Методическая разработка дидактической игры по финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «Дешевле – дороже»

Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности с экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. 

Цель методической разработки: не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Основная идея: знакомство воспитанников подготовительной к школе группы с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры.

Новизна методической разработки: заключается в применении в педагогической практике современного детского сада разнообразных, дидактических игр направленных на развитие финансовых грамотности дошкольников.

1. Дидактическая игра и её значение

Игра имеет особое, важное, значение в жизни детей дошкольного возраста. С.А. Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: «Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение».

Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «...Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Продолжая работу В. А.Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов».

Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Продолжая работу Д. Б. Эльконина, Ш. А. Амонашвили в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль, усиления сложного процесса учения, ускорения развития», что и определяет актуальность нашей работы.

А.А. Столяр отмечает, что игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театрализованные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы.

Место игры в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр. Б.П. Никитин отмечает, что обучающие игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, различают их. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.

Дидактическая игра - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, такое определение дается в Педагогическом энциклопедическом словаре.

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Дидактическая игра, как показывает ее название, — один из методов обучения детей, их умственного развития. Необходимость игрового метода обучения определяется особенностями дошкольного возраста. Для приобретения и закрепления знаний, умений и навыков, ребенку требуются многократные повторения, упражнения. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит образами, звуками, красками». Это утверждение подчеркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.

Значение дидактических игр заключается в следующем:

- В дидактических играх уточняются, закрепляются и расширяются представления об окружающем.

- В каждой дидактической игре развиваются мышление и речь; формируется умственная деятельность: выполнение игровой задачи требует от ребенка сосредоточенности, умения управлять своим вниманием, восприятиями, рассуждать, сравнивать, делать некоторые обобщения, выводы; во всякой дидактической игре от детей требуется словесное выражение своих мыслей. Все это делает эту игру важным средством подготовки ребенка к школьному обучению.

- Дидактические игры служат средством нравственного воспитания.

Целесообразность дидактических игр на занятиях определяется тем, что восприятие и действие с ними способствует овладению детьми знаниями, ради которых и используются эти игры и средства наглядности.

2. Дидактическая игра по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников

Предлагаемая дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности разработана для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игре можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью дидактической игры является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Дидактическая игра включает в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактической игре уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В нашей группе для закрепления представлений о финансовой грамотности выбрана дидактическая игра «Дешевле – дороже». (Приложение 1.)

Задачи:

1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.

2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.

3. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).

4. Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Заключение

В нашей работе изучались вопросы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что финансовая грамотность является важной частью математического развития детей подготовительной к школе группы. При этом подчеркивается, что формирование финансовых представлений будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры с экономическим содержанием.

Предложенная нами дидактическая игра позволяет сделать процесс обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования у детей глубже, устойчивее складываются представления о финансовой грамотности. Использование дидактических игр приводит к позитивным результатам.

По результатам нашей работы дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений финансовой грамотности.

Педагогам можно рекомендовать включать дидактические игры в процесс занятия. Организовывать и проводить вместе с детьми дидактические игры в процессе самостоятельной деятельности детей.

Список использованной литературы:

  1. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников / Дошкольное воспитание. - 1992. -№7.
  2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М., 2007.
  3. Бондареко А.К. Дидактические игры в детском саду. - Изд. Просв.: 1991.
  4. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
  5. От рождения до школы [Текст]: программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2014.
  6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
  7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
  8. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.,1985.
  9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
  10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
  11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
  12. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 2004.

 

Приложение 1

Методическая разработка дидактической игры по финансовой грамотности «Дешевле – дороже»

Цель: Закреплять знания детей о финансовой грамотности, познакомить с понятиями «дешевле /дороже»

Материал: карточки (картинки) для проведения игры (Приложение 2).

Описание игры

Вариант № 1

Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.

Вариант №2

Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.

Вариант № 3

Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

 

Приложение 2

3



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Образовательная игровая ситуация в первой младшей группе детского сада на…

Образовательная игровая ситуация в первой младшей группе детского сада на тему: «Честно-честно – чистым жить чудесно!» (В рамках реализации комплексной образовательной...

Образовательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Путь к Победе»…

Образовательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Путь к Победе» для групп оздоровительной направленности детей 3-7 лет Гордиться славою своих предков Не...

Роль Семьи в речевом развитии ребенка

Роль Семьи в речевом развитии ребенка Правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...