Сценарий совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Будь добрее!»

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы непосредственно-образовательной деятельности: введение в тему, создание проблемной ситуации, сопровождающая беседа, игра, ситуация-поиск, ситуация-итог, эксперимент.

Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.

Задачи:

Образовательные:

1) расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья – слабовидящие, незрячие;

2) познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;

3) подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к слабовидящим, незрячим людям.

Развивающие:

1) развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через игровые ситуации;

2) развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

3) пополнять, уточнять и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

1) формировать доброжелательное отношение к слабовидящим, незрячим людям, стремление им помогать;

2) воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Предварительная работа: чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему, знакомство с пословицами и поговорками об органах чувств, чтение «Слепой музыкант», рассматривание иллюстраций, беседы, сюжетно-ролевые игры, слайд-шоу «Помоги человеку с проблемами в здоровье».

Материалы и оборудование: повязки на глаза; катушки; шнурки; кубики; тренажер с выпуклым написанием буквы; разновидность очков, наборы чайной посуды.

 

Описание деятельности:

1. Вхождение в ситуацию.

Чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?».

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посидим совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека.

  • Какой орган узнает, что комар больно кусается? (Кожа.)
  • Какой орган слышит, как мама зовет обедать? (Ухо.)
  • Какой орган определяет, что торт был вкусный? (Язык.)
  • Какой орган определяет, что на кухне пекут пирожки? (Нос.)
  • Какой орган чувств определяет, какого цвета трава или цветы? (Глаз.)

2. Эксперимент «Зачем человеку глаза?»

Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью игры, зачем человеку глаза.

  • Игра «Что мы делаем?»

- Саша, я надену тебе повязку на глаза, а ты угадай, что мы с ребятами будем делать.

(Убираем руки за спину.)

- Саша, что мы сделали? (Не знаю.)

(Хлопаем в ладоши.)

- Что мы сделали? (Хлопнули в ладоши.)

- Как ты догадался? Ты увидел или услышал, что мы сделали? (Я слышал.)

  • Построить из кубиков на ковре постройку (башню) с завязанными глазами (всем одеть очки-затемнения).

Строим башню по цветам.

- Так зачем же человеку глаза?

Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, размеры, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве.

Воспитатель: Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.

3. Игровая ситуация упражнение: (за столом)

  • Игра «Бусы для мамы»

Нанижите катушки (7 катушек) на шнурок с завязанными глазами. Делимся впечатлениями.

4. Ситуация-поиск «Можно ли обойтись без глаз?»

  • Рисуем лицо человека на доске с завязанными глазами по заданию (1-2 ребенка). Делимся впечатлением.

5. Создание проблемной ситуации

-А какой врач проверяет зрение, лечит заболевания глаз? (Окулист.)

Врач вам может прописать очки.

С их помощью ваши глаза будут лучше видеть. Но есть и другие очки, которые защищают глаза. Попробуйте определить, для чего используются очки (очки для защиты от солнца, очки для защиты от воды, очки для коррекции зрения, очки для строительных работ).

6. Сопровождающая беседа.

Бывает и так, что глаза человека не видят. По пути в детский сад или гуляя с родителями, вы могли видеть таких людей: у низ на глазах одеты черные очки, в руках тросточка. Потеря зрения может быть по разным причинам: при рождении, при травме, при заболевании глаз. Им очень сложно и трудно ориентироваться в окружающем мире. Невидящим людям нужна помощь окружающих.

А кто ещё может помочь людям с плохим зрением?

7. Слайдовая презентация.

Если дети не скажут о необходимости сопровождения незрячих людей, то воспитатель проговаривает сам. Высвечивается слайд, показывающий переход дороги незрячим человеком. Для слабовидящих и незрячих людей на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак, предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход. Скажите, а вам не встречались такие пешеходные переходы? (ответы детей). Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.

А ещё специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют собак-поводырей, которые везде их сопровождают и служат для них глазами. (Показывается слайд «Собака-поводырь.)

8. Ситуация оценка:

Для незрячих людей печатаются специальные книги. Вместо букв в таких книгах выпуклые точки, которые можно почувствовать пальцами. Посмотрите, каждой букве соответствует определённое количество точек, и расположены они по-разному. (Слайд «Шрифт для книг незрячих людей».)

Но, как и остальные, эти люди могут читать. Только с помощью выпуклых точек на странице книги.

- Сейчас мы закроем глаза и попробуем определить на ощупь, какая буква у вас написана на тренажере (геометрическая фигура).

9. Игра «Налей себе чай»

Вывод: как тяжело обходиться без зрения.

10. Ситуация-итог

- Мы должны помогать людям с Ограниченными Возможностями Здоровья: слабовидящим и незрячим людям, которые живут рядом с нами. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том, что им нужна наша помощь.

11. Сюрпризный момент.

Наши игры показали, как важно иметь хорошее зрение. Чтобы поддерживать свое зрение в норме, я приготовила для вас гимнастику для глаз, которую вы сможете делать сами и научите своих родителей.

Гимнастика для глаз «Мы посмотрим»

Мы посмотрим далеко, (ладонь у лба, смотрим вдаль)

Мы посмотрим близко, (ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу)

Мы посмотрим высоко, (не поднимая голову, смотрим вверх)

Мы посмотрим низко, (не опуская голову, смотрим вниз)

А теперь по сторонам –

Тут и там. (не поворачивая голову, смотрим по сторонам)

Вдаль на палец посмотри, (отводят палец далеко, смотрят на него)

Близко к носу поднеси (подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд)

Раз, два, три – глаза закрой,

Раз, два, три – глаза открой.

- Эта зарядка поможет сохранить хорошее зрение всем нам.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...

Читайте также

Планирование воспитательно-образовательной работы. Февраль. Тема: «День защитника Отечества. Профессии

Планирование воспитательно-образовательной работы. Февраль. Тема: «День защитника Отечества. Профессии (Орудия труда, инструменты)

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну радости» Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование представление о...

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма Месяц Тема Цели и задачи Методы и приемы сентябрь «наш город Ворсма» Сформировать у детей представление о родном...