Театральное занятие «Волшебные превращения Феи Зимы»

Цель: Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры.

Задачи:

1. Обобщать представления о временах года и их влияния на повадки диких животных и птиц, используя технологию ТРИЗ.

2. Активизировать речь детей и расширять словарь: путает, заметает следы; перепрятывает и ищет запасы; рыщет - добычу ищет; нахохлились, съежились, нахлобучили, укутали.

3. Развивать интонационную выразительность речи, через упражнения на силу и тембр голоса; совершенствовать грамматическую правильность речи, применяя ее в различных предлагаемых обстоятельствах.

2. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через умение создавать образы живых и неживых существ с помощью выразительных пластических движений; музыкально – драматические игры, упражнения актерского тренинга на снятие зажатости и скованности.

3. Развивать воображение, фантазию, умение верить в воображаемую ситуацию и разыгрывать ее, используя все выразительные средства: мимику, пластику, жест и побуждая детей к активному участию в театрализованной деятельности.

4. Закрепить умение ориентироваться на театральной площадке и двигаться в заданном направлении.

5. Пробудить интерес детей к различным видам театра: драматический, кукольный, театр руки.

6. Воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе, дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.

Форма организации: групповая.

Методы, приемы и педагогические технологии:

- технология ТРИЗ;

- творческое задание;

- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

- игровые упражнения; этюды;

- создание воображаемой ситуации, используя «волшебный ритуал»;

- словесные и подвижные игры.

Оборудование:

- музыкальная фонограмма (музыка П.И.Чайковского, Свиридова, Вивальди)

- мультимедийная установка (видеоклип «Зимний сон»),

- элементы декорации (деревья, берлога, кусты, елка),

- сундучок для «шапок-невидимок»,

- двухсторонняя накидка для Зимы и Весны,

- ростовая кукла медведя, разноцветные снежинки,

- рукавичка лисички.

Предварительная работа:

- беседы с детьми о повадках животных;

- беседа с детьми о видах театра (просмотр видео и аудио записи);

- изготовление с детьми масок лесных жителей;

- театрализованная деятельность с детьми в группе;

- просмотр зимних пейзажей известных художников.

Словарная работа:

взъерошенные, мышкует, запасливая, вьюжная, нахлобучила, защебетали, насторожился, белка-хлопотунья, мишка-шатун.

 

Ход занятия

1. Организационный момент: проводится с целью включить воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала

Дети входят в музыкальный зал и становятся в круг, приветствие,

позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником.

2. Вступительная часть.

Педагог. Здравствуйте, ребята, давайте знакомиться. Меня зовут. А вас как зовут? (Представление детей.) Очень приятно. Я люблю играть в превращения. А вы любите превращаться в кого – то?

Видеоклип «Зимний сон»

Представьте, что вы волшебники. Сейчас я посыплю вас волшебным снегом. Закройте на минутку глаза и представьте, что будет на вашей картине.

Упражнение для рук «Художник»

(Ассоциативное мышление в процессе восприятия музыки.)

Дети с помощью пластики рук «рисуют» воображаемую картину - большие сугробы, летящие снежинки и т.д.

Вопросы детям: Что на картине будет самым высоким? А мягким и пушистым? А твердым и прозрачным? Но у меня есть не только белый цвет, есть зеленый, желтый, красный. Что мы нарисуем этими цветами? (ответы детей) А теперь мы картину оживим.

Упражнение на три вида дыхания «Зимний ветер»

1-й – свистит ветер – с-с-с—с-с

2-й – метет метель – шшшш! Шшшш!

3-й – порывистый ветер - ф!ф!ф!

Спасибо. Вы мне помогли. Какая красота. Представьте, как побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Вокруг всё белым-бело: белые деревья, белые дорожки, белый воздух, белые дома. Давайте отправимся в лес, и посмотрим, может и там помощь кому-нибудь нужна.

3. Основная часть.

А лес зимой задумчивый и немножко загадочный. Представьте, какой красивый лес. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы.

Этюд «Идем по лесу»

Ход этюда.

Идем по тихому лесу (дети выпрямляются, идут осторожно).

Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).

Надо перешагнуть через поваленное дерево (высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),

обойти пень (останавливаются и обходят по кругу).

Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),

Педагог. Елочки выпрямились, будто приветствуют вас.

Пластическое упражнение «Елки-иголки»

Укутаем елочку в снежную шаль, чтобы ей не было холодно.

(мышцы рук расслабились - мышцы рук напряглись)

На макушку нахлобучим снежную шапку, на иголки насыпаем снежинки, чтобы она искрилась, и под елку снега - елочке будет теплей.

Педагог. А это кто? И на елке, и под елкой, и на снегу? Озябли, съежились.

Упражнение на снятие мышечного напряжения «Мокрые воробушки»

Дети двигаются по залу врассыпную, как птички. Со словом «Снег идет» дети сжимаются в комочек, нахохлившись, как птички. Со словом «Солнышко» встают и стряхивают с перышек снежинки, с головы и хвостика, снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

Педагог. Им, наверно, голодно! Сейчас мы их угостим. Что мы им насыплем в кормушку? (Ответы детей.)

Собрались птицы у кормушки и защебетали. А если прислушаться, то можно вот что услышать.

Речевое упражнение: «Птичий перезвон»

Педагог. Повторите за мной.

Чик-чирик, чик-чирик, челку я себе подстриг!

Кар-р! Кар-р! Потеряла самовар!

Тили-тили-тили-тень! То ли кошка, то ли пень!

Педагог. А вот чей-то птенец выпал из гнезда. Вы знаете, какие птицы рождаются зимой? (Ответы детей.) Свое гнездо клест-еловик устраивает на вершине ели под густыми, тяжело свисающими ветвями. Надо вернуть птенца к маме в гнездо.

Упражнение на развитие воображения «Возьми и передай»

Дети стоят в кругу и передают друг другу воображаемого птенца. Со стороны, глядя на руки детей, создается впечатление, что они действуют с реальным птенцом. (Как передаем: бережно, внимательно, осторожно.)

Смотрите! Кора у деревьев обгрызена. Кто здесь побывал? (Ответы детей.) Чем питается заяц зимой? (Корой деревьев и мелкими ветками.) На что похожи следы зайца? (На капельки.) Посмотрите, здесь заяц насторожился. Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши.) Покажите, как испугался заяц?

Упражнение на выразительность жеста «Заяц прислушивается»

Давайте поможем зайцу запутать следы, и тогда его никто не найдет!

Динамическое упражнение «Заяц путает следы»

Подойдем к ёлке и посмотрим, что тут произошло? Лежат пустые шишки, шелуха. Как вы думаете, кто здесь побывал? (Белка.) Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. И белка приспособилась жить зимой в лесу. А как? (Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, можно легко лазить по деревьям).

Пальчиковая игра «Белка раздает орешки»

Что это лиса под снегом вынюхивает? (Мышей.) Что ей помогает выискивать добычу? (Хороший слух и нюх.) Лисица проворный и осторожный зверь. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках. Ну, уж тогда спасайтесь мыши. Покажите – как хитрая лиса высматривает мышку, мышкует.

Мимическое упражнение «Маски»

Педагог. А зачем лисе такой пушистый хвост? (Согревает, следы заметает.) А кончик хвоста у лисы для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Помогите лисятам найти дорогу к норке. Кто хочет отвести их домой?

Игра на взаимодействие «Ниточка-иголочка»

Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это – Ответ: Волк

Волк хмурый и сердитый, потому что он один. Давайте предложим ему свою дружбу, может ему станет лучше. С чего мы начнем? (с улыбки). Первое, на что мы обращаем внимание, глядя на радостного человечка, - это улыбка.

Мимическая игра «Плохое и хорошее нестроение»

Игра «Лесной хоровод»

4. Итоговая часть

Педагог. А кто это спит под сугробом? Ой, да это не сугроб, это берлога.

Игра-диалог с ростовой куклой

Медведь (ростовая кукла)

Вы чего расшумелись? Я так сладко спал и мед во сне видел. Вы кто такие? Зачем в лес пожаловали?

(ответы детей) Если с добром пришли – хорошо.

А что вы делали в лесу? С кем встречались? (ответы детей)

Медведь. Ну, молодцы, всех жителей лесных проведали, всем помогли. Если в лесу все в порядке, пойду еще посплю.

Педагог. Мы уложим мишку спать,
рано еще ему вставать.
Укроем его теплым, пуховым одеялом.

Упражнение на релаксацию «Мишка ложиться спать»

Упражнение «Укрываем одеялом» (дети становятся в круг и одновременно медленно поднимают и опускают руки, как бы укрывая медведя одеялом). 

