Конспект сюжетно-игрового занятия «Ярмарка народных игр и движений»

Аннотация.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой. Народные игры имеют многовековую историю, передаваясь из поколения в поколение. В русских народных играх много соревновательного задора, движения точны и образны, сопровождаются любимыми детьми считалками и зазывалками. Заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память. В подвижных народных играх воспитываются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, равновесие, сила, координация движений, умение ориентироваться в пространстве, смекалка, выдержка, творческая выдумка, воля, стремление к победе.

Подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.

При разработке занятия учитывалось содержание пройденного материала, использовались разнообразные методические приемы и способы организации детей и родителей для выполнения различных заданий с целью увеличения их двигательной активности. Была использована музыкальная подборка русских народных мелодий, потому что родители и дети попадут на «Ярмарку», а это ведь гулянья, торговые ряды, представления шутов и зазывалы скоморохов, игры разные. Вот только ярмарка будет необычная, а «Ярмарка народных игр и движений», где родители вместе с детьми позабавятся, да потешатся, побегают и поиграют. Родители повысят свое эмоциональное состояние и активность детей при выполнении общеразвивающих упражнений и подвижных игр.

Цель. Приобщение детей и родителей к истокам культуры через ознакомление с народными подвижными играми.

Задачи:

Образовательные:

Формировать потребность в двигательной активности, физическом совершенствовании, умение использовать основные виды движений в игровых ситуациях в работе с гимнастической скамейкой и веревкой.

Развивающие:

Совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении упражнений на гимнастической скамейке и в подвижных играх.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к народным играм и доброжелательное отношение друг к другу, умение действовать в команде и играть всем вместе.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Форма совместной деятельности: сюжетно-игровое физкультурное занятие.

Средства:

- наглядные (атрибуты к играм и к упражнениям);

- музыкальные (движения под музыку).

Материальное обеспечение:

аудиосистема, свисток, гимнастическая скамейка – 2 шт., веревка – 2 шт., канат, шапка «Пирога», куб, магнитная доска, магниты, иллюстрации домашних птиц и кондитерских изделий.

Участники: родители и дети старшей группы №1.

Место проведения: спортивный зал.

Планируемые результаты:

Привлечь детей и родителей в атмосферу возрождения народных игр для получения положительного заряда эмоций, но, главное, чтобы ещё больше подружиться.

 

Ход занятия

I. Подготовительная часть.

Дети и родители под музыку входят в зал и строятся в две шеренги (первая шеренга - дети, вторая шеренга - родители).

Инструктор:

Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправимся на Ярмарку. А что такое «Ярмарка» - это гулянья, торговые ряды, представления шутов и зазывалы скоморохов, игры разные. Вот только ярмарка наша будет необычная, а «Ярмарка народных игр и движений», мы с вами позабавимся, да потешимся, побегаем и поиграем. Готовы вы к такой Ярмарке? Ответ:

Инструктор: Направо в обход по залу шагом Марш!

Ходьба с элементами корригирующей гимнастики:

Ходьба обычным шагом в две колонны: на носках, руки за голову; на пятках, руки вытянуть вперед; на внешней стороне стопы, руки на пояс; на высоких четвереньках (правым и левым боком); «гусиным шагом»; приставным шагом друг напротив друга, взявшихся за руки (родители и дети).

Бег с заданием:

Обычный бег; бег приставным правым (левым) боком взявшихся за руки (родители и дети); подскоки; захлестыванием голени назад; бег на носках, на пятках.

Прыжки:

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, взявшись за руки родители и дети.

Инструктор: Молодцы!

Переходим на шаг, шагом марш! Устали ваши ноги? Долгий путь был у нас с вами, мы уже пришли, но сначала присядем и дадим ногам отдохнуть, сделав разминку для ног. Садимся на «бревна» (на скамейку). Спину держать прямо. (Родители садятся на первую скамейку, дети на вторую скамейку).

ОРУ на скамейке (под русскую народную мелодию)

1. «Потянулись». И. п. сидя верхом, ноги согнуты, руки «в замок» за головой.

1 – поворачивая ладони наружу, выпрямляя руки, потянуться вверх – вдох;

2 – и. п. – выдох. (6 раз)

2. «Наклонились дружно». И. п.: сидя верхом на скамейке, ноги согнуты, руки на плечах впереди сидящего. 1 – наклон вправо (влево) – выдох; 2 – и. п. – вдох. (6 раз)

3. «Поднимись». И. п. стоя перед скамейкой, руки на пояс. 1- поставить правую ногу на скамейку, левая нога на полу; 2- подняться на скамейку на две ноги; 3 – опустить левую ногу на пол; 4 – и. п. (6 раз)

4. И. п. – стоя на одной ноге (на расстоянии шага от скамейки), другая на скамейке. Медленное приседание. То же в парах, взявшись за руки. (6 раз)

5. И. п. – упор стоя на коленях, руки на скамейке. Выпрямление ног и туловища в упор лежа и медленное возвращение в и. п. (6 раз)

6. «Подскоки». И. п. ноги слегка расставить, руки за спину. Подскоки вокруг скамейки (2 раза) чередовать с ходьбой.

Инструктор: Ноги отдохнули. Ответ: …

Инструктор: Ой, какие вы молодцы! А теперь посмотрю, какие вы ловкие!

Ну-ка к лавочке беги,

Суковаточку займи.

Хотим с нею поиграть,

Кто ловчее всех узнать.

Русская народная игра «Лавочка-Суковаточка»

Дети и родители садятся на скамеечки и держат руки перед собой ладонями вверх. Инструктор проходит вдоль скамеечек, выбирает любого водящего и хлопает его по протянутым ладошкам, после чего водящий и инструктор бегут в разные стороны вокруг скамейки и стараются занять свободное место. Тот, кто не успел сесть, становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Инструктор надевает шапку Скомороха.

Скоморох:

К нам сюда скорее просим, 
Подходи, честной народ. 
Веселиться начинайте. 
Всех нас ярмарка зовет! 

II. Основная часть.
Подвижная игра «Перебежки»

Скоморох:

Посидите, отдохните, на скамеечки идите. Дети и родители расходятся и садятся на две скамейки, расположенные одна напротив другой.

Скоморох выдерживает паузу, а затем громко говорит: Ну, что, скучно так сидеть?

Дети и родители отвечают:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться!

После последнего слова дети и родители перебегают на другую скамейку, меняясь местами. Побеждает та команда, которая первая заняла скамейку и при этом не допустила столкновений. Игра проводится 2-3 раза.

Скоморох: Молодцы!

На «Ярмарке» всегда проводятся «Богатырские состязания, потехи». Покажем, как состязаются наши русские богатыри. Ответ: …

Игра «Бой петухов»

Дети и родители делятся на 2 команды. Из веревки делают два круга (один круг для родителей, второй круг для детей). Игроки входят в круг они изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на пол двумя ногами, выходит из игры. Дети и родители перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Скоморох: Молодцы!

«Вот на улице веселье, запестрели карусели!

А народ, жужжит, как шмель…

Ах, какая карусель!»

Игра «Карусель»

Дети и родители делают большой круг, при этом держась за веревку. Задача детей и родителей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает Скоморох:

Еле - еле, еле — еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите,

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру. Игра проводится 2 раза.

Скоморох: Молодцы!

Посмотрите удальцы, что можно купить на нашей Ярмарке. Ответ: …

Скоморох показывает иллюстрации домашних птиц.

Скоморох: Правильно! А в какую игру играл русский народ с этими домашними птицами. Ответ: …

Игра «Утки и гусь»

Дети и родители делают большой круг и выбирают водящего по загадке.

Скоморох:

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Скоморох:

Правильно, это гусь. Водящего мы выбрали, остальные садятся на пол. Водящий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «Утка», «Гусь», «Утка», «Гусь». Если игрока назвали Уткой, он продолжает спокойно сидеть, если Гусь, он вскакивает и бежит с водящем в противоположные стороны, чтобы успеть занять свободное место Гуся. Если водящему это удается, в следующем кону водит «Гусь».

Скоморох: Молодцы!

Плюшки, ватрушки давай покупай, 
Горячий чаек поскорее наливай. 
Пироги горячие, фу рычит самовар,

У нас самый лучший отменный товар. 

Скоморох показывает иллюстрации кондитерских изделий.

Скоморох: Отгадайте загадку

Подготовим место,

Раскатаем тесто,

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь… Пирог

Скоморох: Молодцы! А у нас игра.

