«Лэпбук - интерактивное пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Введение

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,

то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге в настоящее время становится особенно ощутимой, определяется самой жизнью. Так, сначала 2019 года в Кемеровской области произошло 116 ДТП с участием детей. В этих авариях три ребёнка погибли, а 115 — получили ранения. Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Отмечено, что при дорожно-транспортных происшествиях дети страдают чаще не в автомашинах, а на дорогах. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения, отсутствием навыков безопасного поведения на дороге. Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать, и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность.

Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложные перекрестки.

Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДОО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать данные правила.

Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных условий и средств формирования представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Одной из приоритетных и важных для человечества потребностей является обеспечение безопасности жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых: М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, О.Н. Русак, И.К. Топоров, М.Б. Сулла, В.М. Заенчик, Л.И. Шершнев, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин, А.Т. Смирнов, С.В.Белов, А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

Проблему безопасности субъектов дорожного движения с теоретической и практической сторон рассматривали многие правоведы, психологи, в частности, И.Г. Маландин,В.И. Курляндский, А.И. Коробеев, П.С. Дагель, В.Е. Квашис, А.П. Копейченко, В.И. Жулив, Б.А. Куринов, А.А. Пионтковский, М.Д. Шаргородский и многие другие.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе дошкольного образования, был разработан, внедрен и апробирован дидактический материал в методическом пособии «Лэпбук - ПДД»

Дидактическое пособие «Лэпбук - ПДД», разработан на основе нормативно-правовых документов:

- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

- Конституция РФ, ст. 43, 72;

- Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014г. №08-249;

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

- Приказ Минобрнауки России от 20.10.2017 №1025 (ред. от 11.12.2017) «О проведении мониторинга качества образования»;

- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- ECERS «Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»;

- Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области»;

Методы исследования:

- изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы;

- наблюдение;

-беседы с детьми;

- моделирование опасных безопасных дорожных ситуаций;

- обсуждение проблемных ситуаций;

- анкетирование родителей;

- мониторинг знаний детей о правилах дорожного движения

Технологии, применяемые в работе с детьми

- личностно-ориентированная технология;

- технология игрового обучения;

Пояснительная записка:

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования мы, педагоги искали новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Так мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое интерактивное методическое пособие – Лэпбук, целью которого является формирование системы знаний, умений и навыков у детей по правилам дорожного движения.

Лэпбук «Правила для юного пешехода» - это книжка-раскладушка с кармашками, в которой помещены материалы по теме безопасного поведения детей на дорогах и улицах. Лэпбук помогает детям закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук мы используем в индивидуальной и подгрупповой работе с дошкольниками. В процессе работы воспитанники становятся создателями, открывателями, и дизайнерами.

Лэпбук «Правила для юного пешехода» включает в себя 15 развивающих элементов для детей старшего дошкольного возраста.

1. Кармашек «Правила дорожного движения».

2. Кармашек «Памятка юного пешехода».

3. Кармашек игра «Найди тень» (постоянно обновляется).

4. Кармашек «Подвижные игры по ПДД».

5. Кармашек «Виды транспорта».

6. Кармашек «Загадки».

7. Кармашек «Физ-минутки».

8. Кармашек «Запрещающие и предупреждающие знаки».

9. Кармашек «Предписывающие знаки», «Знаки приоритета».

10. Кармашек «По дорогам сказок».

11. Кармашек «Собери знак».

12. Кармашек «Третий лишний».

13. Кармашек «Раскраски».

14. Кармашек «Стихи».

15. Кармашек «Пальчиковые игры».

Безопасность маленьких пешеходов и пассажиров зависит от соблюдения ими правил поведения на дороге и улице. Для детей дошкольного возраста очень важно, чтобы усвоение этих правил дорожного движения происходило через увлекательные игры и упражнения, занимательные задания, активное использование художественного слова, обсуждение опасных ситуаций на картинках.

Лэпбуки с тематическим содержанием по основам дорожной безопасности – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, поддержки инициативы и самостоятельности ребёнка, приобщения его к социокультурным нормам, средство формирования познавательных интересов и общей культуры поведения. Лэпбук - это игра, познание, творчество!

