Методическая разработка совместной деятельности в старшей группе с использованием макета «Пешеходный переход» «Безопасность на дорогах» и обучение детей правилам дорожного движения

Введение

Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашего города Санкт-Петербурга.

В совершенствовании и закреплении знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

Игра с макетами позволяет моделировать опасные и безопасные ситуации на дорогах, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Макет- уменьшенный предметный образец пространства и объектов мира. Макет – результат конструктивно – творческой деятельности детей и педагога. Сделанный руками детей макет приобретает большую значимость, привлекает внимание детей. На всех этапах изготовления макета дети закрепляют правила дорожного движения.

Для практического закрепления навыков у детей по правилам дорожного движения, мною был разработан конспект «Безопасность на дорогах» с использованием макета «Перекресток». Макет «Перекресток» позволяет воспроизводить реальную обстановку дорожного движения в уменьшенном виде, способствует обучению детей умениям правильно ориентироваться на улицах нашего города Санкт-Петербурга.

Основная часть (описание работы)

Совместная деятельность с детьми старшей группы «Безопасность на дорогах» проводилась с использованием макета «Перекресток».

Макет предназначен для непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Макет изготовлен в технике папье-маше из яичных ячеек. Макет представляет собой перекресток с надземным и подземным пешеходным переходом. К макету прилагаются мелкие предметы для обыгрывания, выполненные из папье-маше – светофоры, дорожные знаки, машины, пешеходы, а также мелкие игрушки (машинки, фигурки человечков, животных и т.д.).

Данный макет рассчитан как для решения ряда образовательных, развивающих, воспитательных задач в совместном взаимодействии взрослого и ребенка, так и для самостоятельной деятельности детей.

Макет рассматривается как ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице, позволяет использовать усвоенные знания и наблюдения в игре, наполняя детей новыми впечатлениями.

Игра с макетом способствует развитию коммуникативного общения: дети взаимодействуют как со взрослым, так и друг с другом в процессе игры, учатся договариваться, избегать конфликтов, согласовывать свои действия сначала с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно.

Работа с данным макетом развивает познавательные интересы: закрепляются такие понятия, как пространство, количество, размер, цвет; дети знакомятся с правилами дорожного движения и дорожными знаками; учатся различать виды транспорта и их назначение.

Макет занимает не много места, легко убирается, не требует серьезных финансовых затрат. Для его изготовления можно использовать.

Все объекты не прикреплены к макету, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Таким образом, дошкольникам предоставляется возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание дорожной обстановки.

В ходе совместной деятельности реализовывалась цель: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах. Для реализации цели решались следующие задачи:

  1. Научить детей понимать и различать дорожные знаки для пешеходов, закреплять название и назначение дорожных знаков; закреплять понятия «Подземный» и «Надземный» пешеходный переход.
  2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  3. Развивать речь, память, мышление, внимание, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.
  4. Вызвать интерес к соблюдению правил дорожного движения.
  5. Воспитывать внимательность, дисциплинированность, ответственное отношение к своей безопасности на улице.
  6. Способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр.

Совместная деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, включала интеграцию таких образовательных областей как: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

С детьми организовывались различные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-речевая, продуктивная.

Использовались методы активизация внимания, музыкально-динамическая игра, проблемная ситуация, беседа, уточняющие вопросы, загадки, рассматривание иллюстраций

практическая деятельность, авторские игры, музыкальное сопровождение, ИКТ.

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы воспитателя Сиухиной Татьяны Ивановны

Форма проведения совместной деятельности: игра-путешествие с использование учебного оборудования ПО «Зарница».

Тема совместной деятельности: «Безопасность на дорогах».

Место проведения: группа.

Используемое оборудование:

Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие», «познавательно развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-речевая, продуктивная.

Цель: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи: 

  1. Научить детей понимать и различать дорожные знаки для пешеходов, закреплять название и назначение дорожных знаков; закреплять понятия «Подземный» и «Надземный» пешеходный переход.
  2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  3. Развивать речь, память, мышление, внимание, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.
  4. Вызвать интерес к соблюдению правил дорожного движения.
  5. Воспитывать внимательность, дисциплинированность, ответственное отношение к своей безопасности на улице.
  6. Способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр.
  7. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

Ход совместной деятельности

  1. Активизация внимания
  2. Проблемная ситуация
  3. Выявление сформированных представлений у детей о правилах дорожного движения
  4. Формирование практических навыков движения по пешеходному светофору с помощью макета
  5. Загадки
  6. Формирование и закрепление практических навыков движения по надземному и подземному пешеходному переходу
  7. Игра
  8. Физминутка
  9. Игра
  10. Подведение итога

Оборудование: Макет «Пешеходный переход», дорожные знаки, светофоры, фигурки людей.

Предварительная работа: Создание макета «Пешеходный переход» - проезжая часть с наземным, подземным, надземным пешеходными переходами, дорожные знаки, светофоры, фигурки людей, совместно с детьми, используя технику папье-маше. (Ячейки от яиц, клей ПВА, акриловые краски.)

Ход: Вносим макет, проезжей части, дорожные знаки, модели пешеходных переходов, фигурки людей.

Воспитатель: Отгадайте, кто идет?

Ну конечно, пешеход!

Пешеходом станет каждый,

Кто пешком пойдет в поход.

Воспитатель: Что - бы не случилась с нами беда, очень важно знать Правила дорожного движения, и уметь их читать.

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, над головой:

Знаки развешаны над мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Воспитатель: Предлагаю отправиться всем на прогулку на улицы города. Улицы города такие разные – узкие, широкие, длинные, короткие. По ним ездит много машин. Как вы думаете, кто главный на дороге - пешеход или автомобилисты?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Нет главных на дороге. Кому идти, кому стоять, кому ехать определяют ПДД.

Правила дорожные

Не так уж и сложны,

Только в жизни правила

Очень всем нужны!

Воспитатель: Посмотрите (макет проезжей части с перекрестком) – вот проезжая часть. Нам – пешеходам, надо перейти улицу. Все будем соблюдать правила ДД. А нашими помощниками будут …?

Дети: Дорожные знаки!

Воспитатель: Много есть различных знаков-

Эти знаки нужно знать,

Чтобы правил на дороге

Никогда не нарушать.

Дети рассматривают различные дорожные знаки, называют их. Закрепляют разрешающие (синие) и запрещающие (красные) знаки.

Воспитатель: Кто следит на дороге за соблюдением правил ДД, и отлично знает все дорожные знаки?

Дети: инспектор ГИБДД (постовой).

Воспитатель: Да, инспектор ГИБДД (постовой). Он самый главный на дороге, строго следит за соблюдение правил дорожного движения.

Воспитатель: Предлагаю запомнить стихотворение: «Постовой» (мнемотехника).

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали, вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда

Не волнуется народ,

Через улицу идет,

А стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему!

1

Постовой: Я самый главный на дороге, строго слежу за соблюдением правил дорожного движения. Вот сейчас я проверю, как вы умеете переходить улицу!

Постовой: Задание №1 «Как и где можно перейти улицу?»

Загадаю вам загадку:

Всем знакомые полоски

Знают дети, знают взрослый,

На ту сторону ведет

Пешеходный ….

Дети: переход.

Воспитатель: Не переходи дорогу

Там, где в голову взбредет,

Если есть неподалеку

Пешеходный переход!

Постовой: Как еще называют «Пешеходный переход»?

Вот дорожная загадка:

Как зовется та лошадка,

Что легла на переходы

Где шагают пешеходы?

Дети: «Зебра»

Дети: Знает маленький народ

Пешеходный переход-

Знак в полоску белую,

Здесь шагаю смело я!

Дети находят и показывают на макете пешеходный переход.

Постовой: Иди через улицу там, пешеход,

Где знаком указан тебе переход!

Постовой: Какой из знаков означает «Пешеходный переход»?

Дети: Знак синий, квадратный, на нем изображен идущий человек.

Дети находят и устанавливают на макете знак «Пешеходный переход»

Воспитатель: Теперь можно переходить улицу?

Постовой: Нельзя!

Воспитатель: Почему нельзя?

Дети: Надо внимательно посмотреть на светофор, какой горит свет

Постовой: Вспомним, на какой свет надо идти, на какой стоять.

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Cвет зеленый - проходи!

Желтый — лучше подожди!

Если свет зажжется красный —

Значит, двигаться опасно!

Дети повторяют, на какой свет можно переходить улицу. Ставят на макете у пешеходного перехода светофор, с помощью фигурок людей переходят улицу на зеленый свет.

Постовой: Молодцы! Первое задание решено правильно.

Следующее задание №2 «Как, и где можно перейти улицу, если нет светофора?»

Воспитатель: Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Как можно перейти дорогу, если нет светофора?

Постовой: Бывают иногда

Дороги небольшие.

Где перехода нет,

А вы пройти решили.

Смотри сначала влево,

На право, посмотри.

Машины нету, рядом?

Теперь переходи!

Воспитатель: Что делать если не успели перейти дорогу до конца?

Дети: Подождать на пятачке безопасности.

Если вдруг через дорогу

Не успел ты перейти.

Можно постоять немного

На полоске впереди.

Прежде чем продолжить путь,

Вправо не забудь взглянуть.

Дети с помощью воспитателя моделируют ситуации на дороге

Дети: Дорогу перейти может помочь инспектор ГИБДД

Постовой: Да я всем помогаю, знаками с помощью жезла указываю – кому идти, а кому стоять и ждать.

Постовой: Молодцы! Второе задание решено правильно.

А сейчас, чтобы отдохнуть, мы поиграем в игру «Верно – не верно». Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Материал: игровое поле, знаки дорожного движения.

Ход игры: Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или не правильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

Физминутка «Пешеходы»

Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.)
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка.)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте.)

Постовой: Следующее задание №3 «Как, и где можно перейти улицу, если нет светофора и пешеходного перехода - зебры?»

С тротуара вниз ведет

Под дорогу длинный ход.

Нет ни двери, ни ворот-

То…….

Дети: Подземный переход! Там стоит дорожный знак «Подземный переход».

Постовой: Как определить знак среди других знаков?

Дети: Синий квадрат с идущим человеком вниз!

Дети моделируют ситуацию на дороге – ставят подземный переход с двух сторон дороги и дорожный знак «Подземный переход»

Подземный переход

1 ребенок: Для тех, кто в городе живет,

Подземный нужен переход.

Дорогу проще перейти

Нам по подземному пути.

Машинам там нет хода,

Там только пешеходы.

2 ребенок: Есть знак «Подземный переход» -

Ступеньки вниз ведут!

Спускайся смело и иди –

Ведь нет движения тут.

Постовой: Молодцы! Третье задание решено правильно. Следующее задание №4 «Как можно перейти дорогу, если нет светофора, «зебры» - подземного перехода?».

Этот мостик над дорогой

Служит нам большой подмогой.

Через улицу ведет

Нас….

Дети: «Надземный переход», мост над проезжей частью.

Воспитатель: Хоть и мест таких не много,

Есть мосты через дорогу,

По которым, пешеход

Над машинами идет.

И любому сразу ясно,

Что ходить там безопасно.

Постовой: Как определить знак «Надземный переход», среди других знаков?

Дети: Синий квадрат с идущим вверх человеком.

Дети моделируют ситуацию на дороге – ставят надземный переход над проезжей частью и дорожный знак «Надземный переход».

Воспитатель: Детям знать положено

Правила дорожные!

Ты, дружок, доверься им:

Будешь цел и невредим!

Постовой: Молодцы, ребята! Отлично знаете, как переходить улицу. Я надеюсь, что вы не будет нарушать ПДД. Это очень опасно для жизни и здоровья. И если кто-нибудь не знает правила, надеюсь на вас – вы им поможете их узнать.

Очень важная наука-

Правила движения,

И должны их соблюдать

Все без исключения!

Желаю вам – будьте дисциплинированны на улице! Безопасных вам дорог!

Воспитатель: Спасибо вам инспектор за то, что вы помогли детям закрепить правила ПДД. Ждем вас еще раз в гости, когда мы узнаем еще больше о ПДД, ведь это показатель культуры человека.

Заключение.

Проведение совместной деятельности с детьми старшей группа «Безопасность на дорогах» с использованием макета «Перекресток» показало, что воспитанники более эффективно закрепляют правила дорожного движения. В начале игры-путешествия проблемная ситуация вызвала эмоциональный отклик у ребят и желание помочь. Воссозданная реальная ситуация дорожного движения, авторские игры, мульти-медиа презентация, музыкальное сопровождение, все это очень привлекает и активизирует внимание детей, способствует практическому закреплению правил дорожного движения.

Таким образом, в ходе совместной деятельности формировалось представление у детей о надземном и подземном пешеходном переходе, дорожных знаках, о перекрестке, закреплялись знания правил дорожного движения на регулируемом пешеходном переходе, закреплялись знания о назначении и сигналах светофора, формировался практический навык движения по светофору с помощью макета.

Мой опыт показал, что для эффективного изучения и закрепления с детьми ПДД необходимо создать такие условия, при которых воспитанники будут погружены в обстановку, приближенную к реальности. Макет «Перекресток», а также использование современных методов и технологий дошкольного образования, позволяет достичь этой цели.

 

Список использованных источников:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.
  2. Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы.- М.: «Скрипторий», 2010.
  3. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  5. Методические рекомендации по организации занятий по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах, ООО «Производственное объединение «Зарница», 2018г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка  Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...

Читайте также

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились...

Интегрированное занятие «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Овощи и фрукты - полезные продукты» Интеграция областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, социализация. Задачи: 1...

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...