«Аппликация из сухих листьев – как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Свою педагогическую деятельность я осуществляю в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Крюковский детский сад". В нашем учреждении функционирует 2 разновозрастные группы дневного пребывания. Я осуществляю свою деятельность во 2-й разновозрастной группе с детьми 4-7 лет. Дети моей группы любознательные, активные, общительные, любят узнавать что-то новое. Однако я обратила внимание на то, что у некоторых детей группы плохо развита мелкая моторика рук. Эти дети сталкиваются с определенными трудностями. Например, им трудно собрать мелкие детали рассыпавшегося конструктора, они не любят собирать мелкие пазлы, мозаику, неохотно занимаются лепкой, аппликацией, они долго выполняют творческие работы.

Что такое «мелкая моторика», как и зачем ее развивать, на что она влияет? Эти вопросы сегодня волнуют большинство ответственных родителей, которые задумываются о будущем своего ребенка уже «с пеленок». Ответ на эти вопросы достаточно прост. Актуальность мелкой моторики рук заключается в том, что она неразрывно связана с мышлением, вниманием, памятью, речью, в будущем она просто не может не отразиться на учебе ребенка в школе. Если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика рук, он неловко держит ручку, карандаш, отстает в выполнении учебных и бытовых заданий от своих сверстников. А это в свою очередь отрицательно влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Современны мир, в котором растут сегодняшние дети, развивается быстро, стремительно. Если сравнить сегодняшнее поколение детей и поколение, например, 1990-х годов, то можно отметить: дети 1990-х годов больше времени проводили в семье, посещали различные кружки, секции, настоящее поколение – это поколение технического прогресса: дети с самого рождения сталкиваются с компьютерами, планшетами, мобильными телефонами и т.д. Да, дети становятся эрудированными, развитыми не по годам, любознательными, но развитие умственных способностей и мышления все-таки не опережает их возраст. У многих современных детей наблюдаются проблемы со здоровьем, задержка психического и речевого развития. Постоянный просмотр телевизора, игры на компьютере, в телефоне без ограничения времени, приводят к тому, что у ребенка перестает развиваться образно-логическое мышление, он перестает фантазировать, выдумывать, наблюдается бедность речи, оскуднение словарного запаса. Большинство детей до 5 лет, по данным различных педагогов-психологов, нуждаются в помощи логопеда. А что об этом говорят и думают практики? Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Необходимо отметить, что развитие мелкой моторики рук отразится на будущей жизни ребенка, так как возрастает потребность в использовании точных, координированных движений кистей и пальцев ребенка. Исходя из выше написанного, можно сделать вывод: актуальность развития мелкой моторики бесспорна, и помогать ее развитию нужно «с пеленок». Если ребенок будет систематически заниматься разнообразными видами ручной деятельности, такими как: рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей и многое другое, то это будет способствовать развитию мелкой моторики рук. Во время занятий по изодеятельности я обратила внимание, что детям моей группы не хватает уверенности в себе, слабо развита самостоятельность выполнения задания, воображение, плохо развита мелкая моторика рук. Некоторые дети плохо усваивают приемы работы с бумагой, технику выполнения. Я стала задумываться над решением этой проблемы, начала углубленно изучать методическую литературу. Возникло желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей по аппликации. Одной из важных задач по изобразительной деятельности является – побуждать пальчики работать, но для развития творческих способностей сегодняшних дошкольников недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации, так как изначально всякое детское художество сводится не к тому, что сделать, а на чём и чем. Поэтому я остановила свой выбор на нетрадиционных техниках аппликации, как одного из вида изобразительной деятельности дошкольника, способствующего развитию мелкой моторики рук.

Нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться, фантазировать. У дошкольников развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту, развивается воображение, творчество, проявляется самостоятельность, индивидуальность. Работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику рук ребенка. Выполнение аппликации с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Ловкие детские руки, а так же их фантазия, способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества.

Одним из наиболее естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности, является изодеятельность – это эффективное средство познания действительности. Большое значение данная деятельность имеет и для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры и координации движений.

Аппликация – это один из видов ручной деятельности воспитателя и дошкольников. Эта техника основана на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении. Занятия аппликацией особенно подходят детям дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, т.е. основана на активном взаимодействии с различными предметами. В настоящее время многие воспитатели дошкольных образовательных учреждений стремятся к тому, чтобы традиционную технику обучения детей аппликации сделать более разнообразной, т.е. нетрадиционной. Ведь аппликация может быть составлена из самых разнообразных материалов: ткани, бумаги, салфеток, круп, ленточек, ниток, пуговиц, яичной скорлупы, пластилина, бисера, природных материалов и многого другого. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает образное мышление, творческие способности, чувства цвета, гармонии, пространство воображения. Нетрадиционные техники аппликации способствуют развитию у детей мелкой моторики пальцев рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера, внимания, усидчивости, наблюдательности, изобразительных умений и навыков. Создание поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, радость, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных, для образования дошкольников исторически и научно доказано. Большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеет аппликация. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Существует большое количество нетрадиционных техник при работе с аппликацией. В своей работе с детьми я использую следующие техники: обрывная аппликация, аппликация из салфеток, аппликация из яичной скорлупы, пластилинография, аппликация из сухих листьев, аппликация из круп. Более подробно я расскажу, о таком виде нетрадиционной аппликации, как аппликация из сухих листьев. Этот вид аппликации особенно актуален в осеннее время года. Осень дарит нам свои краски для творчества. Детям всегда интересно играть с листьями, рассматривать их, собирать, сортировать, делать из них «салют». Вот и я со своими ребятами решила собирать осенние листья для аппликации. На территории нашего детского сада растет береза, пихта, недалеко огромный дуб, на клумбе еще сохранился папоротник. Кроме того, родители также участвовали в заготовке осенних листьев с других деревьев. Аппликация из сухих листьев очень увлекательное занятие, ребята с большим интересом занимаются этой техникой. Им нравиться наблюдать как из обычных листьев, которые валяются у них под ногами, получаются забавные зверюшки, человечки, пейзажи. Процесс создания такой аппликации не сложный. Необходимо подобрать листья разной формы и размера в зависимости от задуманного изображения и наклеить их на плотный картон или другую плотную основу. Можно использовать лист целиком, а можно какую-то его часть. Также сухие листья можно покрошить руками, нанести по контуру рисунка клей и посыпать сверху крошкой из листьев. Таким образом, у вас получится насыпная аппликация из сухих листьев. Также можно распечатать контур рисунка на принтере и наклеить подходящие листики на изображение. Это может быть «Веселое солнышко», «Забавный лев», «Ежик», «Осеннее дерево», «Прекрасный павлин», «Золотая рыбка» и многое другое. Мы с ребятами организовали выставку работ на тему «Осень Золотая», делали открытки и дарили их родителям в благодарность за оказанную ими помощь в заготовке листьев. Кроме того с помощью этой техники мы сделали прекрасные коллективные работы, которые не только украшали нашу группу, но и еще долго напоминали нам о прекрасном, ярком времени года – осени. Родители в свою очередь, увидев работы детей на выставке, стали проявлять к этой технике интерес. Многие из них начали заниматься этим видом аппликации со своими детьми дома. Дети приходили в садик и с большим восторгом рассказывали мне о том, что они дома с мамой сделали такую красивую и необычную картину из листьев.

Я думаю, что данный материал заинтересует и будет полезен воспитателям, которые могут использовать его в своей работе с детьми, а также родителям, которые найдут чем можно заняться в свободное время с детьми дома.

Ниже я представила работы по аппликации из сухих листьев.

1

«Золотая рыбка»

2

«Прекрасный павлин»

3

«Веселое солнышко»

4

«Бабочка-красавица»

5

«Белочка»

6

«Попугай»

7

«Добрый лев»

8

«Ежик»

9

Насыпная аппликация из сухих листьев «Береза осенью»

10

Насыпная аппликация из сухих листьев «Осенний листопад»

 

Библиографический список:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» - М.: Просвещение, 1991 г.
  2. Гусакова М.А. “Аппликация” - М.: Просвещение, 1982 г.
  3. Сакулина Н.П., КомароваТ.С. “Изобразительная деятельность в детском саду” - М.: Просвещение, 1982 г.
  4. Погатеева З.А. “Занятия аппликацией в детском саду”- М.: Просвещение, 1988 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для родителей «Красавица весна»

Консультация для родителей «Красавица весна» Закончилась зима и наступила долгожданная весна! Весна - это самое полезное и приятное время года для...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах…

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной...

Большая маленькая звезда

Большая маленькая звезда (С разных сторон выходят 2 мальчика.) 1 мальчик: Привет, дружище! Как живёшь? По секрету мне шепнёшь? 2 мальчик: Да, чего тут...

Читайте также

Весёлый колобок

Весёлый колобок Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Младшая группа. Тема: «Весёлый колобок». Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных...

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню…

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Матери Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год). Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная...

Проект «В мире сказок»

Проект «В мире сказок»