Подвижные игры дошкольников

Введение

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.

Одна из характерных особенностей подвижных игр — стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата — выигрыша. Передовые русские ученые П. Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л. И. Чулицкая, А. И. Быкова, Е. А. Аркин, М. М. Канторович, Н. А. Метлов, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Л. И. Михайлова, В. М. Богусловская, А. И. Сорокина, Е. Г. Батурина, Н. Г. Кожевникова, Н. Н. Кильпио, Т. И. Осокина,

Е. А. Тимофеева, Т. П. Лескова, Н. В. Полтавцева, Э. Я. Степаненкова, Е. Н. Вавилова, М. А. Рунова и др.

Определение и специфика подвижной игры

Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Подвижным играм отводится важнейшее место в формировании разносторонне развитой личности ребенка.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие отечественные ученые. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально нормального типа». По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности.

Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Многочисленные исследования доказывают, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М. Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач гармоничного развития важно понять, как действует наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией тела и индивидуальными способностями.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Одностороннее развитие губительно для личности и нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Играм типа «ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

Такие игры является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения. В таких играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, что способствует выбросу эндорфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д.), в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

Классификация подвижных игр

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

- по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);

- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью). В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание. В играх средней подвижности активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов). Движения могут выполняться также подгруппами. В играх большой подвижности одновременно участвует вся группа детей. Ведущие движения - бег и прыжки;

- по видам движений (игры с бегом, игры с ходьбой, игры с лазанием, игры с прыжками, игры с метанием);

- по использованию пособий и снарядов подвижные игры делятся на: игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры) и игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки);

- по преимущественному формированию физических качеств выделяют подвижные игры, формирующие ловкость, подвижные игры, формирующие

быстроту, подвижные игры, формирующие выносливость, подвижные игры, формирующие силу;

Существует классификация русских народных подвижных игр:

- По характеру использования фольклорного подкрепления (народные игры с речевым сопровождением (миниатюры устного народного творчества); народные игры без речевого сопровождения);

- По способу распределения на роль (игры с выбором водящего при помощи считалок; игры с делением на группы при помощи сговорок и жеребьевок);

- С преимущественным проявлением двигательных качеств (игры на развитие ловкости и точности движений; игры на развитие быстроты реакции; игры на развитие меткости, глазомера; игры на развитие ритмичности и пластики движений; игры на ориентировку в пространстве и коллективе);

- С преимущественным проявлением психических качеств (игры на развитие концентрации и устойчивости внимания; игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти; игры на развитие творческого воображения; игры на развитие наглядно-образного мышления; игры на развитие связной речи).

Классифицируются подвижные игры и по величине психофизической нагрузки; по наличию или отсутствию соперничества (индивидуального или группового) (например оздоровительно-развивающие игры).

По сложности подвижные игры разделяют на элементарные (сюжетные игры, бессюжетные игры, игры-забавы, игры-аттракционы, игровые упражнения) и сложные (спортивные игры);

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр - подвижные игры делятся на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Примером сюжетных подвижных игр являются народные игры.

Бессюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Эти игры делятся на:

- игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия);

- игры с элементами соревнования (индивидуального и группового: "Кто скорее добежит к своему флажку?" и т.п.);

- игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды: "Кто скорее передаст мяч?");

- игры с использованием предметов (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.) требуют определенных условий; правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих плюс элемент соревнования с целью достижения лучших результатов)

Игры-забавы для маленьких детей ("Ладушки", "Коза рогатая" и др.) побуждают детей к двигательной активности.

Игры-аттракционы - в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования.

В процессе игровых упражнений каждый ребенок действует самостоятельно, выполняя указание взрослого.

Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д.), требуют собранности, организованности, наблюдательности, владения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр и дети играют по упрощенным правилам. Спортивные игры, по данным М. П. Голощекиной, Э.И.Адаш-кявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

Комплексное воздействие подвижных игр на развитие ребенка

Подвижная игра – одно из важнейших средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает плодотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность; овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра оказывает огромное оздоровительное, образовательное и воспитательное воздействие на детей.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Методика организации и проведения подвижной игры

Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения игр, интересов детей.

При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений; фантазии и воображения. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их, затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.

Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил, повышает требование к их исполнению. Воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три — лови!»; «Раз—два—три—лови» и т.д.

Он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить в игру правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д.

Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них творчества.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество.

Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.

Таким образом, методика проведения подвижной игры включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство игрой.

Методика проведения подвижной игры "Охотники и зайцы"в старшей группе

Дети любят подвижные игры с правилами и играют в них с большим интересом. Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости от того, какое занятие пред​шествовало прогулке и каков ее общий план. Игра может быть проведена со всеми детьми или с подгруппой детей.

С ходе предварительной работы воспитатель может привлечь детей к созданию масок зайцев (раскрасить глаза, уши, нос и т.д.); загадать загадки о зайцах или охотниках.

Воспитатель заранее, еще до выхода на участок, договаривается с детьми о месте сбора на игру, и о том какой сигнал будет для сбора (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д). Можно использовать зазывалки (например:" Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть"). С целью создания интереса детей к игре, воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

"Хвост короче уха, быстрые повадки.

Мчусь я, что есть духу, мчусь я без оглядки.

Кто он, угадай-ка! Ну конечно … !" (Зайка.)

Затем воспитатель предлагаем детям собрать около себя стайкой (построиться в шеренгу, полукругом) и, стоя лицом к детям сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила игры: - "Заяц трусливый, всех в лесу боится: зверей, птиц, а охотников больше всего! Давайте, ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру "Охотники и зайцы". Вот послушайте, как мы будем играть: охотник обходит площадку, делая вид, что разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. Когда я подам сигнал зайцам: "Выбежали на полянку зайцы", они выбегают на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. А как только я скажу: "Охотник!"- все зайцы бегут в свои домики, а охотник бросает в зайцев мячи. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным и охотник уводит его к себе в дом. В руках у охотника может быть 2 – 3 мяча".

После этого воспитатель предлагает распределить роли: - "А теперь ребята мы с вами с помощь считалки выберем охотника и зайцев. Тот, на котором закончилась считалка будет охотником, а остальные - зайцами.

Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. 
Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой. 
Привезли его в больницу, отказался он лечиться, 
Привезли его домой, оказался он живой."

Затем педагог предлагает детям вместе подготовить площадку: -"На одной стороне площадки будет место для охотника (отчертить линию, или положить веревку, шпагат), а на другой стороне домики зайцев (начертить круги, можно взять обручи). В каждом домике могут жить 2 – 3 зайца". Воспитатель раздает зайцам шапочки – маски, охотнику – сшитые из ткани мячи.

Когда дети наденут шапочки воспитатель подает сигнал на начало игры: - "Раз, два, три - начало игры". В ходе игры воспитатель смотрит за соблюдением правил, поощряет за решительность, дает советы к рациональному действию, подает сигналы, регулирует физическую нагрузку. После того, как все зайцы забежали в домик можно спросить детей:

- "Метким ли был охотник?" (Метким, если попал хотя бы в одного зайца);

- "Какие зайцы оказались ловкими?" (Те, кто успели забежать в домик.)

Игра повторяется 2-3 раза, после чего выбирается другой охотник. Для повышения интереса детей к игре воспитатель придумывает варианты игры. Например, предлагает выбрать несколько охотников.

За​канчивая игру, педагог подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выпол​нял правила, выручал товарищей. Называя тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть, воспитатель высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше. К обсуждению проведенной игры привлекаются все дети. 

Заключение

Подвижная игра - это сложная эмоциональная деятельность, направленная на решение двигательной задачи и основанная на движении и выполнении определенных правил. Подвижные игры способствуют разностороннему развитию детей дошкольного возраста, расширяют кругозор, стимулируют использование знаний об окружающем мире, совершенствуют психические процессы.

Игры классифицируются по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка.

Методика проведения подвижных игр включает в себя отбор игр, объяснение игры, распределение ролей, руководство в ходе игры, подведение итогов. Продуманная методика способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. 

Библиографический список

1. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка М.: ИЦ Академия, 2008. - 368 с.

2. Филиппова С. О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, М. ИЦ Академия, 2011. - 224с.

3. Козлова С.А Кожухова. Н.Н., Рыжкова Л. А., Борисова М.М. Методика физического воспитания и развития ребенка Уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: И Ц Академия, 2008. – 352с.

(система работы по развитию основных движений детей раннего возраста) –М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012.

4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 144с.

5. Д. В. Хухлаева. "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М.: "Просвещение" 1984 г.

6. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. - М.:"Просвещение" 1986г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за...

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава…

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава Армии родной» Цели и задачи: Формировать представления детей о государственном празднике –...

Читайте также

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево» Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством...