Артикуляционная гимнастика в старшей и подготовительной группах
Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых и определенной целью подобранных упражнений, способных укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости, дифференцированных движений артикуляционных органов.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звука.
Необходимо отметить:
- точность и правильность движений,
- плавность,
- объем движений,
- темы выполнения,
- устойчивость,
- переключаемость с одного движения на другое,
- симметричность,
- наличие лишних движений.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
Проводится перед завтраком 3-5 минут, включает одно новое упражнение и 2-3 старых. Должно быть не более 4-ох упражнений, дети могут выполнять сидя или стоя, но обязательно перед зеркалом, воспитатель сидит лицом к детям, чтобы наблюдать за детьми. Лучше проводить в игровой форме, количество: от 1 до 5 раз, 6-8 раз, и до 10.
Методика выполнения артикуляционной гимнастики.
- Рассказ о предстоящем упражнении.
- Показ педагогом движения.
- Выполнение ребенком упражнения перед зеркалом.
- Проверка правильности и указание на ошибки.
- Выполнение упражнений без зеркала.
Подбирая упражнение необходимо соблюдать правила фонетики, которые необходимы для того или иного звука.
В образовании звуков играют роль следующие органы артикуляции.
- Губы.
- Нижняя челюсть.
- Мягкое небо.
- Язык.
- Губы могут:
- обнажать верхние и нижние зубы [ш], [с][з][ц][л];
- вытягиваться в трубочку [у];
- округляться [о];
- выдвигаться в перед [ж], [ш], [ц], [ч];
- нижняя губа более подвижна [б], [в], [м], [ф], [в];
Упражнения:
Статические (неподвижные)
«Зайчик» нижняя губа поднимается, верхние зубы обнажаются.
«Заборчик».
«Бублик».
«Хоботок».
Динамические.
«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Вращение хоботка».
- Нижняя челюсть.
Может опускаться и подниматься.
[а], [о]
«Кормление птенцов».
- Мягкое небо. Может опускаться и подниматься.
При звуках [м][м'][н][н'] мягкое небо опускается.
При других звуках поднимается.
Упражнения.
Покашливание при открытом рте в одном ритме на листок 2-3 раза.
Раскрывание рта вдыхание воздуха.
Позевать с открытым ртом. Язык должен быть на нижней губе.
Подуть на цветок.
«Меткий стрелок» - сплевывать с языка начиная с горошины и до маленького зернышка.
- Язык.
Для кончика языка:
- может опускаться [з],[с ];
- подниматься [ж],[ч],[ц ] и сонорные ;
- дрожать [р];
- прижиматься к альвиолам [л].
Опуская переднюю часть языка можно формировать переднюю часть спинки языка. Передняя часть спинки языка может подниматься вверх и образовывать шипящие звуки. В артикуляционную гимнастику включают упражнения, которые помогают отрабатывать нижние и верхние положения языка.
Для нижнего положения языка:
Статические упражнения.
«Птенчики».
Динамические.
«Почистить зубки».
Влево, вправо, вверх, вниз.
Для верхнего положения языка:
«Чашечка»,
«Грибок»,
«Гармошка»,
«Вкусное варенье»,
«Маляр»,
«Качель».
Средняя часть спинки языка:
Она более ограничена в своих движениях, без продвижения передней или задней части языка средняя часть спинки языка может только подниматься к твердому небу (й или мягкие согласные).
«Киска сердится»
«Катушка».
Боковые края языка:
- Прижиматься к внутренней поверхности боковых зубов и не пропускать в бок воздушную струю [у], [ э], свистящие, шипящие.
- Опускаться и пропускать воздушную струю по бокам [л].
- Сужаться и при этом не будут касаться зубов [у], [о].
Задняя часть языка. Может подниматься и смыкаться с небом [к],[ г] или образовывать щель [х].
Упражнения.
«Пароход гудит» звук [ы].
«Прятки».
Речевая моторика коррегируется с опорой на сохранные анализаторы:
- Зрение(зеркало).
- Слух(повторение).
- Тактильных ощущений (ощупывание артикуляционной позы).
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о...
Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…
Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...
Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку»
Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку» Цель: знакомство с сенсорными эталонами цвет, величина. Задачи. Образовательные: учить детей различать основные...