Конспект занятия игры - путешествия «Машина времени» для детей подготовительной группы

Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации образовательной деятельности для закрепления у детей представлений о времени и практическом применении часов. Может быть использована педагогами подготовительных групп как итоговое занятие.

В конспекте представлены игровые приемы и упражнения для решения задач, направленных на:

- упражнение детей определения времени по часам с точностью до часа;

- закрепление знаний о частях суток;

- уточнение знаний детей об устройстве часов;

- упражнение детей в счете.

Предлагаемый конспект занятия проходит в виде игры путешествия.

Предварительная работа:

1) Знакомство с часами, с историей часов.

2) Знакомство с частями суток.

3) Чтение произведения «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

4) Изготовление макета космических часов.

5) Создание презентации и интерактивного героя «Хранительница времени».

Раздаточный материал:

1) Макет часов (на каждого);

2) Дидактическая игра «Части суток»;

3) Магнитофон (аудиозапись - космическая музыка);

4) Конверт с письмом от жителей города;

5) Конверты с заданиями от пиратов;

6) Иллюстрации разных часов;

7) Цифры от 1-12.

Ожидаемый результат: Наш опыт работы показывает, что знания данные в форме игры путешествия усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Дети закрепили знания о времени и часах, научились соотносить время суток с режимом дня, усовершенствовали грамматический строй речи, внимание, память, мышление, что позволит активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Методическое проведение игры:

При организации игры путешествия необходимо продумать сюжет, в котором будут решаться образовательные задачи. Например: путешествие в страну Времени. Продумать задания, которые решаются в виде различных трудностей, которые дети должны выполнить. Продумать размещение дидактических игр и пособий в группе. Во время образовательной деятельности используются различные формы работы: групповая (Д/И «Части суток»), индивидуальная (Д/И «Поставь время на часах»), коллективная (устный счет, история и устройство часов).

Ход образовательной деятельности.

Введение в игровую ситуацию.

Дети стоят полукругом перед педагогом.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, я решила проверить почту в нашем детском саду и заглянула в почтовый ящик, а в нём лежало письмо, адресованное вам. Интересно, кто его прислал? Давайте прочитаем! 

«Здравствуйте ребята, пишут вам жители страны Времени. У нас случилась беда! Космические пираты украли у нас «пески времени» и из –за этого у нас в стране остановилось время и в городе начались беспорядки. Все жители повсюду стали опаздывать. Помогите нам пожалуйста вернуть время. Для этого вам нужно выполнить правильно все задания, которые приготовили космические пираты. Торопитесь!»

Воспитатель: Давайте отправимся с вами в Страну Времени и поможем жителям. На чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину времени).

Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка).

Начинаем обратный отсчёт 10, 9. 8.... Мы взлетаем.

Воспитатель: Смотрите кто это нас встречает? (воспитатель обращает внимание детей на экран).

Хранительница времени: Здравствуйте, я Хранительница времени. Спасибо вам что не оставили нас в беде. Жители города во всем любят порядок и всегда соблюдают распорядок дня. Но пираты украли у нас «пески времени» и распорядок нарушился. Для того, чтобы нам помочь вам нужно выполнить все задания пиратов. Вы готовы?

Итак, первое задание, отгадать загадки, приготовленные пиратами.

Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Все в округе просыпаются,
дети в садик собираются. (утро)
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы,
заводы, часы и машины не спят. (вечер)
Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит. (ночь)

Солнце в небе высоко, и до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День и ночь бегут минутки,

День плюс ночь — мы знаем (сутки)

Воспитатель: о чём были эти загадки?

- Как можно назвать это, одним словом. (части суток).

- Сколько частей в сутках? (4, назовите их по порядку).

Хранительница: пираты перепутали части суток, нужно срочно вернуть все на место.

В этом вам поможет игра «Распорядок дня»

Воспитатель: Разделитесь на 2 команды. Каждая команда будет собирать определенные части суток. (после проводится беседа).

- Что нарисовано на картинке?

- Когда это бывает?

- Что вы делаете утром? А днём?

- Как вы узнали, что на картинке утро (вечер)?

- Какое время суток вам больше нравится? Почему?

Хранительница: кто из вас знает сколько часов в сутках? (в сутках 24 часа).

