Конспект развлечения «Посиделки «Наша Родина - Россия»
(Ознакомление с обычаями и традициями русского народа с элементами казачества)
Звучат казачьи песни (в записи), дети под музыку заходят, педагог на фоне музыки говорит слова, а дети идут по кругу, затем рассаживаются по своим местам.
В-ль: Наша Родина – Россия,
И об этом знаю я.
Это солнце в небе синем,
Лес, моря, луга, поля.
Знаю также, что Россия-
Край любимый мой, родной
И далекие дороги
Приведут всегда домой.
Здорово дневали гости дорогие! Здравствуйте! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, посиделки без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много интересного о традициях и культуре русского народа и казачества, увидите, как раньше жили люди.
Это все родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Волгоградская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы, сильны и отважны люди разных национальностей и народностей.
Дети-казаки (девочки): Здорово дневали, казаченьки! Здравствуйте всем! Старые да молодые, веселые да удалые! Пока наши казаки на казачий круг ушли, мы с вами по-бабьи посидим, погутарим. Хотя, конечно, спокойно не посидишь с нашими детушками. А куда же мы – казачки без них? А ну и правда, где они? Ванятка, сынок, где ты? Андрейка! (Зовет несколько детей.)
Дети приветствуют гостей (мальчики): Здорово дневали! Здравствуйте!
Казачка: Посиделки здесь у нас!
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться
Настроеньем поделиться!
Исполняется на музык. инструм. «Комаринская»
В-ль: Хороши привалы, где казаки отдыхали. Ну что ж, казачатки, давайте посидим, побеседуем о жизни казачьей, непростой, но интересной. Даже в пословицах о ней говорится:
Казак-донец и швец и жнец,
И на дуде игрец, и в хоре певец,
И в бою молодец!
А какие вы, помните русские и казачьи пословицы?
Дети рассказывают казачьи пословицы.
- Без песен рот пресен.
- Терпи казак – атаманом будешь.
- Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
- Казак сам не поест, а коня накормит.
- Дон Тихий, а слава о нем громкая.
- На Донской земле все родится, надо только хорошо трудиться.
- На Дону закон такой – всех врагов с земли долой!
- Казак без друзей, что дуб без корней.
- Береженого бог бережет.
- Делу время, а потехе час.
В-ль: Молодцы, много пословиц знаете. Любят и гордятся наш русский народ, казаки своим краем, краем Тихого Дона.
Дети: Ты широкий и глубокий,
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон!
Как у нас на Дону зорьки ясные.
Как у нас на Дону ветры-ястребы.
Как у нас на Дону люди сильные
Прославляют землю изобильную.
Как у нас на Дону дали синие,
А казачки у нас все красивые
А казачки нам под стать,
Так что глаз не оторвать.
Наши казачьи песни слушать –
Что мед ложками кушать.
Дети: Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей
Чтобы было веселей!
Частушки (Дети)
Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Будем бойко плясать,
Каблуки ломать!
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка со мной!
Дроби бей, дроби бей,
Под ногою воробей!
Под другою - серый гусь,
Я плясать-то не боюсь!
Бабка Оля пляшет,
Платком белым машет,
Песни новые поет,
В пляске спуска не дает!
Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку
Стал он русскую плясать,
А потом вприсядку!
Мы частушек много знаем,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких!
В-ль: Хорошо отдохнуть в свободный денек, хоть и редки они у нашего народа. А есть ли у вас любимые праздники, ребятки-казачатки. (дети отвечают: масленица, рождество)
Казачка: Зато как запоминаются. А помните, ребятки, как отмечали Масленицу? Ярмарка была, да петрушки, сжигание чучела…
В-ль: А мне запомнился ещё один зимний праздник, когда тоже, как и на масленицу в гости приходили и слова интересные говорили. Что ж это за праздник такой? (Рождество.)
Дети рассказывают о Рождестве-Святках, пропевая колядки и щедровки:
Коляда, коляда, ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег полтину!
Кто не даст пирога, тому куричья нога!
Щедровочка щедровала, под оконцем напевала:
«Что ты, бабка, наварила, что ты, бабка, напекла?
Не ломай, не кусай, а по целому давай,
Открывай сундучок, доставай пятачок!»
В-ль: Праздники помните, а сказки вы любите? Давайте поиграем в игру… (обратиться к гостям). Назовите, какие русские народные сказки знаете, а дети казачьи скажут?
Дети: («Мышь и воробей», «Горе злосчастье», «Змея и рыбак», «Смекалистый лекарь», «Коза и кума лиса») Молодцы, много сказок знаете….
В-ль: Жарко солнышко печет,
Река Дон течет, течет,
А по Тихому по Дону
Сказка в гости к нам плывет.
Р-к: Зыбка поскрипывает
Котенька мурлыкает
Тихо песенки поет
Под головку сон идет
(Игра на музык. инструм. «Колыбельная».)
В-ль: В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за плетнем жили-были старик-казак да с внучкой-казачкой. А в Дону у нас рыба водится, прямо загляденье.
(Звучит песня про Дон.)
Внучка: Дедунь! С Дона лед сошел, ты сходил бы на реку, поймал бы рыбку леща!
Старик: Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю!
Старик берет удочку и идет к реке. Ловит рыбу.
Старик: Иде же рыба? Что же не клюёт?
Который час сижу, а хоть бы раз объело?
Ей видно не по вкусу червячок.
Да разве ж это, братцы, дело!?
Эх, раньше как ловили чебаков,
Садок допрешь до хаты еле-еле…
А нонче – ты спроси у казаков,
Уловы наши страшно поредели.
Иде же рыба, что же не клюёт?
Я что-то ничего не понимаю!
Так неужели нонче на обед
Я внучке ничего и не поймаю?
Внучка: Как поймает рыбку дед,
Будет славный нам обед,
Я ушицы наварю, деда вкусно накормлю!
Старик: Ой, ёй, ёй, клюет, клюет,
Славный лещ ко мне идет!
Старик вытаскивает рыбу, несет внучке.
Вот я рыбку поймал, посмотри,
Ну-ка живо ухи навари!
Внучка уносит рыбу, уходит.
Старик: Что-то вы тут, казачатки, попритихли? В наши-то годы, когда я был казачонком, в такие веселые игры играли…
Казачка: И мы много казачьих игр знаем, правда, детушки?
Дети вспоминают казачьи игры «Как у казака Трифона», «Мак»
Старик (если дети не назвали) называет свою любимую игру, предлагает поиграть.
Казачья игра «Как у казака Трифона ».
Игра «Забытые слова».
Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Ребенок: Слово ты говори.
Воспитатель.: По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, плетка – нагайка и т. д.
Старик: Играть то вы мастера, а в наше время еще какие песни спевали…
Казачка: Ты что ж, батя, думаешь мы петь не умеем?
(Музыкальная композиция – Матрешки.)
Внучка выносит уху в чугунке.
Старик (нюхает уху) Эх! Хороша донская ушица!
Внучка: А давай, дедунь, угостим с тобой ребят?
Старик: Давай!
Внучка: Каждый пусть о празднике на память
Унесет отсюда светлую улыбку,
Ну а мы на память вам подарим
Из ушицы маленькую рыбку.
Достают из чугунка «рыбок» и дарят их детям.
В-ль.
До свиданья, посиделки,
Посиделкам каждый рад,
Делу - время, а потехе –
Удели счастливый час!
Девочка.
Посиделки, вечеринки,
Наши яркие картинки.
Это русские картинки,
Жизни нашей на Руси!
Мальчик.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
До свиданья, ждем еще,
Любим вас - и это все!
Посиделки окончены.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Светофор» Младшая…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Светофор» Младшая группа Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция с другими областями: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое...
Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»
Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...