Методические рекомендации по применению многофункционального игрового пособия «Книжка - Развивайка»
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с детьми дошкольного возраста. Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками, игрового пособия в целях формирования элементарных математических представлений.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), перед педагогами дошкольного образования особо остро стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. В соответствии стандарту, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Именно многофункциональное игровое пособие – «Книжка – Развивайка» – соответствует указанным требованиям ФГОС ДО по организации развивающей предметно -пространственной среды в ДОО.
Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка. Творческие и полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности детей дошкольного возраста. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3–5 лет, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Цель – формировать элементарные математические представления, развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
- Учить различать времена года;
- Учить детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Развивающие:
- Развивать познавательные интересы;
- Развивать сенсорные навыки, обогащать чувственный опыт;
- Развивать любознательность;
- Развивать воображение и творческую активность;
- Развивать внимание, память, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности;
- Воспитывать в детях умение получать положительные эмоции в процессе игры.
Ценность методического пособия:
- Многофункциональное пособие – «Книжка - Развивайка» – используется как средство обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- «Книжка - Развивайка» удобна в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн, который помогает украсить интерьер группового помещения;
- За счет того, что все листы книги – съемные, книга – с перспективой на будущее: с усложнением и вариацией дидактических задач и упражнений пособие можно будет использовать и с детьми среднего, и старшего, и подготовительного дошкольного возраста.
Описание пособия:
Пособие представляет собой книгу, состоящую из 10 мягких съемных страниц, изготовленных из ткани и фетра. Включает в себя съёмные детали, которые ребенок сам может перемещать в нужное поле. Детали имеют различные виды крепления: пуговицы, кнопки, крючки, липучки , ленточки , застёжки и т. д ..
Методические приёмы работы с дидактическим пособием
Работу с данным дидактическим пособием рекомендую проводить в три этапа:
1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.
2 этап: Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.
3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данной книгой, привлекают друг друга к совместной деятельности.
Варианты игровых заданий
Дидактическая игра «Одень мальчика и девочку в соответствии с временем года»
Цель- Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель - учить определять время года по его характерным признакам, закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года.
Дидактическая игра «Когда это бывает»
Цель- закрепить знания о частях суток.
Дидактические игры «Сосчитай овощи на грядке», «Посчитай количество листьев на дереве», «Сосчитай количество рыб в озере»
Цель- упражнять детей в количественном и порядковом счете.
Дидактическая игра «Определи правильно время»
Цель – знакомить с циферблатом, закреплять времена суток.
Дидактическая игра «Собери снеговика в правильной последовательности»
Цель- закрепление формы, размера, цвета предмета.
Дидактическая игра «Угадай, какое число пропущено»
Цель - определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Дидактическая игра «Сосчитай и покажи загаданное число»
Цель - расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете.
Дидактическая игра «Угадай, какой по счету цветок»
Цель - закрепить навык порядкового счета.
Дидактическая игра «Каких цветов больше»
Цель - упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
Дидактическая игра «Завяжи шнурки»
Цель - освоение навыка шнурования ботинок, развитие мелкой моторики, координации.
Дидактический материал в данной книге можно дополнять персонажами, расширяя познавательный интерес детей. На каждых страничках книги есть несколько вариантов игр и упражнений, тем самым дети легко могут самостоятельно играть с этим пособием. Работать с пособием очень удобно, а главное легко, так как оно мягкое, безопасное, интересное.
Таким образом, с помощью дидактического многофункционального пособия, формировать элементарные математические и сенсорные представления у детей дошкольного возраста, становится еще легче, интереснее и разнообразнее. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей.
Читайте также |
---|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...
Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности
Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...
Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения…
Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения через творчество» Жизнь в современном обществе становится все разнообразнее и сложнее...