у нас новое вед…
Ру – ру – ру продолжаем мы иг… 
Упражнение «Кто как кричит?»  Ход: перед ребенком ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.), он воспроизводит соответствующие звукоподражания.
Дидактическая игра «Назови слова» Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.
Слуховой внимание Упражнение  «Услышишь — хлопни» Ход: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
 Игра «Что звучит?» Ход: У воспитателя большой и маленький барабан. Дети, услышав стук по большому барабану, произносят «там-там-там», по маленькому «тям-тям-тям».
 Игра «Кто летит» Ход: Воспитатель сообщает детям, что он будет говорить слово летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры произносить фразы медленно, дальше темп речи ускоряется.
Фонематический слух (речевой)  Игра «Назови звук» Ход: Воспитатель называет слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. Дети должны называть только этот звук. Например, “матрррёшка”, дети должны сказать “рь”. В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки.
Игра «Цепочка слов». Ход: У воспитателя карточка с изображением карандаша. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из слов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка с первым звуком –ш -, прикладывает к моей картинке. Когда будет выложена вся цепочка слов, дети хором называют все предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове. 
 Игра «Телефон» Ход: На столе разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей и встают в ряд. Последнему воспитатель тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.
Игра повторяется 3 раза.
Речевое дыхание Упражнение «Дровокол»  ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5–6 раз.
Упражнение «Одуванчик» Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха.
Упражнение «Кто кого?»  Ход: Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить гласные звуки «а, о, у, и, э». Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Педагог должен следить за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи. 
Дикция Упражнение «Произнести по-разному» Ход: Произнести скороговорку с ускорением темпа «На дворе трава, на траве дрова».
Упражнение «Кто лучше скажет» Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
И будет все понятно.
Упражнение «Отгадай и повтори»  - Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)
- Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)
- Скатерть бела все поле одела. (Снег)
Выразительность Упражнение «Скажи правильно» Чтение детьми стихов в лицах, следить, чтобы дети произносили свои фразы согласно знакам (! и ?).
- Заяц белый,
Куда бегал?
- В лес зеленый!
- Что там делал?
- Лыки драл! 
Игра «Скажи предложение»  Ход: Воспитатель называет предложение «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - радость, безразличие, огорчение. То же задание выполняется с другими предложениями солнце светит, снег идет, подснежник расцвел. 
Игра «Медведь и лиса».  Ход: Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой - лисой. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. Произнося диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса.
Лиса. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
Лиса. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Лиса. Где поставишь ты ее?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Лиса. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко, лучше принесу.
Игру повторяют, медведь может повстречаться и с другим зверем. 


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития…

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития творчества в танце Танцевально-двигательная терапия «Танец — это живой язык, на котором...

Читайте также

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