Конспект занятия игры - путешествия «Машина времени» для детей подготовительной группы

Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации образовательной деятельности для закрепления у детей представлений о времени и практическом применении часов. Может быть использована педагогами подготовительных групп как итоговое занятие.

В конспекте представлены игровые приемы и упражнения для решения задач, направленных на:

- упражнение детей определения времени по часам с точностью до часа;

- закрепление знаний о частях суток;

- уточнение знаний детей об устройстве часов;

- упражнение детей в счете.

Предлагаемый конспект занятия проходит в виде игры путешествия.

Предварительная работа:

1) Знакомство с часами, с историей часов.

2) Знакомство с частями суток.

3) Чтение произведения «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

4) Изготовление макета космических часов.

5) Создание презентации и интерактивного героя «Хранительница времени».

Раздаточный материал:

1) Макет часов (на каждого);

2) Дидактическая игра «Части суток»;

3) Магнитофон (аудиозапись - космическая музыка);

4) Конверт с письмом от жителей города;

5) Конверты с заданиями от пиратов;

6) Иллюстрации разных часов;

7) Цифры от 1-12.

Ожидаемый результат: Наш опыт работы показывает, что знания данные в форме игры путешествия усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Дети закрепили знания о времени и часах, научились соотносить время суток с режимом дня, усовершенствовали грамматический строй речи, внимание, память, мышление, что позволит активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Методическое проведение игры:

При организации игры путешествия необходимо продумать сюжет, в котором будут решаться образовательные задачи. Например: путешествие в страну Времени. Продумать задания, которые решаются в виде различных трудностей, которые дети должны выполнить. Продумать размещение дидактических игр и пособий в группе. Во время образовательной деятельности используются различные формы работы: групповая (Д/И «Части суток»), индивидуальная (Д/И «Поставь время на часах»), коллективная (устный счет, история и устройство часов).

Ход образовательной деятельности.

Введение в игровую ситуацию.

Дети стоят полукругом перед педагогом.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, я решила проверить почту в нашем детском саду и заглянула в почтовый ящик, а в нём лежало письмо, адресованное вам. Интересно, кто его прислал? Давайте прочитаем! 

«Здравствуйте ребята, пишут вам жители страны Времени. У нас случилась беда! Космические пираты украли у нас «пески времени» и из –за этого у нас в стране остановилось время и в городе начались беспорядки. Все жители повсюду стали опаздывать. Помогите нам пожалуйста вернуть время. Для этого вам нужно выполнить правильно все задания, которые приготовили космические пираты. Торопитесь!»

Воспитатель: Давайте отправимся с вами в Страну Времени и поможем жителям. На чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину времени).

Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка).

Начинаем обратный отсчёт 10, 9. 8.... Мы взлетаем.

Воспитатель: Смотрите кто это нас встречает? (воспитатель обращает внимание детей на экран).

Хранительница времени: Здравствуйте, я Хранительница времени. Спасибо вам что не оставили нас в беде. Жители города во всем любят порядок и всегда соблюдают распорядок дня. Но пираты украли у нас «пески времени» и распорядок нарушился. Для того, чтобы нам помочь вам нужно выполнить все задания пиратов. Вы готовы?

Итак, первое задание, отгадать загадки, приготовленные пиратами.

Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Все в округе просыпаются,
дети в садик собираются. (утро)
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы,
заводы, часы и машины не спят. (вечер)
Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит. (ночь)

Солнце в небе высоко, и до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День и ночь бегут минутки,

День плюс ночь — мы знаем (сутки)

Воспитатель: о чём были эти загадки?

- Как можно назвать это, одним словом. (части суток).

- Сколько частей в сутках? (4, назовите их по порядку).

Хранительница: пираты перепутали части суток, нужно срочно вернуть все на место.

В этом вам поможет игра «Распорядок дня»

Воспитатель: Разделитесь на 2 команды. Каждая команда будет собирать определенные части суток. (после проводится беседа).

- Что нарисовано на картинке?

- Когда это бывает?

- Что вы делаете утром? А днём?

- Как вы узнали, что на картинке утро (вечер)?

- Какое время суток вам больше нравится? Почему?

Хранительница: кто из вас знает сколько часов в сутках? (в сутках 24 часа).

Следующее испытание, нужно снова отгадать загадку.

На руке и на стене, и на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом. От восхода до захода.

(Часы)

Хранительница: что такое часы? (это прибор для определения времени);

Хранительница: для чего нужны часы? (чтобы люди могли определить время);

Хранительница: Смотрите, сколько у меня разных часов, но по ним нельзя определить время. Чтобы мы смогли это сделать, нужно расставить часы в порядке их изобретения.

2

Д/и «История часов»

Дети на магнитной доске выставляют картинки по порядку: солнечные, свеча, водяные, песочные, механические, электронные часы, кварцевые. После чего проводится опрос.

-чем не удобны солнечные часы? (чтобы узнать время, нужно выходить на улицу, в пасмурную погоду время не определишь);

- чем опасны были часы свеча? (могут упасть, возникнет пожар);

- можно ли было узнать точно время по песочным или водяным часам. Почему? (часы были бы большого размера, у них нет стрелок, нельзя определить время до минут);

- как работают механические часы? (их нужно всегда заводить);

- чем удобны электрические часы? (работают на батарейках, и от электричества не требуют постоянного ухода);

- где мы используем электрические часы?

Хранительница: какие еще часы бывают? (ответы детей, на экране изображения часов).

Воспитатель: скажите, как называются часы, которые:

Висят на стене - … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе –… (настольные)

На руке –… (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

Стоят на камине – (каминные)

Хранительница: Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат).

Хранительница: Правильно это круг с цифрами и 3 стрелками, которые указывают на цифры, так мы узнаем время. Но что же я вижу все цифры у циферблата рассыпались, это снова проделки пиратов. Помогите цифрам вернуться на свои места.

3

Игра «Составь циферблат» (дети подходят к макету часов, лежащему на полу).

Воспитатель: смотрите этот круг надо превратить в циферблат, а значит правильно разложить цифры. Чтобы правильно разложить цифры нужно выполнить правило: у всех часов вверху всегда располагается число (12). В нижней части круга располагается число (6). Справа цифра 3, слева 9. Остальные цифры располагаются между ними по порядку. Приступайте к заданию.

Проверьте, все ли цифры на своём месте? (Дети проверяют).

Максим, скажи, какие цифры вы расположили между числом 3 и 6? Наташа назови какие цифры находятся между 9 и 12?

Давайте послушаем пошли ли часы? (нет).

Воспитатель: Давайте попробуем разобраться в устройстве часов. (воспитатель достаёт учебный макет часов).

- Что есть у часов? (Корпус, стрелки, циферблат);

- Сколько стрелок у часов? (Три: часовая, минутная и секундная);

Правильно три: часовая – самая медленная, минутная – быстрее движется и секундная самая быстрая.

- Что показывает короткая (длинная) стрелки? (Часы, минуты);

- Если стрелка показывает часы значит она, какая? (часовая);

- Если стрелка показывает минуты значит, как она называется? (Минутная).

- Покажи мне минутную стрелку, скажи, как она двигается, что показывает? (тоже самое с часовой 2-3 ребенка).

Хранительница: в каком направлении движутся стрелки? (стрелки двигаются по кругу с лева на право). Давайте с вами немножко отдохнем.

4

П/и «Ходят стрелочки по кругу»

(Дети двигаются вокруг макета часов («Космических часов») держась за руки, под текст стихотворения.)

Мы часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки не спешите,

Вы нам время подскажите.

- Сейчас разберемся с космическими часами. Поставьте на часах 3 часа. (дети выясняют что не хватает минутной стрелки).

Хранительница: Пираты украли одну стрелку у часов. Можно ли определить время, имея только одну стрелку? Почему?

Воспитатель: Как вы считаете, что дольше тянется минута или секунда? (ответы детей).

Давайте проверим. (Дети двигаются по кругу, выполняя движения в соответствии с текстом.)

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

одна (Секунда) минута лишь пройдет,

Путник снова отомрет.

Через некоторое время раздается хлопок в ладоши, по которому «застывшие» путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были «заколдованы».

- что можно успеть сделать за 1 минуту;

- что можно успеть сделать за секунду; (ответы детей)

Секунда небольшой промежуток времени, минута больше. В 1 минуте 60 секунд.

Хранительница: итак, следующее задание. Нужно ответить на вопросы и поставьте время на часах. (дети проходят за столы).

Игра «Поставь время на часах»

  1. Во сколько часов открывается детский сад? (В 7 часов утра);
  2. Во сколько часов начинаются занятия в детском саду? (В 9 часов утра);
  3. В какое время в детском саду вы отправляетесь на утреннюю прогулку? (В 11 утра);
  4. В какое время вы приходите с прогулки? (В 12 часов дня, в полдень);
  5. Во сколько часов начинается «тихий час»? (в 1 час дня);
  6. Во сколько часов заканчивается «тихий час» в детском саду? (в 3 часа дня);
  7. Во сколько часов закрывается детский сад? (в 7 часов вечера).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем пираты задали вам такие вопросы? (Чтобы проверить, как мы знаем режим дня в детском саду);

- А для чего нужен режим дня? (Чтобы делать все вовремя, не опаздывать, не болеть).

Правильно, вы знаете свой режим дня в детском саду и умеете ориентироваться во времени! Молодцы.

Рефлексия.

Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу).

- Ребята, вам понравилась путешествие?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают.)

- Кому было интересно в Стране Времени - поднимите руки, а кому было трудно.

- Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени? Хранительница времени подарила вам подарок недостающую минутную стрелку.

Ребята, я очень рада, что ваши знания и ваши умения помогли жителям страны Времени! А сейчас вам пора собираться на прогулку.

 

Список литературы.

1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: Мозайка – синтез, 2018. – 168 с.

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под редакцией А.А. Столяра. – М., 2000



Новые публикации

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» …

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» (Подготовительная к школе группа, с приглашением детей из специальной (коррекционной) группы компенсирующего вида) Цель:...

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Читайте также

Сценарий развлечения на 23 февраля для детей второй младшей группы…

Сценарий развлечения на 23 февраля для детей второй младшей группы «Солнышко» «День защитников Отечества» Цель: Повысить успешность социального развития ребёнка на...

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи…

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» Возраст от 4 до 5 лет имеет особое...

Конспект НОД по лепке на тему: «Валенки» в старшей группе

Конспект НОД по лепке на тему: «Валенки» в старшей группе Цель: учить детей лепке валенок нетрадиционным способом -пластилинографией. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умения и...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома   Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для дошкольников Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за...

Игры на развитие внимания, памяти и мышления

Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей «Сложи узор» Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там жизнь" Цели: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой...

Консультация для родителей "Почему ребенку нужна игра"

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин) «Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев) Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться...