Сценарий открытого урока «По золотому кольцу приезжайте в Иваново»
Цели: знакомить детей с историей г. Иваново и Ивановского края, прививать любовь к малой Родине.
Задачи:
- Сформировать представление об особенностях Ивановского региона.
- Знакомство с достопримечательностями г. Иваново и городов Ивановской области – Плёс, Кинешма, Палех, Шуя.
- Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою Родину.
- Содействовать развитию познавательных интересов, расширению кругозора.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку В. Г. Гаркави «По золотому кольцу приезжайте в Иваново», на экране слайды с видами города.
Музыкальный руководитель.
Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей: Да!)
И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по нашему родному городу Иваново и по городам Ивановской области.
… «По золотому кольцу приезжайте в Иваново,
Встретит вас радостно лёгкий рябиновый лес.
Есть и древней города, только наш не забыть никогда –
Край весёлого ситца и юных невест.»
Эти замечательные строки написал Ивановский композитор В. Г. Гаркави, и его песня стала визитной карточкой нашего города.
Музыкальный руководитель.
А знаете ли вы, ребята, сколько лет нашему городу? (Ответы детей: В этом году исполнилось 148 лет.) В нём проживает около 500 тысяч человек. В городе много музеев, парков, скверов, памятников людям, которые прославили наш город. Это Д. Г. Бурылин – собиратель древностей и редкостей. Историко-краеведческий музей носит его имя.
Я. П. Гарелин – фабрикант, построил на свои средства Приходское училище.
Раньше в городе было много фабрик, которые выпускали хлопчатобумажные ткани. Их рисунки отличались большим разнообразием: орнаменты «Персидский огурец», хохломская роспись. Ивановские ситцы славились по всему миру.
Музыкальный руководитель.
А сейчас ребята прочитают стихи о родном городе. (Я являюсь их автором.)
- Мой город! Как мне не гордиться,
На свете он один такой.
Он мог бы радугу из ситца
Зажечь над Уводью рекой!
- Он всем нам очень, очень дорог,
И не страшны ему года.
Прекрасный и любимый город!
Пусть будет он таким всегда!
- Я личико своё умыла,
Пусть щёчки алые горят.
Мне бабушка на праздник сшила
Весёлый ситцевый наряд.
- В таком наряде все заметят,
Поймут, в каком таком краю
Живут талантливые дети
И любят Родину свою.
- Страна березового ситца!
Все о твоей красе поют.
И я хочу тобой гордиться
И помнить Родину свою.
Музыкальный руководитель.
Ребята, рядом с нашим городом в Ивановской области много интересных городов, и мы отправимся в один из них – город Плёс, который стоит на Волге.
Когда-то великий русский художник И. И. Левитан, проплывая на барже, сделал остановку в этом городе и остался там надолго. Он был покорён необычной, удивительно красивейшей природой. Именно там появились его замечательные картины: «Золотая осень», «Озеро», «Март», «Весна – большая вода». Это пейзажи природы.
Музыкальный руководитель.
Ребята, а что такое пейзаж? (Ответы детей – это природа.)
Звучит музыка П. Чайковского из цикла «Времена года» - «Осенняя песнь», на экране – репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Музыкальный руководитель.
Что вы видели, а что слышали? (Примерные ответы детей: Видели деревья, одетые в золотой наряд, голубое небо, речку, слышали музыку П. И. Чайковского.)
Какая это была музыка по характеру? (Ответы детей: нежная, спокойная, грустная.)
Музыкальный руководитель.
И П. И. Чайковский и И. И. Левитан очень любили свою Родину и родную природу. Город Плёс хранит память об этом художнике. Там находится дом – музей И. И. Левитана, где всё сохранено в том виде, когда там жил художник.
Музыкальный руководитель.
А мы отправляемся в путешествие.
Выходит девушка – Снегурочка.
Музыкальный руководитель.
Ой, ребята, смотрите, кто к нам пришёл в гости?
Дети: Это Снегурочка.
Музыкальный руководитель.