Игра «Пирог»

Дети и родители делятся на две команды, по считалке выбирают водящего.

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты.

Скоморох: Молодцы! Водящего выбрали, а теперь переходим к игре.

Команды становятся друг против друга. Между ними садится «Пирог» (на него одета шапочка «Пирога»). Все дружно начинают расхваливать «Пирог»:

Вот он, какой высокий,

Вот он, какой широкий,

Вот он, какой вкусенький,

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «Пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «Пирога», тот и уводит его с собой. На место «Пирога» садится ребёнок или родитель из проигравшей команды. Игра проводиться до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Скоморох: Молодцы! Ребята, а что за предмет такой? Дети: … Канат.

Скоморох: Давайте померимся силушкой богатырской.

«Перетягивание каната»

Родители и дети делятся на две команды (первая команда – родители, вторая команда – дети). Канат кладут посередине зала. Середина каната отмечается цветной ленточкой, а на полу под серединой каната проводится черта поперек зала. К канату подходят две команды родителей (детей) и берут его в руки за противоположные концы. По сигналу игроки начинают тянуть канат каждый в свою сторону. Выигрывает та команда, которая перетянет канат за линию (ориентиром служит ленточка).

III. Заключительная часть.

Скоморох: Молодцы! Отгадайте загадку

Из ста нитей свита,

Всех связала ловко,

Короля и свиту,

Гибкая…. Веревка
Скоморох: Правильно, это веревка, а у нас игра.

Игра малой подвижности «Веревочка»

Участники игры родители и дети встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий Скоморох. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети и родители внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила:

1. Играющие должны веревку держать двумя руками.

2. По ходу игры веревка не должна падать на пол.

Инструктор: Молодцы!

Все в шеренгу становись! Наше занятие закончилось! Всем спасибо! Вам понравилось занятие? У кого получалось выполнить все упражнения с родителями? У кого не все? В какие игры мы играли? Ну что ж мы с вами будем продолжать учиться и стараться выполнять все упражнения правильно, соблюдать все правила игр, а пока, вам нужно отправляться в группу. До свидания.

 

Список используемой литературы:

  1. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва, 2016 г.
  2. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: старшая группа – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
  3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Москва «Просвещение», 1986 г.
  4. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. Творческий центр Сфера. Москва, 2009 г.
  5. Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. Издательский центр «МарТ» Москва – Ростов-на-Дону, 2004 г.
  6. Павлов Н. Г. 300+1 игра для детей. Ростов-на- Дону «Феникс», 2003 г.
  7. Алябьева Е. А. Игры-забавы на участке детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  8. Утробина К. К. Подвижные игры с детьми 5-7 лет. Москва, Издательство ГНОМ, 2015.
  9. Картушина М. Ю. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6. – М.: ТЦ Сфера, 2012. (Модули программы ДОУ)
  10. Григорьеев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.
  11. Паникоровская Н. М. 1000 загадок, скороговорок, считалок для самых умных малышей. - СПб., 2008.




Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Сказка-пьеса «Шкаф с забытым детством»

Сказка-пьеса «Шкаф с забытым детством»   Герои: Бабушка Таня, внуки Андрей и Настя, мячи, куклы, плюшевые зверюшки, книга со сказками, венок из ромашек, дедушкины часы. Реквизит:...

Информационный, социально-ориентированный проект «Мой любимый город»

Информационный, социально-ориентированный проект«Мой любимый город» В ходе беседы с воспитанниками на тему «Профессиональный калейдоскоп моей семьи» дети, обсуждая профессии родителей, часто...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству «Новоселье скворца. Птичьи…

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству «Новоселье скворца. Птичьи хлопоты»   Развивающая среда: иллюстрации с изображением картин весны, птиц, аудиозапись «Голоса птиц»; стихи и...


Комментарии





В блогах

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности»

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности детей» Цель: познакомить детей с понятием «права и обязанности», показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности. Задачи: • способствовать воспитанию...

ООД в средней группе: «Про девочку Машу и мухомора Яшу»

Задачи: расширять знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, дать понятие, что несъедобные грибы опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. Развивать навыки связной речи, активизировать словарь детей через названия грибов.  Закрепить образ мухомора в...

План работы по нравственному воспитанию в группах 6-7 лет

                                                                 ПЛАН РАБОТЫ            ...

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство