Методическая разработка. Тема: «Синквейн, как способ по обобщению пройденной темы с дошкольниками»

В детском саду, чтобы структурировать образовательный процесс, выделить тематику, длительность, количество занятий, необходимых для освоения каждой темы, разрабатывается календарное планирование в ДОУ. Его цель – создание непрерывного, целостного и содержательного процесса воспитания и образования.
Особую роль приобрели тематические недели в организации воспитательно-образовательной среды в детском саду. Благодаря тематическому в ДОУ жизнь воспитанников ДОУ становится увлекательной и разнообразной.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, понимает, зачем он это делает, если каждое его действие является осознанным. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее направленность на саморазвитие. Чем более оно развито, тем более человек способен стать субъектом своей деятельности.
Народная мудрость гласит: «Не верь началу, а верь концу», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Не дорого начало, а похвален конец». И действительно, начатое дело надо закончить, а вот начатое занятие необходимо методически грамотно завершить.
Целенаправленная работа по формированию и развитию рефлексивных умений и навыков детей должна осуществляться педагогом на протяжении всего занятия, а этап «Подведение итогов» должен быть ярким завершающим аккордом этой работы. Какой бы ни была структура занятия в зависимости от выбранного типа, в каждой из них есть этап «Подведение итогов».
Таким образом, при подготовке и написании конспекта педагогу необходимо тщательно продумывать содержание этапа «Подведение итогов», отбирать оптимальные методы и приемы. Роль этого этапа в создании развивающей среды и совершенствовании образовательной деятельности очевидна. Правильно организованная деятельность педагога в данный временной период позволяет не только грамотно завершить занятие и довести начатое дело до конца, проверить степень усвоения содержания занятия, но и способствует формированию в детях таких важных качеств как способность к саморазвитию и выстраиванию своей образовательной трактории, своего вектора развития. «Добрый конец всему делу венец» - гласит русская народная пословица.
Хочу рассказать об одном эффективном методическом приеме – СИНКВЕЙН.
Цель: обобщение знаний по изученному материалу.
Задачи:
- закрепить полученные знания по теме недели;
- обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме недели;
- совершенствовать развитие логического мышления и памяти, умения анализировать и наблюдать, расширять кругозор;
- воспитывать самостоятельность.
Интеграция областей: «познавательное развитие» «речевое развитие».
Синквейн - представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному материалу.
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность дошкольников.
Синквейн - это свободное творчество, которое требует от ребенка найти и выделить в новой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах стихотворения.
Правила построения синквейна: (форма пирамиды)
Первая строка
– тема синквейна, заключается в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает тему недели.
Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастие, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образована тремя глаголами и деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Например: при изучении темы «Транспорт» синквейн может быть следующий:
                        ТРАНСПОРТ
ПАССАЖИРСКИЙ      ГРУЗОВОЙ
ЕДЕТ                 ВЕЗЕТ             ДОСТАВЛЯЕТ
ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ ДОСТАВЛЯЕТ МАТЕРИАЛЫ НА СТРОЙКУ БЫСТРО

Как использовать синквейны в совместной деятельности с дошкольниками?
При использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра.
Тема, выбранная для составления синквейна должна быть хорошо знакомой, близкой и интересной воспитанникам. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление детей, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей воспитателя, применяющего метод синквейна на занятии, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит воспитанникам осмыслить и запомнить материал.
Области применения Синквейн как метод позволяет заинтересовать детей, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Начинать работу надо с простых понятий.
Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.
Что изображено на картинке?: кошка лежит, чайник кипит.
Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон). Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием: «слово-предмет», «слово-действие», «словопризнак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка: интеллектуальные, творческие, образные. Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.
Синквейн для дошкольников – это:
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• владение понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом!



Новые публикации

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Читайте также

Занятие «Путешествие в мир компьютеров»

Занятие «Путешествие в мир компьютеров»   Ребёнок в мире современных технологий и охрана безопасности жизни детей при работе с компьютером. Знакомство с интерактивной доской. Цель: Приобщение детей...

«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста…

«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»   «Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам...

Конспект организованной-образовательной деятельности в подготовительной группе «Ветер, ветерок, ветрище...»

Конспект организованной-образовательной деятельности в подготовительной группе «Ветер, ветерок, ветрище...»   Цель: Развивать исследовательскую деятельность детей. Задачи: Познакомить с приборами, при помощи которых можно узнать направление...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ Добрый вечер, уважаемые  родители ! Мы рады новой встрече с вами! Наша встреча сегодня посвящена  театру и его волшебству! (Показ презентации о проведении работы по театрализованной...

Квест-игра с элементами сдоровъесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Секрет здоровья»

  Цель :  Повышение эффективности комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи : Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, представлений о полезности, целесообразности физической активности; о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. •Закрепить...

Лепка в средней группе «Угощение для кукол»

Лепка в средней группе «Угощение для кукол» Цель: Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украшение платочка»

Задачи: - Учить преобразовывать форму, разрезать квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить находить круги и стороны квадрата. - Закреплять представления о предметах круглой, квадратной и треугольной формы. - Упражнять в подборе цветовых сочетаний. - Развивать мелкую моторику. Оборудование и...