Да, ребята, а пришла она к нам из сказки А. Н. Островского «Снегурочка». И мы с вами сейчас находимся в г. Кинешма на сцене театра имени А.Н. Островского.
Снегурочка.
Ребята, я очень долго жила в лесу. Моя мама – Весна – Красна и папа – Мороз не пускали меня жить к людям, а мне так хотелось быть среди вас.
Музыкальный руководитель.
Конечно, Снегурочка, мы очень рады тебя видеть.
Снегурочка.
Ребята, а в моей сказке есть интересные персонажи. Знаете ли вы:
- Кто такой Ярило? (Бог Солнца у славян.)
- На каком музыкальном инструменте играет пастушок Лель? (Волшебная свирель.)
- Кто такой царь Берендей? (Царь Берендей символизирует народную мудрость.)
Снегурочка.
Ребята, а давайте поиграем.
Игра «Гори, гори ясно».
А мне, ребята, пора возвращаться в сказку.
Музыкальный руководитель.
До свиданья, Снегурочка, мы с тобой обязательно встретимся.
А мы, ребята, отправляемся в город Палех, известный всему миру, как город мастеров – художников. И поможет нам песня Ивановских композиторов Л. Вихаревой и Т. Шапиро «Жар-птица». Жар-птица – символ г. Палех, она согревает всё живое.
Дети исполняют с пластическим интонированием, три девочки – солисты.
Музыкальный руководитель.
В Палехе есть Музей лаковой миниатюры. Палехские художники делают росписи на шкатулках, брошках, шарах, и, когда мы берём в руки изделие, то чувствуем тепло души мастера.
Музыкальный руководитель.
Ребята, а посмотрите, что нарисовано художниками? (Ответы детей: Персонажи сказок, народные праздники, природа.)
А какие краски используют художники? Какие тона? (Ответы детей: черный, жёлтый, красный, зеленый.)
Музыкальный руководитель.
А теперь давайте и мы с вами станем художниками и отправимся в творческую лабораторию.
Дети разделяются на группы: одни складывают из пазлов шкатулку, другие раскрашивают картину, воспроизводимую мотивы Палехской росписи, используя традиционные для этой росписи цвета.
Музыкальный руководитель.
А мы едем дальше – в старинный город Шую.
Мы поедем в город Шую
Покупать гармонь большую.
Действительно, город Шуя славится гармонной фабрикой. Ни один праздник не обходится без гармошки – любимого инструмента русского народа. На фестивале «Играй, гармонь» мы видим гармони, изготовленные в городе Шуя и расписанные Палехскими мастерами.
Давайте и мы с вами исполним русский перепляс.
Вышел молодец вперед,
В руки он гармонь берёт,
Ты гармошке поклонись,
Вместе с нею в пляс пустись!
«Русский перепляс» (исполняют дети).
Музыкальный руководитель.
Ребята, много интересного в городах Ивановской области, но нам пора возвращаться домой. Звучит музыка «По золотому кольцу приезжайте в Иваново».
«Жар-птица»
Муз.Л.Вихаревой Сл. Т. Шапиро
- Как хочу я за жар - птицу ухватиться,
Как хочу я с ней по небу прокатиться,
Там на небе вместо радуги сеять,
И полнеба, всю землю украшать.
Припев: Жар - птица, жар - птица, где прячешься ты,
Ты так же красива как в поле цветы,
Жар - птица, жар - птица, где прячешься ты,
Отдай мне частицу своей доброты
Отдай мне частицу своей доброты
- Но, жар - птица всё летает в стороне,
И не думает нисколько обо мне,
Только если бы узнала в тот же час,
Вы б увидели на небе вместе нас
Припев.
- А пока я беру краски и рисую
И жар - птицу и мечту свою большую,
Я рисую, я рисую красоту
Я рисую, я рисую доброту.
Припев.
Читайте также |
---|
День народного единства
День народного единства 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В России его начали праздновать с 2005 года. В нашем детском...
Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста…
Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок Одна из важнейших задач воспитания ребенка — его интеллектуальное...
Дидактическая игра «Народные костюмы»
Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...