Звуковая культура речи: «Звуки «с – сь». Поможем братьям нашим меньшим!
Цель: создать условия для правильного произношения звуков «с – сь»; формировать первичные представления об объектах окружающего мира.
Задачи:
1. Учить произносить слова с этими звуками в чистоговорках, слогах и словах.
2. Активизировать словарь по теме «Зима», «Зимующие птицы».
3. Развивать фонематический слух.
4. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
5. Воспитывать интерес к обитателям природы, развивать желание защищать и оберегать их.
Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимних пейзажей и иллюстраций с изображением диких животных в зимний период; наблюдение за птицами.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
Вводная часть | ||
Создание благоприятного психологического климата |
||
Сюрпризный момент.
Воспитатель достает письмо от лесных жителей и сообщает, что им нужна помощь. Спрашивает: «Готовы ли вы им помочь?» |
Слушают воспитателя Отвечают на вопрос |
|
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:Тихо и неторопливо. Ясно, четко говорим, Потому что не шумим! Наши ушки слушают, Наши глазки смотрят, Ручки помогают, Ножки не мешают. |
Слушают стихотворение | |
Основная часть | ||
Постановка проблемы.
Воспитатель организует беседу: - Ребята, все лесные обитатели устали от зимы. Они ждут тепла и солнышка. Поэтому первое, что нам нужно будет сделать - это задобрить Зимушку – Зиму, чтобы она поскорее отступила. Для этого мы подберем для нее красивые слова.Проводится игра «Назови красиво»
|
Дети слушают воспитателя Играют в игру, подбирают подходящую лексику. (снежная, белая, мягкая, сказочная, красивая, студеная, суровая, серебристая, холодная.) |
|
Физкультминутка « Мы на лыжах в лес идём»
Мы на лыжах в лес идём,Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. Вдруг поднялся сильный ветер, Он деревья крутит, вертит И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит… |
Дети идут за воспитателем, при ходьбе машут руками, словно работают лыжными палками | |
Воспитатель организует беседу:
- Ребята, посмотрите белочка! Она шепнула мне, что еще осенью спрятала орешки, а сейчас ищет, но никак не может найти. Я знаю, как помочь белочке! Мы ее угостим орешками, которые взяли с собой. Проводится артикуляционная гимнастика.
1.Увидела белка орешек – удивилась: «Какой большой». Губы нужно вытянуть вперед, не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5 – 10 секунд. (Упражнение вырабатывает движение губ, укрепляет мышцы, развивает их подвижность)2.А потом она обрадовалась, улыбнулась. Улыбнуться, не показывая зубов. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. (Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляя мышцы губ, способствует их подвижности) 3.Схватила орешек и спрятала его за щеку. Рот закрыт. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек». Сначала «орешек прячем» за правую, затем за левую щеки. (Упражнение развивает произвольное движение языка и щек). Молодцы ребята, помогли белочке! |
Дети слушают воспитателя, наблюдают за выполнением артикуляционной гимнастики, выполняют артикуляционную гимнастику | |
Воспитатель приглашает детей пройти дальше.
- Ребята, посмотрите, что эта за птица на елочке сидит! (Синица)Слово синица начинается на звук (с). Давайте, чтобы научиться правильно его произносить, мы с вами потренируемся: «Распластай язык пошире, Посредине языка Струйку воздуха пусти, Улыбнись и посвисти: С-с-с, с-с-с, с-с-с – произнесем!» - Ребята, а кто мне подскажет песенку синицы. (Синь- синь – синь). Синичка очень устала от зимы и она просит помочь ей позвать красавицу – весну! |
Определяют, что это за птица Слушают воспитателя |
|
Повторите слоги четко, что бы был слышен каждый звук (я покажу, вы повторите)
1.Са – са – са – пусть скорей придет весна2.Су – су –су – будет сказочно в лесу 3.Се – се – се – будут радоваться все 4.Ос – ос – ос – скоро будет много ос «Спасибо!» - пропела нам синичка. |
Произносят за воспитателем чистоговорки | |
Воспитатель предлагает детям пройти дальше.
- Смотрите, ребята, а вот еще одна птичка, которой тоже нужна наша помощь. Кто знает, как она называется? (Снегирь). На какой звук начинается слово снегирь?- на звук (с). |
Отвечают на вопрос | |
Послушайте, а потом пропойте песню снегиря. Очень четко произносим все звуки. Язычок за нижними зубками, произносим на выдохе: «Сью – сью – сью». Снегирю тоже нужна наша помощь. Его крылья припорошило снегом, он не может теперь летать. Поможем снегирю? |
Пропевают песню снегиря | |
Проводится дыхательное упражнение «Снегирь».
Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, положив руки на живот, и живот при этом втянуть, а потом, расслабляя живот, максимально выдохнуть ртом воздух. ( Упражнение повторить 5 раз).- Молодцы, ребята, мы с вами согрели снегиря и передали птичке доброту своих сердец. |
Дети совместно с воспитателем выполняют дыхательное упражнение | |
Воспитатель организует беседу:
- Посмотрите, а вот еще одна птица - совенок.Воспитатель читает стихотворение: « Днем сонные совы на соснах сидят, Когда все уснут – на охоту летят!» |
Слушают стихотворение | |
Воспитатель сообщает детям: - совенку в его «совиной» школе дали задание с которым он никак самостоятельно не может справиться, но я думаю, что мы сможем ему помочь. Проводится игра «Выбери слово»
|
Дети играют | |
Практическая деятельность
Для закрепление материала воспитатель раздает детям раскраски, что бы они раскрасили только те предметы, в названии которых присутствует звук (с). |
Дети садятся за столы и раскрашивают | |
Воспитатель сообщает, что их «путешествие» подошло к концу и произносит слова:
- Вокруг себя ты покружись, в саду любимом окажись! |
Дети кружатся и проговаривают слова | |
Рефлексия | ||
Воспитатель подводит итог:
Где мы сегодня побывали?Кому помогали? Понравилось ли вам наше путешествие? |
Дети отвечают на вопросы |
Читайте также |
---|
Опыт работы. Ценность патриотизма
Опыт работы. Ценность патриотизма Любовь к Родине поистине актуальная тема, вызывающая интерес среди людей всех возрастов и увлечений. Дмитрий Сергеевич Лихачёв...
Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»
Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!» Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...