Опыты и игры с камнями

1. Рассмотреть камешек через лупу или микроскоп. Что видно?

(Кристаллики, трещины, узоры.)

2. Выложи камни в ряд — от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством), от самого шершавого до самого гладкого (упражнения на сенсорику).

3. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются?

4. А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злится, «шипит» — ему не нравится лимонный сок.)

5. Опустим в ёмкость несколько камешков. Потрогаем их в воде и вынем. Можно также положить в ёмкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Как дети считают, какие из них красивее?

6. В одну руку взять камешек, в другую — пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Камешек твёрдый, твёрже пластилина. Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?

7. Попробуем нацарапать на камешке монеткой или другим твёрдым предметом. Что получается? Почему говорят «твёрдый как камень»? «Стоит как камень»?

8. Потрогать разные камни: холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать под настольной лампой: что изменилось?

9. Рассмотрите каменный уголь и отпечатки растений на нём. Расскажите детям, что это очень интересный камень, который получился из остатков растений. Когда-то, очень давно, на Земле росли необычные леса, огромные

папоротники, хвощи и другие большие деревья. Они умирали, падали и попадали в болото (покажите детям эти растения и пейзажи древних лесов). Там они долго-долго лежали, пока не превратились в каменный уголь. И сейчас на некоторых угольках можно найти узоры листьев древних растений.

10. Предложить детям закрыть глаза и на ощупь найти гладкий камень, круглый камень, маленький камень. Полюбуйтесь вместе с детьми камнями.

11. Предложить детям взять в одну руку кусочек глины, в другую — камень и сжать обе ладошки. Предложить детям сравнить, что произошло с камнем и глиной. Почему?

12. Попробуем постучать комочком глины о камень, а затем камнями друг

о друга. Что происходит? Почему? (Глина изменила свою форму, а камни —

нет.)

13. Тонут ли камни? Предложить бросить камни в ёмкость с водой. Что

происходит? Понаблюдать, что есть камень, который умеет плавать, и кладём в воду пемзу. Предложить объяснить, почему этот камень не тонет?

14. Предложить детям бросить в воду камешек и дренаж. Понаблюдать. Почему камень не выделяет пузырьки, а дренаж выделяет?

15. Предложить детям бросить в воду камешек и деревянный предмет. Понаблюдать. Почему камень утонул, а деревянный предмет нет? Предложить опустить в воду пластмассу. Понаблюдать. Почему пластмасса тоже не тонет?

16. Какими бывают камни? Рассмотреть их внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый невыразительный). Обосновать своё мнение.

17. Каким камнем лучше рисовать на асфальте или фанере? Мелом, углём,

кремнем, графитом? (Это можно сделать и во время прогулки.)

18. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый камешек, потом самый неровный. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камень (гальку). Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок — острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.) А раньше углы были? Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга.

19. Изучите вместе с детьми щебень. Какой он: с острыми или округлыми

краями? Твердый или мягкий? Эти камешки — обломки горных пород с острыми краями (провести по ним пальцем), размером от лесного ореха до кулака (попробовать взять в руку). Они используются для железнодорожных насыпей, шоссейных дорог.

Игры с камнями

1. «Выложи узор».

Задача детей выложить камешки по контуру квадрата, круга, овала и т. д.

2. «Построй башню!»

Кто выше построит башню, чередуя большой камень с маленьким.

3. «Трудолюбивые муравьи».

Упражняться в переносе камня в совке, на пальце, на тыльной стороне ладони, стопой, зажав пальцами ноги.

4. «Перейди болото!»

Прыгаем по камням.

5. «Минное поле».

Прыгаем через камни.

6. «Самый запасливый».

Кто больше камней перенесёт за один раз?

7. «Пирамидка».

Определи в мешочке на ощупь двумя руками величину камней; выбери большие, средние и маленькие (три-четыре штуки) и построй пирамидку на песке.

8. «Меткий стрелок».

Играем в городки с камнями.

9. «Морские шашки».

Чертим на песке шахматную доску камнями двух цветов, тёмными и светлыми.

10. «Шагали наши ножки по дорожке».

Кто построит дорожку длиннее, чередуя большой камень с маленьким?

11. «На полянке».

Выложить узор, придерживаясь определённого задания.

12. «В гости сказка к нам пришла».

Выложить из камешков сказочных героев.

Дидактическая игра «Придумай камню имя».

Словотворчество — увлекательная игра. Можно придумывать камню самые невероятные названия. Например, «бусенит» — мамина бусинка, «дворит» –камень, найденный в дворе, «зеленец» — зелёный камушек и т. д.

Дидактическая игра «Придумай сказку».

Предложить ребёнку придумать сказку о волшебных превращениях камней. Пусть камень станет главным героем сказки, у него появится имя, друзья и враги... Итак, сказку можно начать так: «На дороге валялся самый обыкновенный серый камень. И вдруг...» А то, что случилось потом, должны придумать дети.

Дидактическая игра «Прогулка по городу».

Во время прогулок, экскурсий по району, городу обратить внимание детей на то, где применяется природный камень и другие полезные ископаемые.

Приложение.

Загадка

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким — в ладошке лежать.

Тяжёлый, большой — одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень.)

Физкультминутка

Вместе с мамой, вместе с папой

Мы пойдём сейчас гулять!

Будем в парке, вдоль тропинки

Чудо-камни собирать.

Вот камень круглый словно мяч,

А этот точно блин.

Вот тот на зайчика похож,

А этот как дельфин.

Мы чудо-камни соберём

И в детский садик отнесём.

Физкультминутка «Гора» (иллюстрирует процесс разрушения горы)

Стоит гора-старушка

До небес макушка.

Её ветер обдувает,

Её дождик поливает.

Стоит гора страдает

И камешки теряет.

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь.

Раскатились камешки,

И с той самой поры

Ничего не осталось

От нашей горы.

Игра «Правильно — неправильно».

Дети становятся в круг. Воспитатель говорит, что будет задавать вопросы, а дети определять, правильно или неправильно был задан вопрос? Например, я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя — он твёрдый».

Воспитатель играет роль «стрелки» — с закрытыми глазами поворачивается и показывает на того, кто будет отвечать. Ну что, начнём?

Играет музыка, воспитатель выбирает ребёнка, музыка останавливается, воспитатель говорит:

1. Камень тонет в воде.

Дети: Правильно!

2. Камень прозрачный, как стекло.

Дети: Неправильно!

3. Гвоздь нельзя вбить в камень.

Дети: Правильно!

4. Камень лёгкий, как вата.

Дети: Неправильно!

5. Мокрый камень темнее, а сухой светлее.

Дети: Правильно!

6. Камень легко разбить, как стекло.

Дети: Неправильно!

7. Камень можно растянуть, как резинку.

Дети: Неправильно!

8. Поверхность морского камня гладкая, а речного шершавая.

Дети: Правильно!

9. Из камня можно лепить, как из пластилина.

Дети: Неправильно!

10. Камень не плавает в воде, как дерево.

Дети: Правильно!

11. Камень можно порвать, как бумагу.

Дети: Неправильно!

Воспитатель: Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней, молодцы!

Подвижная игра «Морские и речные камни».

Воспитатель: Теперь давайте немного отдохнём и поиграем в игру.

Мы разделимся на две команды: «Морские камни» и «Речные камни».

Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть морские и речные — в одинаковом количестве. По моему сигналу одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камни и кладёт их в свою коробочку, а команда «Речные камни» выбирает речные камешки и кладёт их в свою коробочку. Игра продолжается до тех пор, пока все камни не окажутся в коробочках.

Воспитатель показывает детям расположение коробочек, в которые они будут собирать камни. Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием.

Воспитатель: Один, два, три камни собери!

Играет быстрая музыка. По окончании игры воспитатель с детьми проверяет правильность выполненного задания.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

Например, узнавать камень по звуку, с закрытыми глазами.

На занятиях можно использовать аудиозаписи (например, «В пещере горного короля» Э. Грига), литературу: Андерсен Г. Х. «Принцесса на горошине», Бажов П. П. «Каменный цветок» (сказка), «Крошка Мэтти и король» (английская народная сказка), Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей…

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей 1,5 - 3 лет

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина; раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного...

Читайте также

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла»

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла» (Cредняя группа) Ход занятия: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Листья шуршат, Падают, летят Когда это бывает? Ответы детей. -...

Долгосрочный проект «А я знаю наизусть!»

Долгосрочный проект «А я знаю наизусть!» В средней группе № 8 «Вишенка» Вид проекта: педагогический. Участники проекта: воспитатели – дети – родители. Продолжительность проекта: 4 месяца...

Воркута – частица Коми

Воркута – частица Коми Дети заходят в зал под песню «Гимн Воркуте», (на экране слайды шахтерского города), подходят к своим местам. Ведущий:...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...