Педагог. Но не только мишка спит под снежным одеялом. Спит все живое: и травинки, и ростки цветов, и жучки, и паучки, и сама земля. А хотите, я приподниму снежное одеяло и покажу вам Весну? Закройте глаза.

Педагог приподнимает белую накидку и всем открывается зеленое полотно: «поляна с цветами»

Смотрите, какая красота. Вот и первые весенние цветы-подснежники. Пригреет солнышко, снег растает, и они распустят свои бутоны и улыбнутся весеннему солнцу. Улыбнитесь, ведь совсем скоро весна.

Педагог. Вам понравилось путешествие в зимний лес, а зимние превращения? Я надеюсь, что у вас останутся только радостные воспоминания. Вы мне тоже очень понравились. И в следующий раз, когда мне нужна будет помощь, я обращусь к вам. Ну, а теперь нам пора домой.

На память я подарю вам волшебные кисти. Нарисуйте дома все, что вы сегодня видели и какие картинки рисовали себе в воображении.

Приложение к занятию

Игра «Тропинка»

Цели:

развивать эмоциональную память детей;

Расширять психофизические возможности детей за счет погружения их в определенные предлагаемые обстоятельства;

Дети идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде педагога они переходят воображаемые препятствия. Начали. «Спокойно идем по тропинке…вокруг деревья, снег. Вдруг, подул ветер. Вот перед нами замерзший ручей, через него перекинут мостик с перилами. Переходим мостик, держась за перила, и т. д. Препятствия могут быть следующими:

- болото;

- кочки;

- бревно через овраг;

- упавшее дерево;

- узкая тропинка.

Этюд «Идем по лесу»

Ход этюда.

Идем по густому лесу (дети выпрямляются, идут осторожно)

Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки)

Надо перешагнуть через поваленное дерево (высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),

обойти пень (останавливаются и обходят по кругу)

Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед)

Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны)

Речевое упражнение: «Птичий перезвон»

На первом этапе декламация стихотворного текста может сопровождаться хлопками в заданном темпе. Далее присоединяется музыкальное сопровождение.

Варианты исполнения:

«Эхо»: строчку декламирует педагог, потом дети.

«Цепочка»: дети декламируют по цепочке друг за другом по строчке или по четверостишию.

«Догонялки»: в процессе декламации в музыкальном сопровождении произвольно меняется темп.

«Ворона»

Кар,кар,кар,кар.

Потеряла самовар.

Кар,кар,кар.кар.

Я нашла свой самовар.

«Синица»

Тили-тили-тили-тень!

То ли кошка, то ли пень!

«Воробей»

Чик! Чик! Чик! Чик!

Челку я себе постриг! - с радостью.

Упражнение « Возьми и передай»

Дети стоят в кругу и передают друг другу воображаемый предмет: красивый цветок, колючего ежика, каплю воды, стеклянную вазу, пушистого котенка и т.д. Со стороны, глядя на руки детей, создается впечатление, что они действуют с реальным предметом.

Этюд «Хорошее - плохое настроение»

Ход этюда.

Педагог предлагает детям представить, как светло и красиво в зимнем лесу. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать (можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).

Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм.

Педагог говорит детям о том, что в лесу стало темно, подул холодный ветер. Педагог спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой.

Педагог замечает, что настроение может быть разным. Он предлагает детям

показать настроение с помощью мимики и пластики.

Мимическое упражнение «Маски»

Педагог предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать, затем читает текст. Дети поочередно изображают мимикой и жестами те или иные настроения.

Скромно стоит зайчонок,

А рядом стоит сердитый волк,

Обиделась капризная лисичка,

Важно стоят ежи,

Улыбается веселая белочка,

Удивленно смотрит мишка.

Игра « Лесной хоровод»

Дети встают в круг и по команде педагога показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, счастливую ласточку, виноватую лису и т.д.

Упражнение на релаксацию «Мишка ложиться спать»

Отдувается мишка: «Ах! Ах!»

Вздыхает «О-хо-хо!»

Качает головой «Эх! Эх!»

Обмахивает лицо ладошками «Ух! Ух!»

Потягивается «Ах! Ах!»

Охает «Ох! Ох!»

Все дружно выдыхают «Фух! Фух!»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Сценарий праздника 8 марта для детей средней группы «Цветик семицветик»

Читайте также

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки»

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки» Задачи: Формировать умение конструировать коробочку из строительного материала по образцу. Познакомить со способом конструирования коробочки из четырех...

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их…

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства» НОД в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Развивать интерес...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...