Конспект бинарного занятия «Весна вдохновляет!»
Бинарное занятие по развитию речевого и песенного творчества с применением алгоритма сочинения песен с детьми  старшего дошкольного возраста

Цель – побуждение детей к проявлению речевых и музыкальных творческих способностей.

Задачи:

  • Активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Весна»;
  • Уточнить и обобщить знания детей о характерных признаках весны;
  • Развивать речевое творчество детей. Формировать умения составлять текст песни;
  • Развивать координацию речи с движением;
  • Развивать у детей чувство темпа и ритма;
  • Формировать умение фантазировать, подбирать ассоциации и рифмы;
  • Формировать умение подбирать музыкально-выразительные средства;
  • Развивать вокально-интонационные навыки импровизации детей;
  • Развивать навыки игры детей на детских музыкальных инструментах;
  • Развивать коммуникативные навыки (создание атмосферы дружбы, сплочения и успеха в общем деле);
  • Формировать правильную голосоподачу, не допускать форсирования голоса;
  • Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с музыкой;
  • Воспитывать общую культуру исполнения песен.

Методы и приемы: игровые приемы, описания, опросы, наглядно-демонстрационные, практические: сопоставление, выбор правильных формулировок, активные методы рефлексии, логоритмика.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, чтение стихов о весне, разучивание логоритмического упражнения «Веснянка», слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах.

Материал и оборудование: аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Апрель», круг и прищепки желтого цвета (солнышко), сюжетные картинки на тему ВЕСНА, музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, маракасы, трещотка, свистулька, колокольчик.

 

Ход занятия.

Дети заходят в музыкальный зал, в это время звучит в аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Апрель». Их встречают педагоги, учитель-логопед и музыкальный руководитель.

Учитель-логопед: Ребята, я очень рада вас видеть! А вы рады встрече? (Ответы детей.) Мы встретились с вами в музыкальном зале, где всегда звучит музыка.

Каждое утро мы говорим, друг другу «Доброе утро», чтобы день был добрым и настроение – хорошим. Давайте посмотрим, друг другу в глаза и улыбнемся. Вот мы и поприветствовали друг друга с вами с помощью улыбки.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось музыка, которая вас встречала? Может быть, кто-то знает ее название? (Ответы детей.) Это произведение П. И. Чайковского «Апрель».

Как вы думаете, почему именно она звучала?

Дети: Наступило время года весна, месяц апрель.

Музыкальный руководитель: У этого произведение есть и другое название – «Подснежник».

Это самый первый цветок после зимы. Подснежник приносит радость. Он хоть и хрупкий, нежный, но гордый и смелый, т. к. растёт прямо из-под снега. Его обдувает холодный ветер, но он не боится холода, а гордо стоит на своей тонкой ножке.

Музыкальный руководитель: А может кто-то из вас сможет вспомнить песню о весне? (Ответы детей.)

По ответам детей из их музыкально-слухового опыта

определяется песня, которую будем исполнять.

Логоритмическое упражнение с пением «Веснянка» М. Картушиной

Учитель-логопед: Если весна уже пришла, значит, мы должны увидеть её приметы. Давайте вокруг посмотрим. (Обращаю внимание на окно.) По какому самому первому признаку можно понять, что пришла весна?

Учитель-логопед: Да, на небе появилось яркое солнышко.

(Обращают внимание, что на подоконнике лежит круг желтого цвета.)

Но наше солнышко почему – то без лучиков. Давайте, мы солнышку подарим красивые слова, которые превратятся в лучики.

Дид. упражнение «Подбери признак»

Кто из детей придумает слово, то зацепляет прищепку - лучик на круг.

Солнце весной (какое?) – яркое, желтое, горячее, ясное, лучистое, круглое, веселое, золотое, теплое.

Учитель-логопед: Вот наше солнце засияло еще ярче, и стал снег таять, посмотрите и скажите, где тает снег?

Дети: на крыше, скамейке, дереве, елке, горке.

Учитель-логопед: Раз тает снег, значит, стали капать сосульки. Это весело звенит капель. Капель «поет» свои весенние песенки.

Послушайте и повторите «песенки» капели (хором и индивидуально).

Дид. игра «Послушай и повтори».

Педагог проговаривает и прохлопывает ритмический рисунок,

дети повторяют.

С равномерным ударением: кап - кап 

1

кап - кап — кап. 

2

С паузой: кап - кап//кап - кап. 

3

кап - кап — кап // кап - кап — кап.

4

Учитель-логопед: А в лесу, какие приметы весны можно увидеть и услышать? (Ответы детей.)

Конечно, вы правы, весной в лесу появляются проталины, ручейки и подснежники, набухают почки, просыпаются звери и возвращаются перелетные птицы.

Дид. упражнение «Придумай слова»

Придумайте, как можно больше слов про весенние приметы.

(На мольберте выставляются сюжетные картинки.)

Учитель-логопед: Небо какое?

Дети: Голубое, высокое, чистое…

Учитель-логопед: Солнце какое?

Дети: Весеннее, яркое, теплое…

Учитель-логопед: Ручьи какие?

Дети: Быстрые, прозрачные, звонкие…

Учитель-логопед: Подснежники какие?

Дети: Белые, красивые, нежные…

Учитель-логопед: Птицы какие?

Дети: перелетные, звонкие…

Учитель-логопед: Молодцы, а теперь подберите, как можно больше слов про то, что делают весной солнце, снег, ручьи, птицы, растения.

Дид. упражнение «Подбери слово»

Учитель-логопед: Солнце, что делает весной?

Дети: Светит, пригревает, ласкает…

Учитель-логопед: Снег?

Дети: Тает, оседает, темнеет…

Учитель-логопед: Ручьи?

Дети: Бегут, звенят, журчат…

Учитель-логопед: Птицы?

Дети: Прилетают, поют, вьют гнезда…

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, как много вы рассказали о весне, а хотите сейчас стать музыкантами, у нас будет весенний оркестр? (Ответа детей.)

У нас есть разные музыкальные инструменты, на них мы попробуем изобразить весну, пробуждение природы.

Я буду вам читать стихотворение о весне, а вы займётесь музицированием.

Вот наши инструменты:

  • треугольник изобразит – капель;
  • металлофон – ручеек;
  • маракасы – муравья;
  • трещотка – медведя;
  • свистулька – птичек,
  • колокольчик – подснежник.

Музицирование «Весенний оркестр»

Педагог рассказывает стихотворение, а дети сопровождают его игрой на музыкальных инструментах.

Весна, весна!

На дворе звенит капель!

По полям бежит ручей, на дорожках лужи.

Скоро выйдет муравей после зимней стужи.

Пробирается медведь,

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Садитесь на места.

Ребята, а вы знаете, кто сочиняет песни? (ответы детей) Да, песни сочиняют композиторы и поэты.

Учитель - логопед: Песен очень много о весне, но нет нашей. Хотите побыть в роли композиторов и поэтов? (Ответы детей.) Отлично, давайте сочиним текст первого куплета!

Дети садятся на стулья вокруг столика, на котором приготовлен листочек для записи педагогом слов.

Учитель - логопед: Раз уж мы будем сочинять о весне, предлагаю вспомнить, всё, что вы о ней спели и рассказали вначале.

Дети подбирают ассоциации для текста будущей песни, например:

тает снег, тепло, почки, сосульки, радость, капель, солнце, ручей, птицы, подснежник…

Учитель - логопед: Очень много идей у вас на тему «Весна», столько слов назвали.

С чего начнётся наша песня?

Немного подскажу…

О чём будем петь дальше?

Попробуем подобрать рифмы к этим словам.

Дети с помощью педагога сочиняют первый куплет песни.

Упражнение на развитие речевого творчества «Подбери рифму»

Дети называют слово, дети с помощью педагога пытаются подобрать к нему рифму.

Учитель - логопед: У нас готов первый куплет!

Музыкальный руководитель: У вас получилось стихотворение. А песня бывает без мелодии? (Ответы детей.) Значит надо сочинить мелодию… Давайте подойдем к музыкальному инструменту.

Дети встают возле пианино.

Как вы думаете, наша мелодия будет грустная или весёлая?

Быстрой или медленной?

Отрывистой или плавной? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель улавливает вокальные интонации детей и воспроизводит их на музыкальном инструменте.

Упражнение «вокальная импровизация текста»

Учитель - логопед и музыкальный руководитель: Браво! Вы настоящие композиторы! Очень красивая песня у нас получилась! Давайте ещё раз споём наш первый куплет!

Дети поют сочиненную песню.

Возможный вариант сочиненной песни:

1 куплет. Тает снег, тает снег,

Теплее на дворе.

Почки набухают

Сосульки убегают.

Ярче солнышко свети,

Звенит капель, кап-кап

И беленький подснежник

Поет для нас вот так:

Припев.

Весна, весна, к нам пришла весна.

Весна, весна, к нам пришла весна.

Музыкальный руководитель: Хотите ли вы, чтоб у этой песни появился ещё один куплет? (ответы детей) Если да, то внимательно приглядитесь на прогулке к тому, что вас окружает, и вы обязательно найдёте идеи и вдохновение для второго куплета.

Учитель - логопед: Вам понравилась наше занятие? А что больше всего? (Ответы детей.) А мне понравилось, как занимался (….) А сегодня наше занятие закончено. Всем спасибо.



Новые публикации

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...

Читайте также

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Календарный план воспитательной работы МКДОУ

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)

Педагогический проект «Лесная аптека»

Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...

Читайте также

Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к…

Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста Всем известно высказывание В. Сухомлинского: «Ум...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие в…

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе«Путешествие в осенний лес»





В блогах

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Зернышки для…

Образовательная область -Художественно-эстетическое развитие. Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования  (пальчиками); – продолжать знакомить с основными цветами (желтый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Задачи: Обучающие: учить рисовать пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами Развивающие: развивать умение...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Праздничная елочка»

Цель: Вызвать интерес к рисованию праздничной елочки. Образовательные задачи: учить вести кисть по ворсу, закрашивая готовое изображение полностью, не оставляя белых пятен. Учить аккуратно, пользоваться краской и поролоном. Развивающие задачи: продолжать освоение цвета и формы, как средств образной выразительности. Формировать...

Конспект занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники — рисования…

Цели: Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой. Задачи: Уточнять знания о солнышке ; Продолжать учить детей вести беседу, развивать речь;  Развивать эстетические чувства и любовь к окружающей природе; Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Предварительная работа: Наблюдения за солнышком во время прогулок. Рассказывание...

« Моя родная станица Старощербиновская».

Цель: Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности к своей малой Родине. Закрепить знания детей о родной станице, её истории. Задачи: -обобщать и закреплять представления детей о родной станице   (её прошлом, настоящем)  через выполнение заданий; - развивать логическое мышление, память, внимание...