Сценарий совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Будь добрее!»

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы непосредственно-образовательной деятельности: введение в тему, создание проблемной ситуации, сопровождающая беседа, игра, ситуация-поиск, ситуация-итог, эксперимент.

Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.

Задачи:

Образовательные:

1) расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья – слабовидящие, незрячие;

2) познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;

3) подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к слабовидящим, незрячим людям.

Развивающие:

1) развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через игровые ситуации;

2) развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

3) пополнять, уточнять и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

1) формировать доброжелательное отношение к слабовидящим, незрячим людям, стремление им помогать;

2) воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Предварительная работа: чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему, знакомство с пословицами и поговорками об органах чувств, чтение «Слепой музыкант», рассматривание иллюстраций, беседы, сюжетно-ролевые игры, слайд-шоу «Помоги человеку с проблемами в здоровье».

Материалы и оборудование: повязки на глаза; катушки; шнурки; кубики; тренажер с выпуклым написанием буквы; разновидность очков, наборы чайной посуды.

 

Описание деятельности:

1. Вхождение в ситуацию.

Чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?».

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посидим совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека.

  • Какой орган узнает, что комар больно кусается? (Кожа.)
  • Какой орган слышит, как мама зовет обедать? (Ухо.)
  • Какой орган определяет, что торт был вкусный? (Язык.)
  • Какой орган определяет, что на кухне пекут пирожки? (Нос.)
  • Какой орган чувств определяет, какого цвета трава или цветы? (Глаз.)

2. Эксперимент «Зачем человеку глаза?»

Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью игры, зачем человеку глаза.

  • Игра «Что мы делаем?»

- Саша, я надену тебе повязку на глаза, а ты угадай, что мы с ребятами будем делать.

(Убираем руки за спину.)

- Саша, что мы сделали? (Не знаю.)

(Хлопаем в ладоши.)

- Что мы сделали? (Хлопнули в ладоши.)

- Как ты догадался? Ты увидел или услышал, что мы сделали? (Я слышал.)

  • Построить из кубиков на ковре постройку (башню) с завязанными глазами (всем одеть очки-затемнения).

Строим башню по цветам.

- Так зачем же человеку глаза?

Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, размеры, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве.

Воспитатель: Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.

3. Игровая ситуация упражнение: (за столом)

  • Игра «Бусы для мамы»

Нанижите катушки (7 катушек) на шнурок с завязанными глазами. Делимся впечатлениями.

4. Ситуация-поиск «Можно ли обойтись без глаз?»

  • Рисуем лицо человека на доске с завязанными глазами по заданию (1-2 ребенка). Делимся впечатлением.

5. Создание проблемной ситуации

-А какой врач проверяет зрение, лечит заболевания глаз? (Окулист.)

Врач вам может прописать очки.

С их помощью ваши глаза будут лучше видеть. Но есть и другие очки, которые защищают глаза. Попробуйте определить, для чего используются очки (очки для защиты от солнца, очки для защиты от воды, очки для коррекции зрения, очки для строительных работ).

6. Сопровождающая беседа.

Бывает и так, что глаза человека не видят. По пути в детский сад или гуляя с родителями, вы могли видеть таких людей: у низ на глазах одеты черные очки, в руках тросточка. Потеря зрения может быть по разным причинам: при рождении, при травме, при заболевании глаз. Им очень сложно и трудно ориентироваться в окружающем мире. Невидящим людям нужна помощь окружающих.

А кто ещё может помочь людям с плохим зрением?

7. Слайдовая презентация.

Если дети не скажут о необходимости сопровождения незрячих людей, то воспитатель проговаривает сам. Высвечивается слайд, показывающий переход дороги незрячим человеком. Для слабовидящих и незрячих людей на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак, предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход. Скажите, а вам не встречались такие пешеходные переходы? (ответы детей). Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.

А ещё специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют собак-поводырей, которые везде их сопровождают и служат для них глазами. (Показывается слайд «Собака-поводырь.)

8. Ситуация оценка:

Для незрячих людей печатаются специальные книги. Вместо букв в таких книгах выпуклые точки, которые можно почувствовать пальцами. Посмотрите, каждой букве соответствует определённое количество точек, и расположены они по-разному. (Слайд «Шрифт для книг незрячих людей».)

Но, как и остальные, эти люди могут читать. Только с помощью выпуклых точек на странице книги.

- Сейчас мы закроем глаза и попробуем определить на ощупь, какая буква у вас написана на тренажере (геометрическая фигура).

9. Игра «Налей себе чай»

Вывод: как тяжело обходиться без зрения.

10. Ситуация-итог

- Мы должны помогать людям с Ограниченными Возможностями Здоровья: слабовидящим и незрячим людям, которые живут рядом с нами. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том, что им нужна наша помощь.

11. Сюрпризный момент.

Наши игры показали, как важно иметь хорошее зрение. Чтобы поддерживать свое зрение в норме, я приготовила для вас гимнастику для глаз, которую вы сможете делать сами и научите своих родителей.

Гимнастика для глаз «Мы посмотрим»

Мы посмотрим далеко, (ладонь у лба, смотрим вдаль)

Мы посмотрим близко, (ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу)

Мы посмотрим высоко, (не поднимая голову, смотрим вверх)

Мы посмотрим низко, (не опуская голову, смотрим вниз)

А теперь по сторонам –

Тут и там. (не поворачивая голову, смотрим по сторонам)

Вдаль на палец посмотри, (отводят палец далеко, смотрят на него)

Близко к носу поднеси (подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд)

Раз, два, три – глаза закрой,

Раз, два, три – глаза открой.

- Эта зарядка поможет сохранить хорошее зрение всем нам.



Новые публикации

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Читайте также

Творческий проект «Мамы разные важны»

Творческий проект «Мамы разные важны» Тип проекта: творческий Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги - специалисты ДОУ. Длительность: 1 неделя Актуальность: дети не в достаточной степени...

Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребёнка к школе Введение Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах,  ...

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы…

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок» Программное содержание: 1. Закреплять знания сказок, учить проговаривать диалоги персонажей. 2. Принимать...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ Добрый вечер, уважаемые  родители ! Мы рады новой встрече с вами! Наша встреча сегодня посвящена  театру и его волшебству! (Показ презентации о проведении работы по театрализованной...

Квест-игра с элементами сдоровъесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Секрет здоровья»

  Цель :  Повышение эффективности комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи : Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, представлений о полезности, целесообразности физической активности; о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. •Закрепить...

Лепка в средней группе «Угощение для кукол»

Лепка в средней группе «Угощение для кукол» Цель: Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украшение платочка»

Задачи: - Учить преобразовывать форму, разрезать квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить находить круги и стороны квадрата. - Закреплять представления о предметах круглой, квадратной и треугольной формы. - Упражнять в подборе цветовых сочетаний. - Развивать мелкую моторику. Оборудование и...