Совместная деятельность по патриотическому воспитанию с детьми и родителями
«В гостях у удмуртов» в старшей группе

Цель: воспитание интереса к народу, живущему в Пермском крае.

Задачи:

Образовательные: формировать знания о традициях и обычаях удмуртов, различать народ по одежде и национальным блюдам, определять и называть флаг и герб Удмуртии. Пополнять словарь детей новыми национальными словами: италмас-купальница, 1-одык, 2- кын, 3-кьюинь, деревня – гурт, суп-шыд, огород- бакча.

Развивающие: развивать речь, память, смекалку, сообразительность, мышление, воображение, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу и ловкость мышц рук и ног.

Воспитательные: воспитывать дружеские чувства и уважение к удмуртам.

Предварительная работа с детьми:

  1. Разучивание народных игр: «Сбей полено», «Козленок и собаки» (кепчи но пуннос), «Собираю ягоды» (узы-боры бичасько), «Хороводная игра» (круген бергаса), «В огород».
  2. Разучивание стихотворений на удмуртском языке о щенке и зайчике.
  3. Разучивание удмуртской песни «Лымы тэди».
  4. Чтение национальных сказок «Охотник и змея», «Кокорикок», «Лапти-скороходы», «Как землю сотворили», «Горы и долы», «Пятна на луне», «Звезды».
  5. Чтение удмуртских стихотворений «Маковы цветы», «Шанежка», «Ласточка», «Гуля – голубок», «Жур-журавель», «Считалочка с яблоком».
  6. Рисование и аппликация удмуртской уточки, народной одежды удмуртов, раскрашивание нарядов удмуртских мальчика и девочки.
  7. Разучивание сценки из сказки «Охотник и змея» (герои: охотник, змея, корова, лошадь, кошка).
  8. Разучивание народного удмуртского танца.
  9. Дидактические игры «Одень удмуртскую куклу», «Найди купальницу (италмас) среди цветов».

Предварительная работа с родителями:

  1. Разучивание стихотворений на удмуртском языке.
  2. Приготовление удмуртского блюда «Перепечи».
  3. Разучивание роли национального героя – Лапшо Педунь и русского Петрушки.
  4. Изготовление герба, флага, куклы.

Оборудование и материалы: полено, маски и костюмы зверей.

 

Ход сценария:

Забегает в зал веселый Петрушка.

Петрушка:

- «Здравствуйте, дети! Я рыжий Петрушка,

Я настоящий, живой, не игрушка.

Эй, честной народ, что скучаете?

Почему меня не весело встречаете?

Много знаю я потех,

Будут шутки – будет смех!

Нынче праздник – воскресенье, понарядней наряжусь,

Сыр я на ноги надену, простоквашей повяжусь.

Что нам скрипка? Что нам бубен? Мы на пузе играть будем!

Интересно, куда это я приехал?»

Дети: - «В Удмуртию!»

Петрушка: - «Ох ты, очень хочу про вас побольше узнать!»

Удмуртка: - «Я хозяюшка – удмуртка в дому

Как оладушек в меду,

Приходите! Отдохните!

Хорошо посидим, отдохнём,

Весёлые разговоры заведём».

Удмурт: - «Вот так мы живем,

Перепечи жуем,

Чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем».

Петрушка: - «Вот такие вот дела,

Расскажите, как домик построили для щенка».

Маргарита: - «Я расскажу про щенка,

Куча-куча-кучани,

Мон тынид корка лэщьти,

Вож липето, укнотэм,

Эн тьия тон, укылтэм» (Щенок).

София: - «Я расскажу про зайчика:

А теперь про заинку-зайчика

Про трусливого дружка.

Лудкечпи – гебыр – гебыр

Тэтчаля бакча котыр

Кубистэ, пе сиысал

Кочонез но ярасал.

Приходит Лапшо: - «Здравствуйте, ребята!

Умаясь – здравствуйте!

Тем, кто меня не знает, представлюсь. Я – Лапшо Педунь, родной брат русского Иванушки. Я герой удмуртских сказок. Я люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться. А ещё я люблю веселиться, узнавать всё новое, путешествовать люблю. Чем славится Удмуртия?»

Дети: - «Чистой водой и цветами».

Лапшо: - «Как цветок нашего края называется?»

Дети: - «Италмас, а по-русски купальница, его занесли в красную книгу. Цветы нужно беречь и охранять».

Петрушка: - «Найдите италмас среди других цветов» (ребенок идет и находит цветок).

Петрушка: - «Как называется столица Удмуртии?»

Дети: - «Ижевск»

Саша С: - «А я знаю, где начинается река кама, я там был. (Показывает фотографии.)

Лапшо: - «Хочу чтоб музыка звучала,

Мы игру начнём сначала!»

Петрушка: - «А что за игра?»

Лапшо: - «Удмуртская игра «Не урони полено».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. в середине круга ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руку одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбивает из игры. Продолжают играть до тех пор, пока в кругу не останется 1 человек. Он – победитель. 1 – одык, 2-кын, 3-кьюинь.

Правила игры. Начинать втягивать в круг модно только по условному сигналу. При разъединении рук выбивает тот, чья из разъединившихся рук была правой.

Петрушка: - «Яблочки садовые,

Яблочки медовые,

Соком наливаются,

Сами в руки просятся.

А где песня льётся,

Там легче живётся».

Удмуртская народная песня про девушку красавицу, у которой щёчки красивей яблок красных «Лымы тэди».

Лымы-тэди

Лымы-тэди

Лымы лэщь но тэди кышэтэ

Лымы-тэди

Лымы-тэди

Лымы лэщь но тэди кышэтэ

Яблок гордо

Яблок гордо

Яблок лэщь но гордо бам ё сы.

Яблок гордо

Яблок гордо

Яблок лэщь но гордо бам ё сы.

Ожо вожо

Ожо вожо

Ожолэсь но вожо дэреме.

Ожо вожо

Ожо вожо

Ожолэсь но вожо дэреме.

Лымы тэди

Лымы тэди

Лымы лесь но тэди книшэтэ.

Лымы тэди

Лымы тэди

Лымы лесь но тэди книшэтэ.

Петрушка: - «А где песня льется, там и ноги в пляс идут».

Народный удмуртский танец.

Петрушка: - «Может, вы еще и сказки знаете?»

Дети: - «Мы знаем сказки».

Петрушка: - «А я вот знаю одну удмуртскую сказку, которая называется «Охотник и змея»».

Сказка «Охотник и змея»

Ведущий: - Однажды поздней осенью возвращался охотник из лесу. Устал, проголодался и решил отдохнуть. Сел он у замершего ручья на пенек, скинул с плеч пестерь – берестяную сумку – и достал из него большую лепешку – табань. Только откусил кусок – вдруг что-то зашуршало у самого берега. Раздвинул охотник осоку видит - лежит на льду змея. Змея подняла голову, увидела охотника и говорит жалобно- прежалобно:

Змея: - Спаси меня, добрый человек. Видишь, у меня хвост примерз ко льду. Выручи, а не то пропадать мне тут.

Ведущий: - Пожалел охотник змею, достал топор из-за пояса и разбил лед вокруг змеиного хвоста. Выползла змея на берег еле живая:

Змея: - Ох, замерзла я, приятель! Отогрей меня.

Ведущий: - Охотник поднял змея, положил к себе за пазуху. Змея отогрелась и говорит:

Змея: - Ну, а теперь прощайся с жизнью, овечья твоя голова! Сейчас я тебя укушу!

Охотник: - Что ты! Что ты! – Ведь я тебе добро сделал – от верной гибели спас.

Змея: - Ты меня спас, а я тебя погублю. – Я за добро всегда злом плачу.

Охотник: - Погоди, змея. –Пойдем-ка по дороге и у первого встречного спросим, чем надо платить за добро. Если он скажет – злом, ты меня погубишь, а если скажет – добром, то отпустишь.

Ведущий: - Змея согласилась. Встретилась им корова.

Охотник: - Здравствуй, корова.

Корова: - Здравствуй.

Змея: - Рассуди нас, корова. Этот человек меня от смерти спас, а я хочу его погубить. Скажи, чем надо за добро платить?

Корова:- Я за добро плачу добром. – Меня хозяйка сеном кормит, а я ей за это молока даю.

Охотник: - Слышишь? – Теперь отпусти меня, как условились.

Змея: - Нет. – Корова – скотина глупая. Давай спросим кого-нибудь другого.

Ведущий: - Пошел охотник дальше. Встретилась им лошадь.

Охотник: - Здравствуй, лошадь.

Лошадь: - Здорово.

Ведущий: - Змея высунула голову и сказала:

Змея: - Рассуди нас, лошадь. Этот человек меня о смерти спас, а я его погубить хочу. Скажи, чем надо за добро платить?

Лошадь: - Я за добро добром плачу. – Меня хозяин овсом кормит, а я за это на него работаю.

Охотник: - Вот видишь! – Теперь отпусти меня, как условились.

Змея: - Нет, погоди. – Корова и лошадь – животные домашние, всю жизнь возле человека живут, вот они за тебя и заступаются. Пойдем-ка лучше в лес, спросим у дикого зверя, погубить мне тебя или нет.

Ведущий: - Делать нечего – пошел охотник в лес. Видит – растет в лесу береза, а около нее сидит дикая кошка. Остановился охотник возле березы , а змея высунула голову и сказала:

Змея: - Рассуди нас, кошка. Этот человек меня от смерти спас, а я хочу его погубить. Скажи, чем надо за добро платить?

Ведущий: - Сверкнула кошка зелеными глазами и говорит:

Кошка: - Подойдите-ка поближе. Стара я стала, плохо слышу.

Ведущий: - Подошел охотник к самому стволу березы, а змея высунулась еще больше и закричала:

Змея: - Этот человек меня от смерти спас, а я хочу его погубить!.. Теперь слышишь? Рассуди нас.

Ведущий: - Выпустила кошка свои острые ногти, прыгнула на змея и задушила ее.

Охотник: - Спасибо тебе, кошка. – Ты меня и беды выручила, я тебе за это добром отплачу. Пойдем со мной, станешь жить у меня в избе, летом спать на мягкой подушке, а зимой – на теплой печке. Буду тебя мясом кормить да молоком поить.

Ведущий: - Посадил охотник кошку себе на плечо и пошел домой.С тех пор человек с кошкой в большой дружбе живут.

Удмуртка: - «Вот так мы живём,

Перепечи жуём,

Чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем!»

Петрушка: - «Спасибо, большое! Будьте дети добры, будьте ласковы, умны, все здоровы и красивы и конечно веселы. А я на палочке домой поеду, может, приеду к обеду, но вас никогда не забуду, и с радостью вспоминать друзей буду. До свидания, детвора, ехать мне уже пора! Мне так у вас понравилось, я обязательно к вам еще приеду!»

Лапшо Педунь: - «Зечь луэ» (До свидания, ребята.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение игры в нравственном воспитании дошкольников

Значение игры в нравственном воспитании дошкольников Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго...

Читайте также

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием…

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка» Опыт работы показывает...

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего…

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» (из опыта работы) Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...