Сюжетная прогулка на тему: «Где-то на белом свете…»

Образовательные задачи:

  • закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом, использовать атрибуты;
  • развивать творческое изображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;
  • формировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера; своеобразии жизни народов Севера (природа, жилище, одежда);
  • совершенствовать речь детей как средство общения;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре.

Предварительная работа:

  • рассматривание детских дошкольных энциклопедий об окружающим мире по теме «животные Севера»;
  • беседа по фотографиям о жителях Крайнего Севера;
  • беседа о профессиях людей;
  • чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»;
  • просмотр мультфильма «Умка».

Материальное оборудование:

  • чум, макет оленя, сани, рыба, сделанная из бумаги, кукла в национальной одежде, обруч, костюм олененка;
  • бросовый материал для мусора;
  • линейка (30 см, 50 см, 1м), сантиметр, лупа, султанчики, ленточки, следы, вырезанные из бумаги или из ткани;
  • фотоаппарат, блокнот, ручка, имитация диктофона;
  • бинокль, карта, рюкзаки, набор туриста, атрибуты для членов корабля.

Мотивация и распределение ролей проводится в группе перед прогулкой или утром перед зарядкой.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

Воспитатель: На чем можно путешествовать?

Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете, на корабле.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию на Северный полюс. Но сначала давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой.

Воспитатель: Почему? (Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей)

Воспитатель: Но мы с вами же не боимся морозов. А отправиться я предлагаю на корабле. Вы согласны? Как мы назовем наш корабль? (ответы детей) Вас ожидают интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка вам очень пригодятся. Я буду руководителем нашей экспедиции, но нам нужна команда корабля.

Дети выбирают команду, определяют ролевые действия каждого и договариваются о том, что нужно каждому для обыгрывания:

  • Капитан корабля (ведет судно, дает указания другим членам команды);
  • Штурман (следит за маршрутом плавания);
  • Радист (выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу, отправляет сигнал или какое-то послание);
  • Врач (лечит заболевших во время плавания и следит за состоянием здоровья);
  • Кок (готовит еду, кормит членов команды);
  • Матросы (смотрят за исправностью судна, моют, чистят палубу).

Воспитатель: Так же я предлагаю взять с собой фотокорреспондента и журналиста, чтобы они смогли подготовить репортаж о нашей экспедиции. И еще мне нужны помощники.

Ребята распределяют роли.

  • Фотокорреспондент (фотографирует интересные моменты);
  • Журналист (ведет запись в блокноте, берет интервью);
  • Помощники (слушают указания руководителя экспедиции, проводят наблюдения – измеряют глубину снега, силу ветра и т. д.)

Воспитатель: Ребята, а кто же из вас будет жить на Севере? Нам нужны коренные жители.

Дети также распределяют роли и определяют ролевые действия:

  • Хозяйка чума (готовит еду, занимается изготовлением одежды, занимается воспитанием детей);
  • Хозяин (занимается охотой, рыбной ловлей, в нарты запрягает оленей и передвигается по тундре).

Можно предложить одного ребенка на роль олененка.

Воспитатель: Ребята, готовы отправится в путешествие, ну тогда в путь…

Дети собираются на прогулку. Далее ребята выходят на улицу и строятся. После этого воспитатель объявляет о первом этапе игры – плавание на корабле. Воспитатель зачитывает приказ о формировании членов экипажа корабля (ребята, которые не плывут на корабле, а играют роль коренных жителей, идут и занимают свое место).

Воспитатель: Только сильные ребята могут отправиться в экспедицию!

Только умные ребята могут отправиться в путешествие!

Только трудолюбивые могут отправиться на Север!

Только веселые и дружелюбные могут поплыть нам корабле!

Дети, проходят на корабль и занимают каждое свое место, согласно выбранной роли. Воспитатель дает ребятам самостоятельность, стараясь не вмешиваться в ее ход, он только вносит новое содержание в игру, подсказывает, решает спорные вопросы. Во время пребывания на корабле, воспитатель, как руководитель экспедиции может сообщить несколько интересных фактов.

Воспитатель: Как вы думаете, почему вся поверхность Северного полюса окрашена в белый цвет? Да, действительно Северный полюс еще называют ледяной пустыней. Давайте сравним. А из скольких этажей состоит наш детский сад? (Из трех.) И вот Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: зимой и летом. Назовите мне части суток. (Утро, день, вечер, ночь.) Зимой в Арктике никогда не встаёт солнце, поэтому круглые сутки темно – это Полярная ночь. Температура воды: +3°C, ветер 7м/с; толщина снежного покрова зимой достигает почти 25 – 90 см, а толщина льда зимой - 5 м. А воздух настолько холодный и сухой, что можно услышать, как кто-то разговаривает даже за 5 км.

Во время путешествия воспитатель предлагает журналисту записывать интересные факты, брать интервью у членов экспедиции. Фотокорреспонденту снимать необычные кадры.

Воспитатель: Ну, что капитан, мы приплыли? Не замёрзли, ребята? Дети высаживаются на берег. Педагог объявляет следующий этап – исследование местности. Во время путешествия воспитатель предлагает журналисту записывать интересные факты, брать интервью у членов экспедиции.

Воспитатель: Ой, смотрите, смотрите! Чей это след? (Ответы детей.)

Воспитатель: А чем можно его измерить? (Ответы детей.) Предложить детям измерить длину и ширину следов с помощью линейки или сантиметра.

Чтение стихотворения

Им можно только восхищаться,

Он научился защищаться

От льдов и страшного безмолвья,

Жить у земного изголовья,

У центра полюса бывать,

Ещё и пищу добывать,

Под лёд полярный опускаться,

Свободно жить и размножаться.

Воспитатель: А почему не видно белых медведей, которых испугалась девочка Женя? Потому что они такие же белые как снег.

Воспитатель: Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).

Воспитатель: Впадает ли он в спячку? (Ответы детей.)

Воспитатель: Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.

Воспитатель: Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами.) Затем воспитатель просит своих помощников измерить силу ветра и глубину снега.

Воспитатель: Смотрите ребята, оказывается здесь кто-то живет! Детей встречают «коренные жители». Они знакомятся, рассказывают, чем занимаются. Дети рассматривают их одежду, быт. Можно предложить врачу провести осмотр. Другим - помочь почистить рыбу, поиграть с оленем, обменять рыбу на хлеб и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на выложенный на земле мусор.

Воспитатель: Что это (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологическая катастрофа.

Воспитатель: Что нам делать, как нам быть? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, мусор нужно собрать в пакет и выбросить. У меня есть пакеты для мусора. Кто – то из вас будет держать пакеты, а кто – то соберет мусор.

Дети собирают мусор в пакет и относят на корабль.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами.

Воспитатель: А, теперь я предлагаю поиграть всем в очень интересную игру.

Подвижная игра «Ловля оленей»

Дети встают в круг, изображая руками оленьи рога, и говорят слова:

Оленята в тундре жили,

Головой они крутили (повороты головы в сторону)

Вот так, вот так головой они крутили

Оленята мох искали, снег копытом разгребали

Вот так, вот так снег копытом разгребали. (изображают, как ищут мох)

А потом по тундре белой

Быстро – быстро побежали. (Подскоки.)

Воспитатель: А еще у наших коренных жителей есть национальный обряд «Дерево желаний». Они приходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание. Мы тоже подойдем к дереву и произнесем желание.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться назад, иначе мы с вами можем замерзнуть. Давайте пригласим в гости «коренных» жителей. Дети отправляются на корабль.

Итог прогулки проводится в группе.

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы с вами сегодня были? Вам понравилось путешествие? А что вам запомнилось? Я предлагаю сделать репортаж о нашей экспедиции и выпустить газету, где мы отразим наиболее интересные моменты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования…

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности» «Активизация воображения личности не происходит сама по себе...

Спортивный праздник «Путешествие Буратино»

Спортивный праздник «Путешествие Буратино» (Подготовительная к школе группа) Цель: Создать хорошее настроение, развивать координацию движений.   Ход мероприятия: Здравствуйте, дети. Сегодня мы поговорим о приключениях Буратино...

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную…

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации Наиболее актуальной и одной из главных стратегических...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево» Цели: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года; совершенствовать...

Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по…

Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Путешествие по Финансовой азбуке» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний, активизировать...

Конспект интегрированного занятия учителя–дефектолога и учителя–логопеда. Восприятие сюжетного изображения по…

Конспект интегрированного занятия учителя–дефектолога и учителя–логопеда. Восприятие сюжетного изображения по картине «Утки и гуси» в подготовительной к школе группе Цель. 1. Формирование...