Следующее испытание, нужно снова отгадать загадку.

На руке и на стене, и на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом. От восхода до захода.

(Часы)

Хранительница: что такое часы? (это прибор для определения времени);

Хранительница: для чего нужны часы? (чтобы люди могли определить время);

Хранительница: Смотрите, сколько у меня разных часов, но по ним нельзя определить время. Чтобы мы смогли это сделать, нужно расставить часы в порядке их изобретения.

2

Д/и «История часов»

Дети на магнитной доске выставляют картинки по порядку: солнечные, свеча, водяные, песочные, механические, электронные часы, кварцевые. После чего проводится опрос.

-чем не удобны солнечные часы? (чтобы узнать время, нужно выходить на улицу, в пасмурную погоду время не определишь);

- чем опасны были часы свеча? (могут упасть, возникнет пожар);

- можно ли было узнать точно время по песочным или водяным часам. Почему? (часы были бы большого размера, у них нет стрелок, нельзя определить время до минут);

- как работают механические часы? (их нужно всегда заводить);

- чем удобны электрические часы? (работают на батарейках, и от электричества не требуют постоянного ухода);

- где мы используем электрические часы?

Хранительница: какие еще часы бывают? (ответы детей, на экране изображения часов).

Воспитатель: скажите, как называются часы, которые:

Висят на стене - … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе –… (настольные)

На руке –… (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

Стоят на камине – (каминные)

Хранительница: Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат).

Хранительница: Правильно это круг с цифрами и 3 стрелками, которые указывают на цифры, так мы узнаем время. Но что же я вижу все цифры у циферблата рассыпались, это снова проделки пиратов. Помогите цифрам вернуться на свои места.

3

Игра «Составь циферблат» (дети подходят к макету часов, лежащему на полу).

Воспитатель: смотрите этот круг надо превратить в циферблат, а значит правильно разложить цифры. Чтобы правильно разложить цифры нужно выполнить правило: у всех часов вверху всегда располагается число (12). В нижней части круга располагается число (6). Справа цифра 3, слева 9. Остальные цифры располагаются между ними по порядку. Приступайте к заданию.

Проверьте, все ли цифры на своём месте? (Дети проверяют).

Максим, скажи, какие цифры вы расположили между числом 3 и 6? Наташа назови какие цифры находятся между 9 и 12?

Давайте послушаем пошли ли часы? (нет).

Воспитатель: Давайте попробуем разобраться в устройстве часов. (воспитатель достаёт учебный макет часов).

- Что есть у часов? (Корпус, стрелки, циферблат);

- Сколько стрелок у часов? (Три: часовая, минутная и секундная);

Правильно три: часовая – самая медленная, минутная – быстрее движется и секундная самая быстрая.

- Что показывает короткая (длинная) стрелки? (Часы, минуты);

- Если стрелка показывает часы значит она, какая? (часовая);

- Если стрелка показывает минуты значит, как она называется? (Минутная).

- Покажи мне минутную стрелку, скажи, как она двигается, что показывает? (тоже самое с часовой 2-3 ребенка).

Хранительница: в каком направлении движутся стрелки? (стрелки двигаются по кругу с лева на право). Давайте с вами немножко отдохнем.

4

П/и «Ходят стрелочки по кругу»

(Дети двигаются вокруг макета часов («Космических часов») держась за руки, под текст стихотворения.)

Мы часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки не спешите,

Вы нам время подскажите.

- Сейчас разберемся с космическими часами. Поставьте на часах 3 часа. (дети выясняют что не хватает минутной стрелки).

Хранительница: Пираты украли одну стрелку у часов. Можно ли определить время, имея только одну стрелку? Почему?

Воспитатель: Как вы считаете, что дольше тянется минута или секунда? (ответы детей).

Давайте проверим. (Дети двигаются по кругу, выполняя движения в соответствии с текстом.)

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

одна (Секунда) минута лишь пройдет,

Путник снова отомрет.

Через некоторое время раздается хлопок в ладоши, по которому «застывшие» путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были «заколдованы».

- что можно успеть сделать за 1 минуту;

- что можно успеть сделать за секунду; (ответы детей)

Секунда небольшой промежуток времени, минута больше. В 1 минуте 60 секунд.