Цель:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, системы знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
  • научить детей, предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие:

  • развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
  • стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Речевые:

  • способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
  • воспитывать чувство ответственности.

 

Кармашек «Правила дорожного движения»

Кармашек «Правила дорожного движения» Данный раздел представляет вкладыш, на страницах которого подобраны веселые вопросы с картинками по ПДД. Этот кармашек постоянно обновляется новыми картинками.
Цель: формировать представления дошкольников о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Ход игры: воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой сигнал верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Два)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).

Кармашек «Памятка юного пешехода»

Кармашек «Памятка юного пешехода» «Памятка юного пешехода» представляет собой светофор с трансформируемыми кружками светофора. Данный раздел карточками – советами от светофора.
Варианты игры со светофором:
1)Дидактическая игра «Светофор»
Цель: формировать представления дошкольников о назначении сигналов светофора, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Материал: круги красного, зеленого цвета, светофор.
Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.
2)Дидактическая игра «Отремонтируй светофор»
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.
Материал: шаблон светофора, круги красного, зеленого цвета.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.

Кармашек игра «Найди тень»

Кармашек игра «Найди тень» Цель: активизировать процессы мышления, внимания и речи дошкольников; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Педагог: - «Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя».

Кармашек «Подвижные игры по ПДД»

Кармашек «Подвижные игры по ПДД» Данный раздел представляет собой кармашек с подборкой подвижных игр по ПДД (карточки меняются по возрастам).
Подвижная игра «Угадай знак»
Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.
Атрибуты:
Набор дорожных знаков;
Жетоны
Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.
Подвижная игра «К своим знакам»
Подготовка к игре:
Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги.
Атрибуты:
набор дорожных знаков;
жезл.
Правила игры:
В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками, и поднимает жезл. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

Кармашек «Виды транспорта»

Кармашек «Виды транспорта» Цель: формировать и закреплять представления дошкольников о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.

Кармашек «Загадки»

Кармашек «Загадки» Данный раздел представляет собой карточки, на страницах которых написаны загадки.
Цель: Развивать у дошкольников умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Ход игры:
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете —
В этом месте ходят дети.
(Знак «Дети».)

Кармашек «Физ-минутки»

Кармашек «Физ-минутки» Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат карточки с речевыми играми-упражнениями по теме ПДД.
Цель: помочь детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение от занятия. Получить ощущение физической разрядки, создать хорошее настроение.

Кармашек «Запрещающие и предупреждающие знаки»

Кармашек «Запрещающие и предупреждающие знаки» Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат карточки с изображением дорожного знака.
Варианты игры с дорожными знаками:
Цель: развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы:
1-предупреждающие знаки
2-предписывающие знаки
3- запрещающие знаки
4- информационно-указательные знаки
Ход игры:
Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.
1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
2-наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы».
3-наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Жилая зона».
4-наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция».

Кармашек «Предписывающие знаки», «Знаки приоритета»

Кармашек «Предписывающие знаки», «Знаки приоритета» В этом кармашке находятся разные брошюры, макет дорожных знаков, находятся карточки с советами, занимательных заданий по ПДД для детей дошкольного возраста. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по лэпбуку направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.

Кармашек «По дорогам сказок»

Кармашек «По дорогам сказок» Данный раздел представляет игру с изображением героев сказок.
Цель: формировать у дошкольников связную речь, память, внимание. Учить детей пересказу.

Кармашек «Собери знак»

Кармашек «Собери знак» Данный раздел представляет игру с изображением разрезных на 3-4 части дорожных знаков.
Цель: формировать и систематизировать представления дошкольников о знаках дорожного движения, их назначении, тренировать в подборе подходящих по форме и цвету фрагментов рисунка дорожного знака и складывать их в целое изображение, развивать память, связную речь, логическое мышление, пространственную ориентировку, внимание, мелкую моторику рук.

Кармашек «Третий лишний»

Кармашек «Третий лишний» Данный раздел представляет игру с изображением дорожных знаков.
Цель: развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Формировать монологическую и диалогическую речь.

Кармашек «Раскраски»

Кармашек «Раскраски» Данный раздел представляет раскраски с изображением знаков ПДД.
Цель: формировать у детей понимание знаний о снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитание культуры поведения на дорогах. Развивать моторику кончиков пальцев рук.

Кармашек «Стихи»

Кармашек «Стихи» Данный раздел представляет карточки, на страницах которых подобраны стихотворения о знаках ПДД.
Цель: учить детей, различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах. Развивать у дошкольников связную речь, память, внимание.

Кармашек «Пальчиковые игры»

Кармашек «Пальчиковые игры» Данный раздел представляет карточки, на страницах которых подобраны пальчиковые игры в стихотворной форме о знаках ПДД.
Цель: формировать у детей координацию движений пальцев рук, мелкую моторику, совершенствовать деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Рекомендации по использованию

Интерактивное дидактическое пособие лэпбук «Правила для юного пешехода» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения на занятиях, так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности. 

Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. Дети нашей группы различают предупреждающие и запрещающие знаки, знают, как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте. В этой работе нам помогают плакаты «Информационные знаки», «Правила поведения на дороге», дидактические игры «О чём рассказывают знаки», «Как проехать, как пройти?», «Дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», а также DVD «Уроки тётушки Совы. Правила дорожного движения».

 

Список используемой литературы

1. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/ авт.-сост. Г.С Александрова, Т.Г. Кобзева, И.А Холодова 2015г.

2. Баринова Е.В. Безопасность малышей: улица, город, транспорт. 2014г. 10. Правила дорожного движения 2016г.

3. Т.П. Гарнышева Как научить детей ПДД? 2014г.

4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Н. А. Извекова. 2017г.

5. Л.Б. Загребаева, В.Л. Жевнеров Азбука дорожного движения. 2015г.

6. С чего начинается Родина? Л.А. Кондрыкинская. 2015г.

7. Изучаем дорожную азбуку. Ф.С. Майорова. 2016г.

8. Л.Б. Поддубная. ОБЖ Старшая группа 2016г.

9. Е. Я. Хабибуллина Дорожная азбука в детском саду. 2017г.





Новые публикации

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при…

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро» Цель: Привлечь педагогов к совместным мероприятиям. Развивать взаимоотношения между педагогами посредством включения...

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для…

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от...

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад…

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» Дата основания: 1986 год. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с...

Читайте также

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей…

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Цель: Познакомить детей с разнообразием...

Открытое занятие по физической культуре в подготовительной группе «Мы физкультурники!»

Открытое занятие по физической культуре в подготовительной группе «Мы физкультурники!» Тип занятия: смешанный. Задачи: Обучать детей в умении ходить по гимнастической скамейке с...

Доклад: «Физкультминутки на логопедических занятиях»

Доклад: «Физкультминутки на логопедических занятиях» Среди воспитанников логопедических групп сравнительно мало детей, имеющих лишь речевые недостатки. Помимо этой патологии встречаются нарушения...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Конструкт организации совместной деятельности воспитателя и детей Тема: «Зимний город" (ООП ДО "Вдохновение")

Конструкт  организации совместной деятельности воспитателя и детей   Тема: «Зимний город (Первоуральск)». Возрастная группа: старшая группа (дети 5-6 лет) Воспитатель: Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей в творческой мастерской. Форма организации: подгрупповая.   Цель: сохранение в ребенке творческого начала...

План самообразования на 2020-2021 учебный год

Тема:  «Развитие связной речи через игру в условиях ФГОС» Цель : Способствовать развитию связной речи с использованием игр. Задачи: Изучение научно – педагогической литературы. Проведение диагностики на начало и конец учебного года. Совершенствовать предметно-развивающую среду, создать условия и комфорт для...

Интегрированное занятие "В гостях у бабушки Арины"

Цель: воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через чтение художественной литературы. Задачи: 1. Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события в процессе взаимодействия с художественной литературой. 2. Упражнять детей в чтении знакомых потешек, песенок, стихов, договаривании...

игра "Мотыльки"

Для детей от2 до 3лет. Дети изображают мотыльков.Воспитатель поет,дети бегают,помахивая руками,как крыльями. На зеленом на лужку Мотыльки летают И с цветочка на цветок  Весело пархают. Тетя вышла на лужок А в руках у нкй сачок. Берегись-ка ,мотылек, Улетай скорей дружок...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство