Экскурсия как форма ознакомления детей с историей и достопримечательностями родного района
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление у детей начинается с картинки, слышанной ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется обогащается, совершенствуется. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им, вызывают у них познавательный интерес. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждение, несомненно играет большую роль в формировании национального самосознания детей.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс длительный и сложный. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества, чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к своему району.
Поэтому очень высока необходимость в организации экскурсии по родному району в целях ознакомления с историей родного района, для этого мы использовали следующие методы:
- проводили беседы о истории родного района;
- рассматривали фотографии;
- разрабатывали и проводили экскурсии.
Экскурсия – это форма образовательной деятельности, которая позволяет организовать наблюдения и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Экскурсии помогают конкретизировать уже имеющиеся знания, дают новые, усиливают интерес к изучаемому. Прогулки и экскурсии являются одним из важнейших организованных видов деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи. В процессе тематических экскурсий ребенок получает первые представления о своей родине, своем районе. Экскурсии дают возможность в естественной обстановке познакомить детей с новым материалом.
В ходе экскурсионной работы решаются следующие задачи:
- выявление уровня сформированности представлений о родном районе;
- формирование у детей системы знаний о своем районе;
- воспитывание у дошкольников интереса к окружающему миру;
- знакомство с достопримечательностями района, с людьми, прославившими свой район.
Одним из видов экскурсий являются образовательные терренкуры.
Образовательные терренкуры - это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения, за пределы детского сада, в парки, скверы с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций», которые имеют свое название и отличительные особенности.
Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года, погоды.
В своем саду мы разработали примерный план проведения экскурсий для старших и подготовительных групп:
Для старших групп:
- Экскурсия «Образовательный терренкур» по микрорайону.
- Краеведческий музей для ознакомления детей с историко-культурным наследием нашего города.
- Библиотека имени Гоголя для ознакомительной экскурсии.
- Музей «Русская изба» в школе № 18 с ознакомлением с этнографическим материалом.
- Экскурсия к Обелиску, установленному в память о погибших во время ВОВ работниках завода Точмаш.
- Экскурсия к монументу труженикам тыла около школы № 178.
Для подготовительных групп
Тематические экскурсии в библиотеку им. Гоголя к 9 мая и посвященные истории города Новосибирска.
- Школа № 18 (музей боевой славы) с ознакомлением с экспонатами, собранными учениками и сотрудниками школы, посвященными ВОВ.
- Школа № 82, (музей боевой славы) где во время ВОВ находился госпиталь для раненых в боевых действиях во время ВОВ.
- Монумент Славы для воспитания патриотических чувств у воспитанников.
- Монумент погибшим в госпиталях от ран в парке Березовая роща
- Экскурсия в пожарную часть для ознакомления с пожарными машинами, специальной одеждой, пожарно-спасательным оборудованием.
- Экскурсия в Автогородок» экскурсия, в ходе которой дети знакомились с правилами дорожного движения, становясь непосредственно участниками этого дорожного движения.
- Экскурсия в музей истории Дзержинского района.
Сразу же после экскурсии с детьми проводились беседы, во время которых использовали материал, принесенный с собой. Слушали и записывали рассказы детей. Придумывали вместе с ними экологические сказки. А свои эмоциональные впечатления дети отражали в рисунках, коллажах, коллективных работах. Оформляли этот материал в альбомы и книжки-малышки. Вся эта деятельность способствовала обобщению информации, впечатлений детей от экскурсии, рефлексии.
Экскурсии создают у детей мощную мотивацию к познанию родного края, развивают у детей чувство гордости и являются тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно
Главной задачей системы дошкольного образования здесь выступает – не допустить безразличия среди наших детей, зажечь искорки любви к Родине.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы по краеведению, где дети были сами активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка и проведение таких мероприятий в дошкольных учреждениях, как экскурсии, становится в современных условиях, особенно актуальным.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста…
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Мамочка моя!» Цель: Формирование у детей умения выражать свою любовь к родному...
Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной…
Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие...
Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию
Паспорт уголка по художественно-эстетическому развитию Название уголка: «Весёлые кляксы». Название группы, возрастная категория детей: Группа раннего возраста №2 «Светлячки». Цель: формирование творческого потенциала...