Хранительница: итак, следующее задание. Нужно ответить на вопросы и поставьте время на часах. (дети проходят за столы).

Игра «Поставь время на часах»

  1. Во сколько часов открывается детский сад? (В 7 часов утра);
  2. Во сколько часов начинаются занятия в детском саду? (В 9 часов утра);
  3. В какое время в детском саду вы отправляетесь на утреннюю прогулку? (В 11 утра);
  4. В какое время вы приходите с прогулки? (В 12 часов дня, в полдень);
  5. Во сколько часов начинается «тихий час»? (в 1 час дня);
  6. Во сколько часов заканчивается «тихий час» в детском саду? (в 3 часа дня);
  7. Во сколько часов закрывается детский сад? (в 7 часов вечера).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем пираты задали вам такие вопросы? (Чтобы проверить, как мы знаем режим дня в детском саду);

- А для чего нужен режим дня? (Чтобы делать все вовремя, не опаздывать, не болеть).

Правильно, вы знаете свой режим дня в детском саду и умеете ориентироваться во времени! Молодцы.

Рефлексия.

Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу).

- Ребята, вам понравилась путешествие?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают.)

- Кому было интересно в Стране Времени - поднимите руки, а кому было трудно.

- Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени? Хранительница времени подарила вам подарок недостающую минутную стрелку.

Ребята, я очень рада, что ваши знания и ваши умения помогли жителям страны Времени! А сейчас вам пора собираться на прогулку.

 

Список литературы.

1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: Мозайка – синтез, 2018. – 168 с.

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под редакцией А.А. Столяра. – М., 2000



Комментарии  

#1 Татьяна 23.07.2020 20:28
отлично.
Цитировать


Новые публикации

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на…

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной группы комбинированной направленности Цель: формирование положительной...

Дидактическая игра «Числовые домики»

Дидактическая игра «Числовые домики» Игра «Числовые домики» подходит для детей старшего возраста для изучения цифр, количественного и порядкового значения чисел и...

Перспективно – тематическое планирование во второй группе раннего возраста

Перспективно – тематическое планирование во второй группе раннего возраста

Читайте также

Сценарий праздника 8 Марта «Поздравляем наших мам!»

Сценарий праздника 8 Марта «Поздравляем наших мам!» В старшей группе для детей с ОВЗ     Атрибуты и оборудование: шапочки для птичек, 2 подушки...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Весенние приключения Колобка»

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность«Весенние приключения Колобка» Цель: закрепление знаний, умений и навыков воспитанников старшей группы по теме: Весна. Приметы весны. Животные...

Детско-родительское занятие во второй младшей группе «Развиваем мелкую моторику»

Детско-родительское занятие во второй младшей группе «Развиваем мелкую моторику»   Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики руки. Задачи: развивать мелкую моторику руки...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Дидактическая игра для детей младшего и среднего возраста. Тема: «Разноцветная цепочка»

Дидактическая игра для детей младшего и среднего возраста. «Разноцветная цепочка» АНОТАЦИЯ Дидактическая игра "Разноцветная цепочка" - это игровой комплект для закрепления основных цветов предназначена для детей от 3 до 5лет. Данная игра поможет развивать логическое мышление, воображение, закрепить знание цветов. Игра...

Конспект занятия для детей средней группы « ЕСЛИ ДОМА ТЫ ОДИН…»

« ЕСЛИ ДОМА ТЫ ОДИН…» Цель: Продолжать формировать у дошкольников навыки безопасного поведения дома, расширять круг знаний об окружающем мире, предметах быта. Закрепить и уточнить знание номеров телефонов экстренных служб помощи, родителей и собственного домашнего адреса, учить детей пользоваться телефоном...

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности. Тема: «Как Ежонок учил правила…

Конспект Совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности Тема: «Как Ежонок учил правила дорожного движения»     Воспитатель : Смирнова Татьяна Алексеевна   Цель: Закрепление у детей знаний о правилах дорожного движения Задачи: - Закрепить...

Дидактическая игра "Сенсорные мешочки"

Sample Image

Аннотация Настольное дидактическое пособие «Сенсорные мешочки» предназначено для детей 4-7 лет. Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для групповой, а также для самостоятельной деятельности дошкольников. Введение Дидактическое пособие разработано для стимуляции образного мышления, развития крупной...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство