Конспект НОД по речевой деятельности на дидактической основе. Тема: «Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Образовательная область «Речевое развитие» для детей дошкольного возраста (6-7лет)

Тема для детей: «Весна в картине русского художника И.И. Левитан».

Цель: Совершенствовать умение у детей составлять рассказы о содержании пейзажной картины.

Сюжетная линия для детей: посещение картинной галереи.

Задачи:

1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.
2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.
4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
5. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
6. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
7. Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: обогащение словарного запаса; пейзажисты, половодье, конное, композиция.

Предварительная работа: рассматривание с детьми пейзажных картин И. Левитана, прослушивание произведений П. Чайковского из цикла «Времена года», знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами. Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, исполнение и прослушивание песен о весне.

Ожидаемый результат: самостоятельно составление детьми описательного рассказа по картине художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

Воспитатель. – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель. – Сегодня мы начнём наше занятие с игры. Я пришла к вам не с пустыми руками, а с корзинкой. Это «корзинка для ответов».

В корзинке есть вопросы, на которые нужно ответить.

Вы попробуете ответить на вопросы из корзинки?

- Хорошо, вы будете отвечать, а я складывать ваши ответы в корзинку.

Игра «Корзинка с вопросами».

Какое сейчас время года? Весна

Назовите весенние месяцы Март, апрель, май

Какие приметы весны вы знаете?

Ребята, а вам нравится весна? (Да/нет.)

Воспитатель. – Весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины. И сегодня я бы хотела пригласить вас посетить необычное место.

А поможет нам в этом картины художника Исаака Ильича Левитана и наша фантазия.

Ребята кто знает то место где находится много картин, которые висят на стенах. (галерея, выставочный зал, выставка картин).

Воспитатель предлагает пройти на середину группы, где расставлены картины. Звучит музыка А Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

(Дети рассматривают картины.)

Давайте мы внимательно рассмотрим картины, а как называются картина на которых изображена природа. (Пейзаж.)

А художники, которые пишут природу, называются пейзажисты.

Воспитатель привлекает внимание детей к картине. Рассказывает: «Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал ее природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы; писал стройные березки, реки, небо. Сегодня мы с вами рассмотрим картину Левитана «Весна. Большая вода». У этой картины два названия.

Воспитатель.

- Какие краски использовал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, белого, жёлтого.)

– Дети, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, почему разлилась река? (Ответы детей.)

- А знаете дети, когда весной разливается и выходит из своих берегов река, такое явление в природе называется «половодьем» или «большая вода».

Воспитатель.

– Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Кто назовет, что еще изображено на картине? (Ответы детей.)

- Что художнику казалось интересным и красивым? (Ответы детей.)

- А теперь ко всему этому подберем слова яркие, красивые.

- Какой день изображен на картине? (На картине изображен ясный, солнечный, безветренный день.)

- Почему вы так думаете? (солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом, тени деревьев стоят неподвижно, на стволах деревьев солнечные блики)

- Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила вода, они отражаются в воде.)

Скажите, березки какие? (Тоненькие, стволы стоят в воде.)

-Какие деревья вы видите еще на картине? (Старую ель и корявую сосну.)

- А есть ли на картине солнце? А как вы узнали? (Ответы детей.)

- Дети, что мы видим на переднем плане картины, слева? (На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой.) Такая маленькая лодочка выдолблена из цельного куска дерева называется челнок.

- А как вы думаете, как он здесь оказался? (Наверное, его принесло течением.)

А что художник изобразил на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины художник изобразил маленькие домики, некоторые из них стоят в воде.)

- А что видно справа на картине? А что мы видим чуть дальше? (Ответы д

Етей.)

- А какой цвет у неба? (Ответы детей.)

- Посмотрите на цвет воды, какой он? (Ответы детей.)

- Что вы чувствуете глядя на картину? (Глядя на эту картину, я чувствую радость, светит солнце, скоро станет совсем тепло, но немного жаль деревья которые стоят в воде.)

Физкультминутка

«Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко (дети идут по кругу)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей (дети машут руками, как крыльями)

А сугробы тают, тают (приседают)

А цветочки расцветают. (встают на носочки)

Ребята рядом с солнышком не только цветочки распускаются, но и нам становится веселее.

Игра «Скажите иначе» (образование причастий настоящего времени).

- Послушайте, как скажу я, и скажите иначе, изменив слово-действие.

Домишки стоят в воде-стоящие в воде домишки.

Тени лежат на земле-лежащие на земле тени.

Лучи скользят по ветвям-скользящие по ветвям лучи.

Облака плывут по небу - плывущие по небу облака.

На деревьях набухают почки-набухающие на деревьях почки.

А сейчас мы составим плах схему по которой вы будете составлять свой рассказ.

- О чём мы с начало скажем? Назовем автора, и название картины)

- о чём мы расскажем потом? (Потом мы расскажем о времени года, погоде, что изображено на переднем и дальнем плане картины.)

- Какую цветовую палитру использовал художник?

- А в конце своего рассказа мы о чём рассказываем? (В конце рассказа мы расскажем о своем настроении которое появляется когда мы смотрим на эту замечательную картину.)

А теперь все вместе постараемся составить описательный рассказ по этой картине. (Используя план схему.) Один ребёнок начинает рассказ, другой продолжает, еще один заканчивает.

Игра «Волшебные цепочки»

Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья -слова. (Воспитатель предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.)

На картине изображен день.

По небу плывут облака.

Вода затопила низины.

По берегу легли тени.

Березки стоят в воде.

Вдалеке виднеются домишки.

На картине изображен весенний апрельский день.

По небу плывут белые облака.

Холодная вода затопила низины.

Холодная вода затопила низины, лес, дома.

По рыжему берегу легли тени.

По рыжему берегу легли темные тени.

Стройные березки стоят в воде.

Стройные березки стоят в холодной воде.

Вдалеке виднеются деревянные домишки.

Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде.

А теперь я предлагаю каждому из вас придумать свой рассказ, и мы их с удовольствие прослушаем, предлагаю разделиться на пары, и прослушать рассказ друг друга, но а если кто – то не успеет рассказать свой рассказ во время занятия, мы с удовольствием прослушаем его в течении дня.

Итог занятия. О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)

Я сейчас я прошу каждого из вас взять лист бумаги, раскрасить цветок и с помощью цвета его лепестков показать свое настроение от общения с природой, через картину Левитана «Весна. Большая вода». (Дети под музыку рисуют.) Рассказывают о своём настроении.

Воспитатель. – Я рада, что вам понравилось наша сегодняшняя необычная прогулка. Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказывали свое отношение к картине.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...

Перспективное планирование физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста Дата Название Цели и задачи сентябрь «Дружба начинается с улыбки» Цель: развитие способности чествовать эмоциональное состояние другого...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Читайте также

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных навыков безопасного поведения на улицах...

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно вести себя с животными»

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно вести себя с животными» Кошки, собаки, хомячки, морские свинки, птички и рыбки – мы привыкли...

Проект «Неделя добрых дел»

Проект «Неделя добрых дел»