Использование инновационных технологий в ДОУ
Интерактивная песочница
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Соприкасаясь с песком, погружая в него руки, ребенок «уходит с головой» в новые приятные ощущения. Свойства песка несут в себе некую загадочность, таинственность, способность завораживать человека. Песок как бы заземляет негативную энергию. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных, гиперактивных детей и раскрепощают, скованных и тревожных. Песочная терапия - самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.
Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями. Именно таким изобретением является интерактивная песочница. Интерактивная песочница - это уникальное оборудование, которое позволяет перенести песочную терапию на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед детьми открываются живописные пейзажи, которые он может перестроить в одно мгновение: выкопать озеро, построить вулкан или волшебный замок. Интерактивная песочница является незаменимым помощником в образовательном процессе. Она позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, которая происходила в течение многих миллионов лет, увидеть ледниковый период и извержения вулкана. Таким образом, мы можем в режиме реального времени создавать и изменять свой собственный мир, объяснять детям, чем отличаются друг от друга водоемы: озеро, море и река, что такое вулкан и почему происходят извержения. Знакомство с песком мы начинаем с тактильного знакомства: дети выравнивают ладонями песок, пересыпают его, рисуют дорожки, волнистые линии, а постепенно, буквы и цифры. Детям особенно нравится то, что любую ошибку можно легко исправить. Параллельно с этим можно делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, пересыпать, зарывать в песок руки. Эти манипуляции развивают мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, снижают мышечное напряжение. Постепенно вводим деревянные фигурки животных, домов, машин из песочного набора. Дети получают информацию об окружающем мире и сами принимают участие в его создании. При этом дети активно манипулируют деревьями, животными, транспортом и домами. Наши герои «оживают» и мы начинаем с ними волшебные путешествия.
Занятия в интерактивной песочнице позволяют значительно расширить поле деятельности. Учитывая раннее знакомство детей с гаджитами, этот вид занятий является для них более привычным, доступным и интересным.
Первое знакомство обычно начинаем с игры «Черепаха»
В игре нужно помочь черепашке добраться до большой звезды, для этого нужно откапывать кактусы и закапывать ямки на дороге. Обычно дети одновременно начинают помогать черепашке, от этого возникает хаос, теряется смысл игры. Перед началом игры обговариваем правила, устанавливаем очередность: черепашке помогает тот, к кому ближе она находится, остальные дети наблюдают, «болеют» за товарищей, ждут своей очереди. Постепенно дети начинают соблюдать правила, и игра проходит весело, но без суеты. Ребята начинают контролировать свои действия и действия товарищей. Игра развивает внимание, саморегуляцию, снимает мышечное и эмоциональное напряжение, учит позитивной коммуникации.
Игра «Вулкан» вызывает особое восхищение у детей, особенно при первом знакомстве, когда вулкан начинает извергаться.
Для того чтобы создать вулкан, необходимо сделать отвесную гору из песка с округлой вершинной, выше уровня бортов песочницы. Вулкан может извергать лаву, которая ведет себя, как настоящая, выпускает дым. Дети моделируют поведение вулкана, и наблюдают, как он поведет себя в тот или иной момент. В данном режиме можно изучать: вулканы и их строение, поведение, причины извержения вулканов. Что такое лава, ее свойства, воздействие вулканов на окружающую природу и человека.
Игра «Цветной песок» развивает цветовое восприятие, воображение. Снимает напряжение, тревожность.
Во время игры дети могут увидеть свой любимый цвет, подумать, какие ассоциации он вызывает. Поговорить, какие чувства вызывает синий, желтый и другие цвета. Придумать движения руками на каждый цвет. Посчитать, на какую цифру меняется цвет. Понаблюдать под медленную музыку изменение цветов. Предложить детям придумать игру с цветами.
Игра «Прятки» расширяет кругозор детей, активизирует речь, тактильную чувствительность.
Предварительно знакомимся с тропическими животными, животными Антарктиды и т.д. Животные в этой игре прячутся по-разному: одних животных нужно спрятать в ямку, других наоборот, присыпать.
Игра «Раскраска» развивает цветовое восприятие, мелкая моторика рук, тактильная чувствительность. Снижается эмоциональное напряжение.
Для того чтобы изменился цвет, необходимо менять уровень высоты песка. Детям нравиться наблюдать за своими разноцветными руками, двигать в разных направлениях, создавая сказочные изображения.
В каждом режиме детям предлагается придумывать свои варианты игры и дополнять имеющиеся.
Использование интерактивной песочницы позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятиям, а также способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов, закрепление пройденного материала.
Совместная игра со сверстниками и взрослыми развивает социальные и коммуникативные навыки, фантазию, речь. Интерактивная песочница удобна в индивидуальной работе и в работе с малыми группами, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях с детьми разного возраста песочница используется в диагностических целях и помогает выявлять тревожность, агрессивные проявления, страхи у детей и корректировать эти отклонения.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира. Ребенок неоднократно модулирует свой мир из песка, разрушает его и создает снова. Благодаря этому уходит страх ошибиться, неуверенность в своих силах, сомнения. Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечных зажимов организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнообразных эмоциональных проявлений.
Читайте также |
---|
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...
«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…
«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»
Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия…
Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия окружающего мира Самым благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей является...