Конспект НОД по речевой деятельности на дидактической основе. Тема: «Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Образовательная область «Речевое развитие» для детей дошкольного возраста (6-7лет)

Тема для детей: «Весна в картине русского художника И.И. Левитан».

Цель: Совершенствовать умение у детей составлять рассказы о содержании пейзажной картины.

Сюжетная линия для детей: посещение картинной галереи.

Задачи:

1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.
2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.
4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
5. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
6. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
7. Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: обогащение словарного запаса; пейзажисты, половодье, конное, композиция.

Предварительная работа: рассматривание с детьми пейзажных картин И. Левитана, прослушивание произведений П. Чайковского из цикла «Времена года», знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами. Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, исполнение и прослушивание песен о весне.

Ожидаемый результат: самостоятельно составление детьми описательного рассказа по картине художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

Воспитатель. – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель. – Сегодня мы начнём наше занятие с игры. Я пришла к вам не с пустыми руками, а с корзинкой. Это «корзинка для ответов».

В корзинке есть вопросы, на которые нужно ответить.

Вы попробуете ответить на вопросы из корзинки?

- Хорошо, вы будете отвечать, а я складывать ваши ответы в корзинку.

Игра «Корзинка с вопросами».

Какое сейчас время года? Весна

Назовите весенние месяцы Март, апрель, май

Какие приметы весны вы знаете?

Ребята, а вам нравится весна? (Да/нет.)

Воспитатель. – Весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины. И сегодня я бы хотела пригласить вас посетить необычное место.

А поможет нам в этом картины художника Исаака Ильича Левитана и наша фантазия.

Ребята кто знает то место где находится много картин, которые висят на стенах. (галерея, выставочный зал, выставка картин).

Воспитатель предлагает пройти на середину группы, где расставлены картины. Звучит музыка А Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

(Дети рассматривают картины.)

Давайте мы внимательно рассмотрим картины, а как называются картина на которых изображена природа. (Пейзаж.)

А художники, которые пишут природу, называются пейзажисты.

Воспитатель привлекает внимание детей к картине. Рассказывает: «Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал ее природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы; писал стройные березки, реки, небо. Сегодня мы с вами рассмотрим картину Левитана «Весна. Большая вода». У этой картины два названия.

Воспитатель.

- Какие краски использовал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, белого, жёлтого.)

– Дети, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, почему разлилась река? (Ответы детей.)

- А знаете дети, когда весной разливается и выходит из своих берегов река, такое явление в природе называется «половодьем» или «большая вода».

Воспитатель.

– Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Кто назовет, что еще изображено на картине? (Ответы детей.)

- Что художнику казалось интересным и красивым? (Ответы детей.)

- А теперь ко всему этому подберем слова яркие, красивые.

- Какой день изображен на картине? (На картине изображен ясный, солнечный, безветренный день.)

- Почему вы так думаете? (солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом, тени деревьев стоят неподвижно, на стволах деревьев солнечные блики)

- Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила вода, они отражаются в воде.)

Скажите, березки какие? (Тоненькие, стволы стоят в воде.)

-Какие деревья вы видите еще на картине? (Старую ель и корявую сосну.)

- А есть ли на картине солнце? А как вы узнали? (Ответы детей.)

- Дети, что мы видим на переднем плане картины, слева? (На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой.) Такая маленькая лодочка выдолблена из цельного куска дерева называется челнок.

- А как вы думаете, как он здесь оказался? (Наверное, его принесло течением.)

А что художник изобразил на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины художник изобразил маленькие домики, некоторые из них стоят в воде.)

- А что видно справа на картине? А что мы видим чуть дальше? (Ответы д

Етей.)

- А какой цвет у неба? (Ответы детей.)

- Посмотрите на цвет воды, какой он? (Ответы детей.)

- Что вы чувствуете глядя на картину? (Глядя на эту картину, я чувствую радость, светит солнце, скоро станет совсем тепло, но немного жаль деревья которые стоят в воде.)

Физкультминутка

«Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко (дети идут по кругу)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей (дети машут руками, как крыльями)

А сугробы тают, тают (приседают)

А цветочки расцветают. (встают на носочки)

Ребята рядом с солнышком не только цветочки распускаются, но и нам становится веселее.

Игра «Скажите иначе» (образование причастий настоящего времени).

- Послушайте, как скажу я, и скажите иначе, изменив слово-действие.

Домишки стоят в воде-стоящие в воде домишки.

Тени лежат на земле-лежащие на земле тени.

Лучи скользят по ветвям-скользящие по ветвям лучи.

Облака плывут по небу - плывущие по небу облака.

На деревьях набухают почки-набухающие на деревьях почки.

А сейчас мы составим плах схему по которой вы будете составлять свой рассказ.

- О чём мы с начало скажем? Назовем автора, и название картины)

- о чём мы расскажем потом? (Потом мы расскажем о времени года, погоде, что изображено на переднем и дальнем плане картины.)

- Какую цветовую палитру использовал художник?

- А в конце своего рассказа мы о чём рассказываем? (В конце рассказа мы расскажем о своем настроении которое появляется когда мы смотрим на эту замечательную картину.)

А теперь все вместе постараемся составить описательный рассказ по этой картине. (Используя план схему.) Один ребёнок начинает рассказ, другой продолжает, еще один заканчивает.

Игра «Волшебные цепочки»

Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья -слова. (Воспитатель предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.)

На картине изображен день.

По небу плывут облака.

Вода затопила низины.

По берегу легли тени.

Березки стоят в воде.

Вдалеке виднеются домишки.

На картине изображен весенний апрельский день.

По небу плывут белые облака.

Холодная вода затопила низины.

Холодная вода затопила низины, лес, дома.

По рыжему берегу легли тени.

По рыжему берегу легли темные тени.

Стройные березки стоят в воде.

Стройные березки стоят в холодной воде.

Вдалеке виднеются деревянные домишки.

Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде.

А теперь я предлагаю каждому из вас придумать свой рассказ, и мы их с удовольствие прослушаем, предлагаю разделиться на пары, и прослушать рассказ друг друга, но а если кто – то не успеет рассказать свой рассказ во время занятия, мы с удовольствием прослушаем его в течении дня.

Итог занятия. О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)

Я сейчас я прошу каждого из вас взять лист бумаги, раскрасить цветок и с помощью цвета его лепестков показать свое настроение от общения с природой, через картину Левитана «Весна. Большая вода». (Дети под музыку рисуют.) Рассказывают о своём настроении.

Воспитатель. – Я рада, что вам понравилось наша сегодняшняя необычная прогулка. Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказывали свое отношение к картине.



Новые публикации

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Школа мяча в подготовительной группе детского сада

Школа мяча в подготовительной группе детского сада Цель: создать положительную эмоциональную и психологическую атмосферу. Задачи: Здоровьесберегающие: - укреплять здоровье детей, - закреплять навыки правильного дыхания, -...

Удмуртский праздник «Лопшо Педунь в гостях у детей»

Удмуртский праздник «Лопшо Педунь в гостях у детей» Цель: приобщать детей к национальным ценностям удмуртского народа, к его устному и музыкальному...

Сборник проектов по техническому моделированию из бросовых материалов для детей…

Сборник проектов по техническому моделированию из бросовых материалов для детей старшего дошкольного возраста

Комментарии

  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...





В блогах

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Sample Image

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Гостева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска   Оглавление Введение. 3 I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 5 II...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская   Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории 2018 Соде р жание. Содержание. 1. Введение. 3 2. Основная часть...

Квест - игра по ПДД "На улицах любимого города". Подготовительная группа.

Квест - игра в подготовительной группе «На улицах любимого города» Цель:  пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность; закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии...

Наставничество

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и родительского...