Интерактивная игра «Использование фольклорного материала на театральных занятиях»

Задачи:

1. Приобщать детей к народной культуре средствами театральной деятельности.

2. Развивать взаимодействие взрослых и детей при совместной театрализованной деятельности.

3. Развивать творческие способности детей, используя фольклор.

Ведущий. На занятиях по театру дети узнают жанры русского фольклора, особенности, формы и способы игры в русском фольклорном театре. Как педагог дополнительного образования по театру я пришла к выводу, что знакомить детей с фольклорным материалом следует с младшего дошкольного возраста. Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось многое узнать, прочесть, изучить, постичь сердцем. Мы собрали много литературы (детской, музыкальной, художественной, методической). Нами подобран большой материал по народным играм, а также играм со словом: скороговорки и загадки, жеребьевки и сечки и др.

Установка.

Сегодня я хочу вам предложить поиграть так, как это делают наши дети – с интересом и желанием. Мы игру построим так, чтобы каждый из вас побывал в роли ребенка. А зрители внимательно смотрят и запоминают методические приемы. Итак, прошу вас (вызвать зрителей на сцену).

Подготавливающие упражнения. Начнем со сказки. Приехали внуки в гости к бабушке с дедушкой.

Сказка «У бабушки с дедушкой» (артикуляционная гимнастика)

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки).

Бабушка с дедушкой все улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка),

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами),

Губы сожмем и рот прополощем (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, а мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперед-назад).

Вкусный мы завтрак - мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Цель этих упражнений: разогреть артикуляционный аппарат, погружать детей в мир русского фольклора, знакомить с мелодикой русской речи, устными фольклорными жанрами.

Пальчиковый игротренинг «Киселек» (русская игра)

Бабушка кисель варила (правая рука «помешивает» киселек)

На горушке, (кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом)

В черепушечке, (округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок – черепушечку)

для Андрюшечки. (ладонь правой руки ложится на грудь)

Летел, летел соколок (ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга)

Через бабушкин порог. (скрещенные ладони помахивают, как крылья)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил. (руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются)

Вот и нету киселька (руки разводятся в стороны)

В черепушечке (руки снова показывают горшок – черепушечку)

У старушечки

На горушечке. (руки вновь показывают горку)

Бабка плачет:

«Ай-ай-ай!» (руки утирают слезы)

Не плачь, бабка,

Не рыдай! (указательный палец грозит)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселька (правая рука снова «помешивает кисель»)

Во-о-от столько! (руки расходятся широко-широко в стороны)

Цель упражнения: учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

Возможны разные варианты игры по желанию детей: все вместе, парами (артисты и зрители), с использованием ширмы и т.д.

Благодарю вас за участие.

«Едем, едем на тележке» (артикуляционная игра с движением)

Дети произвольно распределяются в группы по 4-6 человек, произвольно сцепляются, образуя воображаемые тележки. Свободно перемещаясь по залу, они ритмично декламируют текст, как бы рассказывая обо всем, что видят по дороге, и озвучивая увиденное.

Текст педагога Действия детей
Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки Скрип, скрип, скрип, скрип.
Листья шуршат Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
Птички поют Фить-пирю, Фить-пирю.
Белка на ветке орешки грызет Цок-цок-цок
Ручеек журчит, в речку он спешит Болтают языком
Ежик пыхтит, домой он спешит пыхтят
Долго, долго ехали, наконец, приехали! Ух! Хором

Наелись, напились и дальше в дорогу пустились.

(Пригласить другую группу участников.)

Игровое упражнение на выразительность жеста «Еду, еду»

(Докучливая сказка.)

Еду, еду (держим лошадь «под узду»)

Вижу мост (соединить над головой руки)

Под мостом ворона мокнет.

Я ворону хвать за хвост, шасть его на мост –

Пусть ворона сохнет.

Еду дальше - вижу мост,

над мостом ворона сохнет.

Я ворону хвать за хвост, шасть ее под мост –

Пусть ворона мокнет и т.д.

А теперь эту историю мы разыграем по парам. Один из вас наездник, а второй - мокнущая, а потом сохнущая ворона. Почувствуйте комичность ситуации и передайте ее с помощью жеста и мимики. Играйте как дети, с удовольствием, с интересом.

Дорогие зрители, вам понравилось, как мы играли? А какая пара вам показалась наиболее убедительной?...... Смотрим на нее….

Интерес детей к сказке можно возбудить присказкой. Присказок сложено много (надеваю платок на плечи)

Начинаются наши сказки. Заплетаются наши сказки. В разных сказках побывала, много дива увидала. И кое-что для вас припасла. На море - окияне, на острове Буяне……

Упр. «Передай по цепочке».

Выученное стихотворение дети передают от одного к другому, сохраняя непрерывность и мелодичность исполнения, по поэтическим фразам.

Дети.

На море – океане,

На острове Буяне

Там березонька стоит,

На ней люлечка стоит.

В люльке зайка крепко спит,

Рядом бабушка сидит,

Зайке сказку говорит.

Сказки старинные

Ни короткие, ни длинные:

Про кошку.

Про ложку.

Про лису.

Про быка.

Про красивого петуха,

Ведущий.

Это присказка.

А сказки?

Сказки дальше пойдут.

Разучиваем мы стихи по-разному. Для начала, можно передать стих по цепочке, сохраняя мелодичность исполнения (начинает играть неторопливая музыка). А когда уже выучили стихотворение, можно поиграть по-другому. Вот вам зайка. Добавьте словесное действие. Рассмешите его. Делайте это эмоционально, как дети. А теперь успокойте его… Пожурите… Спасибо. Мне очень понравилось, как вы успокаивали зайца, а вы смешили. А вам самим понравилось так играть?

Цель игры: развивать интонационный строй речи у детей;

упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией;

создать положительный эмоциональный настрой.

Большое внимание уделяется русской народной сказке. В ней есть предлагаемые обстоятельства, характеры героев, их диалоги.

В сказках дети знакомятся не только с героями, но и с предметами: русская печь, ступа, коромысло, ухват и др

Итак, сказка «Репка» Действующие лица ….. (приготовить элементы костюмов, декорацию избы – печь, ухват, лавочка, горшок, прялка, метла и др.) (Пригласить следующую группу участников.)

Игра «Театр – экспромт»

Ведущий распределяет роли, которые будут играть гости в сказке.

Каждый участник выполняет какое-то движение и произносит текст, когда называют его имя.

«Репка» (разводя руками в стороны, перепрыгивая с ноги на ногу) Какая я красивая!

Дед (потирая ладоши) Так-с. (сонный)

Бабка (замахиваясь рукой) Да чтоб тебя! (сердитая)

Внучка (машет рукой) Всем привет!

Жучка. Куда бежать? Кого кусать?

Кошка (умываясь) А где мое молоко? (ленивая)

Мышка. Я опять последняя?

Ведущий читает текст; когда он называет героя сказки, тот должен сыграть свою роль. Задача ясна? Можете менять настроение своего героя в процессе игры. Смелее. У вас получится. Сказка будет выразительной и яркой, если будут найдены выразительные жесты и мимика, характеризующие героев и их действия.

Посадил дед («Так-с») репку («Какая я красивая!»). Выросла репка большая-пребольшая и т. д.

Вот и сказочке конец, а кто смотрел – молодец.

Зрители, вам понравилось выступление наших артистов. А кто из исполнителей вам показался наиболее выразительным? Аплодисменты.

Цель игры: развивать внимание, выразительность жеста, согласованность действий. Умение существовать в заданных предлагаемых обстоятельствах. Расширять «словарь» жестов и мимики.

Были использованы разнообразные методические приемы: наглядные, словесные, практические. Показ, указ.

С самого раннего возраста дети с большим удовольствием играют в народные игры. Вы знаете, что бывают игры хороводные, музыкальные, подвижные и дворовые, а мои любимые народные театральные. Для игры нам нужен дед. Функцию справедливой судьбы в игре выполняют считалки. Поэтому, его мы выберем считалкой. Кто знает считалку? Пожалуйста.

Считалка «Мы сидели на печи»

Мы сидели на печи,

Ели булки, калачи.

Бабка Ежка прилетела, все бараночки поела.

Нам остался лишь батон,

Кто не съел,

Тот вышел вон!

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

С одной стороны дед, с другой – остальные игроки, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будут загадки, игроки идут к «дедушке»

- Здравствуй, дедушка седой с длинной, длинной бородой.

- Здравствуйте, внучата, здравствуйте, ребята! Где вы побывали, что вы повидали?

- Побывали вы в лесу. Там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем.

Игроки показывают придуманные загадки. (По одному.)

В загадках они показывают, как они стирают, подметают, вышивают, рисуют и т.д. (Добавить усложнение для взрослых.)

Для проигравших игроков: игра в фанты. Что сделать этому фанту? (Пройти лебедушкой, показать Бабу-ягу, проскакать зайчиком, проухать филином и т.д.)

Цель игры: развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей…

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста» Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну математики» Цель: Обогащать элементарные математические представления детей. Задачи: Закреплять...

Читайте также

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для…

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для песочной феи на берегу моря» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об...