«Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста»
Слайд 1. Здоровьесберегающие технологии
Большинство взрослых людей знают, что здоровье человека закладывается с раннего детства и нуждается в тщательной заботе на протяжение всей его жизни. Причём заботиться надо как о физическом, так и о духовном состоянии.
Слайд 2. Согласно данным научных исследований здоровье обуславливается на:
на 50% - образом жизни
на 20% - наследственностью
на 20% - состоянием окружающей среды
и примерно на на 10% - возможностями медицины.
Вот и получается, что здоровый образ жизни играет большую роль для человека.
Здоровый образ жизни это есть поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья.
У детей здоровье занимаем самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ребёнку сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, и что запас здоровья, имеющийся у него, ограничен. И только когда маленький человек будет осведомлён о важности ЗОЖ, он быстрее перенесёт переданный взрослым опыт в самостоятельную деятельность, разумнее будет относиться к своей жизни и своему здоровью. Следовательно, важно с раннего детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, научить разумно и бережно относиться к своему здоровью.
Для формирования здорового образа жизни у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Вся работа по здоровьесбережению в ДОУ осуществляется комплексно, в течение всего дня. Используются, как и у всех разнообразные здоровьесберегающие технологии:
Слайд 3.
спортивные досуги, праздники
гимнастика для глаз
пальчиковая гимнастика
дыхательная гимнастика
прогулки -походы
эстафеты-соревнования
Слайд 4.
спортивные и подвижные игры на прогулке
Занятийная деятельность по ЗОЖ.
О некоторых я хочу вам рассказать.
Слайд 5.
гимнастика: для глаз, пальчиковая, дыхательная
Слайд 6
Занятийная деятельность по ЗОЖ.
О некоторых я хочу вам рассказать.
Слайд 7
Каждое утро начинается с утренней гимнастики на свежем воздухе.
Цель которой—создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу
Зарядка для детей на улице – это прекрасный способ взбодриться, насытить организм кислородом и снабдить энергией. Это одновременно и закаливание, и повышение мышечного тонуса.
А регулярное проведение утренней гимнастики на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
К тому же, зарядка утром на улице – это необыденное и интересное начало дня.
Проведение гимнастики на свежем воздухе определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от климатических условий. Если погода не даёт возможности провести гимнастику на улице, то проводим в хорошо в проветриваемом зале.
Гимнастика проводиться с предметами и без.
В нашем ДОУ основу утренней гимнастики на воздухе составляет оздоровительный бег (в течение 1- 2, 5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).
А заканчивается комплекс звуковой дыхательной гимнастикой. Так как для эффективности звуковую гимнастику необходимо по возможности проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. При выполнении дыхания со звуком в организме происходят биохимические процессы: появляется ощущение теплоты во всем теле.
Если первое время некоторые родители относились к зарядке на улице с опаской и всегда задавали один и тот же вопрос «А что вы пойдёте на улицу на зарядку?» То сейчас видя результаты этот вопрос отпал сам собой.
Если посещаемость детей в 2017 -2018 учебном году составляла - 75 % - 22 ребёнка.
То в 2018 -2019 учебном году - 85 % - 27 детей.
Слайд 8
В занятийную деятельность включаем кинезиологические упражнения. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» проводиться за столом.
Дети с удовольствием меняют три положения руки — кулак-ребро-ладонь. Предлагаем выполнять сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Затем предлагаем самим давать себе команды(кулак -ребро-ладонь).
Упражнение «Ухо-нос»
Предлагаем детям левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Слайд 9.
Проводим с детьми дыхательные кинезиологические упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Упражнение “Дышим носом”
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
Предлагаем выполнить упражнения- растяжки на расслабление.
Слайд 10
Ежедневно прогулку начинаем оздоровительной ходьбы по территории детского сада. Занятия ходьбой на свежем воздухе положительно воздействует на работу всего организма ребёнка в целом.
При организации экскурсий 1-2 раза в сезон ходим с детьми на длительные маршруты на стадион, в библиотеку,пожарное депо. Если раньше мы ходили парами, взявшись за руки, то теперь до места назначения идём строем друг за другом, движения рук, ног, туловища осуществляются ритмично. Например: пришли на стадион организовали игры и обратно возвращаемся легкой спортивной ходьбой. С введением в прогулку ходьбы уменьшилась заболеваемость детей, увеличилась работоспособность, у детей улучшился аппетит.
Слайд 10.
Традиционно перед 9 мая организуем с детьми старшего дошкольного возраста экскурсию к стеле воинов интернационалистов. С дальнейшим пробегом кольца победы по стадиону.
Слайд 11.
Конечно большое значение уделяем гимнастике после сна.
Начинаем проводить гимнастику пробуждения с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Исключаем резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем предлагаем детям перейти в хорошо проветренный спортивный зал босиком. Гимнастика проходит при открытой фрамуге. Предлагаем комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия: разогревание стопы и ладоней, перекаты с пятки на носки.
Проводим с детьми массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Упражнение «Поиграем с ручками»
Дети растирают ладони до приятного тепла.
- Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
- Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
- Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
- Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
- Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
Хочу поделиться с вами одной из технологий, которая способствует укреплению здоровья детей. Это самомассаж!
Проводим хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируем ритмичными хлопками.
Самомассаж стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняем лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.
Массажными мячиками массируем стопу ног, все части тела прямыми и круговыми движениями.
Дети встают друг за другом по кругу и массируют спину впереди стоящему.
Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор мы действительно можем создавать необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.
В нашем дошкольном учреждении мы используем «Рижский» метод закаливания. Для данного метода закаливания мы используем четыре дорожки. В первый ящик насыпаны мелкие камушки — галька. Во второй- поваренная соль. Третья дорожка смочена в воде комнатной t. Четвёртая дорожка остается сухой. Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение повторяется 2-3 раза и совмещается его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".
Данный метод закаливания используется в нашем учреждении не так долго, но уже он даёт положительные результаты, снижается уровень заболеваемости, количество дней пропуска по болезни, служит хорошим средством профилактики простудных заболеваний.
Зрительная гимнастика по Аветисову рекомендована детям. Мы используют его упражнения во время занятийной и свободной деятельности. Это помогает детям отдохнуть и не отвлекаться.
Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений
Эта группа упражнений способствует улучшению микроциркуляции жидкости внутри глаза и стабилизации кровотока. Выполнять упражнения нужно в указанной последовательности. Предлагаем детям:
- Сжимать и разжимать веки, задерживая каждое положение на 3-5 секунд.
- Быстро моргать 25 секунд, пару секунд отдыхать и повторить моргание.
- Минуту массировать сомкнутые веки подушечками указательных пальцев.
- Легко придавливать глазные яблоки сквозь веко по 3 секунды. После отдыха повторить упражнение 3-4 раза.
- Подушечками указательных пальцев легко надавливать на кожу надбровной дуги, оказывая сопротивление мышцам лба и подвижного века. Рекомендуется повторять упражнение 6-8 раз.
Вот адаптированный для нас комплекс, который мы проводим с детьми:
- Сначала нужно вдохнуть воздух и задержать дыхание. В этот момент взгляд должен быть направлен в точку между бровей. Через несколько секунд взгляд меняет свой фокус. А затем возвращается в начальную точку;
- Это движение похоже на рассмотренное перед этим. Разница в дом, что при его выполнении взгляд концентрируется на самом кончике носа;
- Теперь нужно на вдохе посмотреть вправо. При выдохе взгляд возвращается в начальное положение. Повторять движение так, чтобы взгляд был направлен влево;
- Сделав вдох, посмотрите влево-вверх. Задержав дыхание, переместите взгляд в противоположную сторону. Далее повторяем это, но теперь взгляд будет перемещаться сначала вправо и одновременно вверх, и в противоположную сторону;
- Делая вдох, взгляд нужно перемещать по кругу. Начинают с верхней точки, взгляд перемещается правее, теперь вниз, по кругу влево, вверх, после этого в начальное положение. Потом взгляд перемещается в противоположном направлении.
Читайте также |
---|
Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»
Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...
Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного…
Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного возраста
Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет
Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...