Артикуляционная гимнастика в старшей и подготовительной группах

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых и определенной целью подобранных упражнений, способных укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости, дифференцированных движений артикуляционных органов.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звука.

Необходимо отметить:

  1. точность и правильность движений,
  2. плавность,
  3. объем движений,
  4. темы выполнения,
  5. устойчивость,
  6. переключаемость с одного движения на другое,
  7. симметричность,
  8. наличие лишних движений.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

Проводится перед завтраком 3-5 минут, включает одно новое упражнение и 2-3 старых. Должно быть не более 4-ох упражнений, дети могут выполнять сидя или стоя, но обязательно перед зеркалом, воспитатель сидит лицом к детям, чтобы наблюдать за детьми. Лучше проводить в игровой форме, количество: от 1 до 5 раз, 6-8 раз, и до 10.

Методика выполнения артикуляционной гимнастики.

  1. Рассказ о предстоящем упражнении.
  2. Показ педагогом движения.
  3. Выполнение ребенком упражнения перед зеркалом.
  4. Проверка правильности и указание на ошибки.
  5. Выполнение упражнений без зеркала.

Подбирая упражнение необходимо соблюдать правила фонетики, которые необходимы для того или иного звука.

В образовании звуков играют роль следующие органы артикуляции.

  1. Губы.
  2. Нижняя челюсть.
  3. Мягкое небо.
  4. Язык.
  1. Губы могут:

- обнажать верхние и нижние зубы [ш], [с][з][ц][л];

- вытягиваться в трубочку [у];

- округляться [о];

- выдвигаться в перед [ж], [ш], [ц], [ч];

- нижняя губа более подвижна [б], [в], [м], [ф], [в];

Упражнения:

Статические (неподвижные)

«Зайчик» нижняя губа поднимается, верхние зубы обнажаются.

«Заборчик».

«Бублик».

«Хоботок».

Динамические.

«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Вращение хоботка».

  1. Нижняя челюсть.

Может опускаться и подниматься.

[а], [о]

«Кормление птенцов».

  1. Мягкое небо. Может опускаться и подниматься.

При звуках [м][м'][н][н'] мягкое небо опускается.

При других звуках поднимается.

Упражнения.

Покашливание при открытом рте в одном ритме на листок 2-3 раза.

Раскрывание рта вдыхание воздуха.

Позевать с открытым ртом. Язык должен быть на нижней губе.

Подуть на цветок.

«Меткий стрелок» - сплевывать с языка начиная с горошины и до маленького зернышка.

  1. Язык.

Для кончика языка:

- может опускаться [з],[с ];

- подниматься [ж],[ч],[ц ] и сонорные ;

- дрожать [р];

- прижиматься к альвиолам [л].

Опуская переднюю часть языка можно формировать переднюю часть спинки языка. Передняя часть спинки языка может подниматься вверх и образовывать шипящие звуки. В артикуляционную гимнастику включают упражнения, которые помогают отрабатывать нижние и верхние положения языка.

Для нижнего положения языка:

Статические упражнения.

«Птенчики».

Динамические.

«Почистить зубки».

Влево, вправо, вверх, вниз.

Для верхнего положения языка:

«Чашечка»,

«Грибок»,

«Гармошка»,

«Вкусное варенье»,

«Маляр»,

«Качель».

Средняя часть спинки языка:

Она более ограничена в своих движениях, без продвижения передней или задней части языка средняя часть спинки языка может только подниматься к твердому небу (й или мягкие согласные).

«Киска сердится»

«Катушка».

Боковые края языка:

- Прижиматься к внутренней поверхности боковых зубов и не пропускать в бок воздушную струю [у], [ э], свистящие, шипящие.

- Опускаться и пропускать воздушную струю по бокам [л].

- Сужаться и при этом не будут касаться зубов [у], [о].

Задняя часть языка. Может подниматься и смыкаться с небом [к],[ г] или образовывать щель [х].

Упражнения.

«Пароход гудит» звук [ы].

«Прятки».

Речевая моторика коррегируется с опорой на сохранные анализаторы:

  1. Зрение(зеркало).
  2. Слух(повторение).
  3. Тактильных ощущений (ощупывание артикуляционной позы).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о...

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку»

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку» Цель: знакомство с сенсорными эталонами цвет, величина. Задачи. Образовательные: учить детей различать основные...

Читайте также

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...

Сохранение традиций в семье и в детском саду

Сохранение традиций в семье и в детском саду Традиции большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью...

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную...