Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми шестого года жизни на основе произведения художественной литературы

Ценность: трудолюбие, уважение к чужому труду.

Тема: Чтение рассказа Н. Носова "На горке".

Цель: Познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».

Образовательные задачи:

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.

Обучающие: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; формировать умение пересказывать рассказ по картинкам.

Развивающие: развивать связную, интонационную речь, воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий; развивать умение участвовать в коллективном разговоре.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей: в связи с тем, что в группе имеются дети с низким уровнем развития речи, необходимо активизировать их при ответах на вопросы и повторении слов и оказывать помощь при рассказывании.

Материалы: презентация, ноутбук, проектор.

Понятия: горка, трудолюбивый, ленивый, зависть.

Планируемые результаты:

- осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать основную мысль рассказа; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

- знают и могут объяснить: трудолюбивый, ленивый, зависть.

Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действий педагога
Действия детей Планируемый результат
Организация на совместную деятельность «Круг» Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня в литературную гостиную. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем с игры «Привет, сосед!»
Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Здороваются.
Дети вместе с взрослым повторяют четверостишье и выполняют движения.
Сосредотачивают внимание
  - Воспитатель: А теперь проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. Вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох, 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10.   Развитие артикуляционного аппарата детей
  Ок-ок-ок – падает снежок.
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
Проговорите чистоговорку шепотом и медленно. А теперь проговорите ее громко и быстро.
Воспитатель: Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать
Повторяют чистоговорку вместе с воспитателем и
самостоятельно, следуя инструкции педагога
 
Актуализация знаний детей
(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)
Рассматривание картины «На горке». (Слайд 2.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину. Что на ней изображено? (Ответы детей.) Какое настроение у всех детей ?А какие зимние забавы вы еще знаете? (Ответы детей.) Как вы думаете, как эту картину назвал художник? (Ответы детей.) Эта картина называется "На горке".
Ситуация успеха.
Отвечают на вопросы,
Выстраивают полный ответ, предложение.
Беседа педагога с детьми
Проявляют познавательный интерес в процессе общения.
Знакомство с ценностью.
Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)
Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).
Упражнение «Скажи по – другому».
Воспитатель: Есть такое выражение - душа в пятки ушла. Что оно обозначает? Как сказать по-другому? (Испугаться.) Можно на горке испугаться?
Работать не покладая рук. (Работать без отдыха.) Надуть губы. (Обидеться.)
Повесить голову. (Загрустить.)
Ситуация успеха.
Отвечают на вопросы, ведут беседу, проявляя инициативу по данной теме.
Высказывают своё мнение.
Игровая ситуация Воспитатель: А сейчас немного разомнемся.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
Выполняют движения и повторяют слова вместе с педагогом. Мотивация на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации
В – ль: - Молодцы, садитесь на стульчики.
- Скажите, пожалуйста, кто такой писатель? (Человек, который пишет рассказы, повести, сказки..) Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством детского писателя Николая Носова. (Слайд 3.) – А какие рассказы и сказки мы с вами уже читали этого писателя?
Отвечают на вопросы полными предложениями, ведут беседу, проявляя инициативу по данной теме. прогнозирование и мотивация к чтению.
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);
групповое/ индивидуальное обсуждение
Сейчас я прочитаю вам рассказ Н.Н.Носова «На горке»
Воспитатель читает текст рассказа
Воспитатель: О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове.) Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые.) Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый.) Что он делал, когда ребята строили горку? (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой - будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами, а хотел кататься...) Каким он стал в конце? (Он исправился, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами.) А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку? Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Ответы детей.) Ребята, как вы думаете, Котьке хотелось, чтобы горка получилась? Как он трудился? Что он придумал? (Ответы детей.) Ребята помогали Котьке. А он им помогал? (Ответы детей.)
Игра «Что сначала, что потом».
Воспитатель: Ребята, художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. (Слайд 4.) Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (Нет.) Давайте расставим картинки по порядку. Какая первая? (Слайд 5.) Что было потом? (Ответы детей.) Какой картинки не хватает? У нас получился картинный план. Давайте попробуем пересказать рассказ по картинкам. (Спросить 2-3 детей.)
Слушание.
Отвечают на вопросы,
Выстраивают полный ответ, предложение.
 
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).
Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.
Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.
Технологические компоненты деятельности Центр
активности
Содержание
деятельности
(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)
Презентация деятельности в центрах активности Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности Результат,
продукт
деятельности
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).
Презентация центров активности (педагогом/ребенком).
«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности
Центр познания развить логическое мышление и внимательность; научиться формулировать выводы, отстаивать свою точку зрения
Развивать словарный запас ребенка;
Опыты со снегом и льдом: «Что тяжелее?» и т.п. Вода, снег, емкости и формочки для льда. Научились систематизировать полученные знания
Центр искусства Воспитывать любовь к живописи и предметам искусства ,эстетический вкус, видеть прекрасное в простых вещах. Рассматривание. Репродукции картин Е. Балакшина из цикла «Зимние забавы»  
Центр кулинарии Развивать сенсорные навыки обследования предметов
(Цвет, запах, вкус, твёрдый- мягкий, хрустящий, горячее- холодное)
Кубики льда тоже должны быть сладкими и солеными? Расколите ледышки и дайте попробовать детям, чтобы они поняли, что и те, и другие пресные по вкусу. Объясните, что вода, превращаясь в лед, изгоняет из кристаллов любые инородные примеси.
Опускаем кубики льда в горячий чай, измеряем температуру.
Сладкая и солёная кип.вода; формочки для льда; горячий напиток. Выяснили, что лёд это не всегда плохо., может быть помощником.
Центр мастерская Закрепить навыки работы с пластилином, лепить человека в движении. Лепка из пластилина фигуры человека. пластилин, стеки, макет горки. Макет «На горке».
Центр грамоты Закрепить умение делить слова на слоги и выделять первый звук в слове. Дид.игра «Научи Незнайку» Предметные картинки по теме «Зима, зимние виды спорта» Умеют играть в парах, делить слова на слоги, выделять первый звук в словах
Центр игры -развивать воображение в использовании предметов- заместителей в соответствии с их назначением;
- совершенствовать умение размещаться в пространстве;
- воспитывать желание быть заботливыми
Сюжетно- ролевая игра «Детский сад - прогулка» Куклы разных размеров, наборы одежды, саночки макет участка детского сада из строительного материала Помогают
друг другу,
распределяют
работу между
собой,
общаются.
Центр конструирования Учить строить горки из строительных материалов разного размера по фото, работать в парах «Горка» Деревенн. строит. материал разного размера, фото различных горок Модель горки из дерев. кирпичиков для игры.
Центр математики - активизация мыслительной деятельности
-Закрепить понятия широкий – узкий, высокий – низкий, дальше, быстрее
«Чей мячик быстрее» Шарики разной величины и разного материала, пластины разной длины и ширины, кубики.  
Центр книги Знакомство с персонажами книг Н.Н.Носова. Рассматривание книг и иллюстраций в них Н.Н.Носова Книги Носова. Узнали о героях книг Н.Н.Носова
Центр безопасности и здоровья Учить детей различать опасные и неопасные ситуации во время зимней прогулки. «Можно - нельзя» дид. игра Набор дидактических картинок с изображением играющих детей в зимнее время года. Научились правилам поведения на улице зимой, объясняя причины
Двигательный центр Укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости и координации движения
«Белые медведи»
Воспитатель объясняет, что дети на время игры стали «белыми медведями». Они поднимаются по склону на снежную горку на четвереньках, переваливаясь (подобно медведям) с бока на бок. Достигнув вершины, дети встают на ноги и сбегают вниз. Игра может проводиться без правил, а воспитатель оценивает качество подъема и спуска «белых медведей».
Вариант игры: подъем на горку и спуск может проводиться с учетом скорости
Перед началом игры дети под руководством воспитателя сносят снег с игровой площадки в одно место и строят снежную горку (высота этой горки и крутизна склона зависит от возраста играющих)  
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действия педагога
Действия детей Планируемый
результат
Рефлексивная ситуация Воспитатель: Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу (хлопки в ладоши) (Слайд 6.):
ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ
Наша встреча в литературной гостиной подошла к концу. Давайте вспомним, какой рассказ мы читали сегодня? (Ответы детей.) Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
Дают объяснения своему выбору предложением из 4-5 слов, сложносочинённым и сложноподчинённым Беседа с детьми
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)   Дети подводят итоги своей творческой работы, представляют свои результаты Макет «Дети на горке»
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания.)
  В-ль: Ребята, а кому бы вы хотели рассказать эту историю?
- Можем ли мы рассказать её другим детям или родителям?
Делают выбор. Делятся мнениями и предложениями. Рассказы записанные и оформленные в книжку с иллюстрациями детей.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Читайте также

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора «Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие...

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка)

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область: Физическое развитие. Аннотация Гибкость – это физическое качество человека, характеризующееся способностью человека...