Мнемотехника – прием разучивания песен
Пение – один из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.
В процессе обучения пению важен выбор методов. Мы знаем, что при разучивании мелодии главную роль играет так называемая звуковая наглядность. Но песня - это синтез музыки и слова. И чтобы процесс запоминания текста происходил непроизвольно, я в своей работе использую мнемотехнику. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания. Возраст, когда у детей преобладает зрительно-образная память. И основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: различные символы, знаки, наглядные модели. Мнемотаблицы помогают детям без особых усилий усвоить текст песни, способствуют повышению интереса к пению. Среди современных детей много гиперактивных детей, что отмечается повышенной рассеянностью, неспособностью их к концентрации внимания, отсутствие заинтересованности делом. Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Мнемотаблицы – это «палочка выручалочка».Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом, и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста. Они вызывают интерес, повышают внимательность, развивают ассоциативное мышление и воображение; делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей.
Составляя таблицы, стараюсь использовать картинки, которые были бы детям понятны, вызывали у них наглядную ассоциацию и не отвлекали лишними деталями. Если детям бывает не понятно изображение, обязательно обсуждаем этот символ, почему именно его использовали и что он обозначает, т.е. помогаем детям найти осмысленные связи между изображениями и словами. Запоминание текста по картинке для детей увлекательная игра. После того, как дети хорошо запомнят текст, мнемотаблица переносится в музыкальный уголок, где дети в свободное время с удовольствием поют самостоятельно.
Этапы разучивания песни, используя мнемотаблицы:
- Прослушивание песни.
- Беседа о характере песни и ее содержании.
- Рассматривание таблицы.
- Разучивание песни по фразам при помощи, соответствующих тексту, картинок.
- Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
- Пение без мнемотаблицы.
Применение таблиц позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в памяти продолжительное время, сокращает время обучения. С помощью мнемотехники можно добиться высокого уровня запоминания, активности детей при подпевании и пении, постепенное приучение к сольному пению.
Прилагаю таблицы песен:
«Лесная песенка» В. Витлина
Золотило солнышко лес, лес
Муравей на дерево влез, влез
Дятлы – долгоносики тук-тук-тук
Всюду, всюду слышится стук, стук,
Мотылек на веточку сел, сел
А скворец на елочке пел, пел
Услыхал ту песенку толстый жук
Зажужжал он весело жу-жу-жу
Полюбилась песенка всем, всем
Мы запели песенку все, все
Каблучками топаем топ, топ, топ
И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп
«Кукушка» эстонская народная песня
Зовёт зверей кукушка:
- Довольно, сони, спать!
Весна пришла к вам в гости,
Давно пора вставать!
Ку-ку, ку-ку! Старается она.
Ку-ку, ку-ку! Пришла уже весна!
Обиженно в берлоге
Ворчит старик медведь:
«Кукушка! Помолчи-ка,
Дай сон мне досмотреть!»
Ку-ку, ку-ку! Мешаешь старику.
Ку-ку, ку-ку! Поспать бы на боку!
«Одуванчики» Л. Селезневой
На поляне, словно зайчики,
Появились одуванчики.
Это солнышка цветы
Небывалой красоты
Припев: И все девочки и мальчики,
Очень любят одуванчики.
Это солнышка цветы,
Небывалой красоты.
Мы среди цветов тех бегали,
А потом букеты делали.
Заплетали мы в венки,
Ярко желтые цветы.
Скоро в белых сарафанчиках
Будут наши одуванчики.
Их поднимет в облака,
Дуновенье ветерка.
«Про меня и муравья» Л. Абелян
Нес однажды муравей
Две дощечки для дверей
Вдруг навстречу рыжий кот
Вышел грозно из ворот.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.
Закричал коту я "Брысь!
Гав-гав-гав, поберегись!"
И разбойничьи усы
Разом спрятались в кусты.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.
В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь.
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.
«Где был Иванушка» русская народная песня
Где был, Иванушка?
На ярмарке.
Что купил, Иванушка?
Курочку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюёт,
Иванушка в горенке
Песенки поёт.
Где был, Иванушка?
На ярмарке.
Что купил, Иванушка?
Уточку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюёт,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Где был, Иванушка?
На ярмарке.
Что купил, Иванушка?
Барашеньку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Где был, Иванушка?
На ярмарке.
Что купил, Иванушка?
Коровушку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
Травушку жует,
Коровушка деткам
Молочко даёт,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Читайте также |
---|
Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»
Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...
Значение физической культуры для детей дошкольного возраста
Значение физической культуры для детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период...
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...