Мнемотехника – прием разучивания песен

Пение – один из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

В процессе обучения пению важен выбор методов. Мы знаем, что при разучивании мелодии главную роль играет так называемая звуковая наглядность. Но песня - это синтез музыки и слова. И чтобы процесс запоминания текста происходил непроизвольно, я в своей работе использую мнемотехнику. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания. Возраст, когда у детей преобладает зрительно-образная память. И основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: различные символы, знаки, наглядные модели. Мнемотаблицы помогают детям без особых усилий усвоить текст песни, способствуют повышению интереса к пению. Среди современных детей много гиперактивных детей, что отмечается повышенной рассеянностью, неспособностью их к концентрации внимания, отсутствие заинтересованности делом. Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Мнемотаблицы – это «палочка выручалочка».Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом, и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста. Они вызывают интерес, повышают внимательность, развивают ассоциативное мышление и воображение; делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей.

Составляя таблицы, стараюсь использовать картинки, которые были бы детям понятны, вызывали у них наглядную ассоциацию и не отвлекали лишними деталями. Если детям бывает не понятно изображение, обязательно обсуждаем этот символ, почему именно его использовали и что он обозначает, т.е. помогаем детям найти осмысленные связи между изображениями и словами. Запоминание текста по картинке для детей увлекательная игра. После того, как дети хорошо запомнят текст, мнемотаблица переносится в музыкальный уголок, где дети в свободное время с удовольствием поют самостоятельно.

Этапы разучивания песни, используя мнемотаблицы:

  1. Прослушивание песни.
  2. Беседа о характере песни и ее содержании.
  3. Рассматривание таблицы.
  4. Разучивание песни по фразам при помощи, соответствующих тексту, картинок.
  5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
  6. Пение без мнемотаблицы.

Применение таблиц позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в памяти продолжительное время, сокращает время обучения. С помощью мнемотехники можно добиться высокого уровня запоминания, активности детей при подпевании и пении, постепенное приучение к сольному пению.

Прилагаю таблицы песен:

1

«Лесная песенка» В. Витлина

Золотило солнышко лес, лес

Муравей на дерево влез, влез

Дятлы – долгоносики тук-тук-тук

Всюду, всюду слышится стук, стук,

Мотылек на веточку сел, сел

А скворец на елочке пел, пел

Услыхал ту песенку толстый жук

Зажужжал он весело жу-жу-жу

Полюбилась песенка всем, всем

Мы запели песенку все, все

Каблучками топаем топ, топ, топ

И в ладоши хлопаем хлоп-хлоп-хлоп

2

«Кукушка» эстонская народная песня

Зовёт зверей кукушка:

- Довольно, сони, спать!

Весна пришла к вам в гости,

Давно пора вставать!

Ку-ку, ку-ку! Старается она.

Ку-ку, ку-ку! Пришла уже весна!

Обиженно в берлоге

Ворчит старик медведь:

«Кукушка! Помолчи-ка,

Дай сон мне досмотреть!»

Ку-ку, ку-ку! Мешаешь старику.

Ку-ку, ку-ку! Поспать бы на боку!

3

«Одуванчики» Л. Селезневой

На поляне, словно зайчики,

Появились одуванчики.

Это солнышка цветы

Небывалой красоты

Припев: И все девочки и мальчики,

Очень любят одуванчики.

Это солнышка цветы,

Небывалой красоты.

Мы среди цветов тех бегали,

А потом букеты делали.

Заплетали мы в венки,

Ярко желтые цветы.

Скоро в белых сарафанчиках

Будут наши одуванчики.

Их поднимет в облака,

Дуновенье ветерка.

4

«Про меня и муравья» Л. Абелян

Нес однажды муравей
Две дощечки для дверей
Вдруг навстречу рыжий кот
Вышел грозно из ворот.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

Закричал коту я "Брысь!
Гав-гав-гав, поберегись!"
И разбойничьи усы
Разом спрятались в кусты.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь.
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

5

6

«Где был Иванушка» русская народная песня

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Курочку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюёт,

Иванушка в горенке

Песенки поёт.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Уточку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюёт,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Барашеньку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Барашек в садике

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

Где был, Иванушка?

На ярмарке.

Что купил, Иванушка?

Коровушку.

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет,

Уточка по лужице

Взад-вперед плывет,

Барашек в садике

Травушку жует,

Коровушка деткам

Молочко даёт,

Иванушка в горенке

Песенки поет.



Новые публикации

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Читайте также

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа)

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном...

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...

Дидактическая игра «Яблоко» для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Яблоко» для старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Яблоко» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности воспитателя и...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Проект по экологическому воспитанию (охрана окружающей среды)

Проект по экологическому воспитанию (охрана окружающей среды)





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...