Мнемотехника – прием разучивания песен

Пение – один из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

В процессе обучения пению важен выбор методов. Мы знаем, что при разучивании мелодии главную роль играет так называемая звуковая наглядность. Но песня - это синтез музыки и слова. И чтобы процесс запоминания текста происходил непроизвольно, я в своей работе использую мнемотехнику. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания. Возраст, когда у детей преобладает зрительно-образная память. И основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: различные символы, знаки, наглядные модели. Мнемотаблицы помогают детям без особых усилий усвоить текст песни, способствуют повышению интереса к пению. Среди современных детей много гиперактивных детей, что отмечается повышенной рассеянностью, неспособностью их к концентрации внимания, отсутствие заинтересованности делом. Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Мнемотаблицы – это «палочка выручалочка».Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом, и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста. Они вызывают интерес, повышают внимательность, развивают ассоциативное мышление и воображение; делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей.

Составляя таблицы, стараюсь использовать картинки, которые были бы детям понятны, вызывали у них наглядную ассоциацию и не отвлекали лишними деталями. Если детям бывает не понятно изображение, обязательно обсуждаем этот символ, почему именно его использовали и что он обозначает, т.е. помогаем детям найти осмысленные связи между изображениями и словами. Запоминание текста по картинке для детей увлекательная игра. После того, как дети хорошо запомнят текст, мнемотаблица переносится в музыкальный уголок, где дети в свободное время с удовольствием поют самостоятельно.

Этапы разучивания песни, используя мнемотаблицы:

  1. Прослушивание песни.
  2. Беседа о характере песни и ее содержании.
  3. Рассматривание таблицы.
  4. Разучивание песни по фразам при помощи, соответствующих тексту, картинок.
  5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
  6. Пение без мнемотаблицы.

Применение таблиц позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в памяти продолжительное время, сокращает время обучения. С помощью мнемотехники можно добиться высокого уровня запоминания, активности детей при подпевании и пении, постепенное приучение к сольному пению.

Прилагаю таблицы песен:

1

«Лесная песенка» В. Витлина

Золотило солнышко лес, лес

Муравей на дерево влез, влез

Дятлы – долгоносики тук-тук-тук

Всюду, всюду слышится стук, стук,

Мотылек на веточку сел, сел

А скворец на елочке пел, пел

Услыхал ту песенку толстый жук

Зажужжал он весело жу-жу-жу

Полюбилась песенка всем, всем

Мы запели песенку все, все

Каблучками топаем топ, топ, топ

И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп

2

«Кукушка» эстонская народная песня

Зовёт зверей кукушка:

- Довольно, сони, спать!

Весна пришла к вам в гости,

Давно пора вставать!

Ку-ку, ку-ку! Старается она.

Ку-ку, ку-ку! Пришла уже весна!

Обиженно в берлоге

Ворчит старик медведь:

«Кукушка! Помолчи-ка,

Дай сон мне досмотреть!»

Ку-ку, ку-ку! Мешаешь старику.

Ку-ку, ку-ку! Поспать бы на боку!

3

«Одуванчики» Л. Селезневой

На поляне, словно зайчики,

Появились одуванчики.

Это солнышка цветы

Небывалой красоты

Припев: И все девочки и мальчики,

Очень любят одуванчики.

Это солнышка цветы,

Небывалой красоты.

Мы среди цветов тех бегали,

А потом букеты делали.

Заплетали мы в венки,

Ярко желтые цветы.

Скоро в белых сарафанчиках

Будут наши одуванчики.

Их поднимет в облака,

Дуновенье ветерка.

4

«Про меня и муравья» Л. Абелян

Нес однажды муравей
Две дощечки для дверей
Вдруг навстречу рыжий кот
Вышел грозно из ворот.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

Закричал коту я "Брысь!
Гав-гав-гав, поберегись!"
И разбойничьи усы
Разом спрятались в кусты.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь.
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

5

6

«Где был Иванушка» русская народная песня

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Курочку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюёт,

Иванушка в горенке

Песенки поёт.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Уточку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюёт,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Барашеньку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Барашек в садике

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Коровушку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Барашек в садике

Травушку жует,

Коровушка деткам

Молочко даёт,

Иванушка в горенке

Песенки поет.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии Для развития у детей дошкольного возраста таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и...

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Читайте также

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми...

Проект по театрализованной деятельности в детском саду

Проект по театрализованной деятельности в детском саду «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение...

Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы»

Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы» (Для детей старше-подготовительной группы и их родителей) Цель: Обобщение представлений детей о значении природы в жизни людей;...