Математическая сказка «Сорока Озорнушка и её новые друзья»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Функциональный тип: интерактивный, наглядный.

Возраст: старший дошкольный возраст.

1. Пояснительная записка

На основании Концепции математического образования в Российской Федерации (утвержденная Правительством РФ  от 24.12.2013г),                                                                             где в основу разработки системы были положены базовые принципы, цели, задачи и основные направления для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, показывает, что математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом. В связи с этим нас заинтересовала проблема, как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.

Использование сказки в процессе обучения позволяет педагогу найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.

Дети очень любят сказки, забавные рассказы. А ведь именно через рассказывание  сказок ребенок-дошкольник  может легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение.

Сочетание традиционного метода обучения (работа со сказкой) и интерактивного электронного ресурса (презентация)  значительно повышает познавательную деятельность детей. При использовании презентации работают два анализатора: слуховой и зрительный, что ведет к лучшему усвоению материала.

 Авторская математическая сказка разработана  на основе программного материала для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Тематика  сказки опирается на региональный компонент: животный мир  Республики Коми. Задания  представлены на дополнительных слайдах. Учитывая возрастные особенности детей, после  просмотра сказки рекомендуется проведение динамической  тематической паузы.

Предложенный ресурс рекомендован для воспитателей дошкольных групп, может использоваться во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми у интерактивной доски. Специальный функционал (кнопки включения/отключения дикторского голоса, перелистывания слайдов, возврата в начало ресурса) позволяет педагогу свободно вести беседу с детьми, самому устанавливать ритм работы в зависимости от общего замысла занятия или потребностей и индивидуальных особенностей детей, самому выбирать, какие выразительные средства задействовать на занятии – звуковой ряд или только иллюстративный материал ресурсов. Дикторский текст присутствует в каждом ЭОР, он изначально выключен (как и другие материалы – текст и фоновая музыка). Если педагогу необходим звук, он его включает, нажав соответствующую клавишу на панели меню. Выключен звук изначально для того, чтобы педагог при желании мог сопровождать наглядный материал своими комментариями.

В домашних условиях с помощью данного ресурса родители могут  организовать самостоятельную познавательную деятельность ребенка, используя при этом персональный компьютер.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через сказочный материал на основе электронного образовательного ресурса.

Задачи:

  1. Способствовать накоплению умений  считать в пределах 10 , правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  2. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
  3. Закрепить представление о  животном мире родного края.
  4. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее.
  5. Активизировать  употребление в речи относительных прилагательных.
  6. Развивать психические процессы: внимание, память.

Авторская сказка «Сорока Озорнушка и её новые друзья»

В одном большом городе Сыктывкар жила-была сорока и звали её Озорнушка. Вы наверно уже догадались по её имени, какой был у неё характер!? Озорнушка была очень озорной птицей, и как и все её братья и сёстры очень любила всё блестящее. Любимым её развлечением было разглядывать свою коллекцию из всяких безделушек, которые она собирала по городу и приносила в своё укромное место. Это были различные фантики, камешки, железяки, в общем всё, что блестело и шуршало, всё что можно было подобрать на улице или стащить у каких-нибудь зевак. Но вот наступила зима. Озорнушке стало холодно и грустно. Многие её подруги улетели в тёплые края, деревья остались без вкусных ягод, а снег покрыл всю землю, и это очень мешало ей находить новые предметы для своей коллекции. И тогда наша городская птичка решила посмотреть, как обстоят дела в лесу. Когда то она слышала, что в это время года там очень красиво и спокойно.       Недолго думая, она отправилась в путешествие. Залетев в самую гущу леса, она изрядно устала и решила отдохнуть. С высоты своего полёта она увидела могучие развесистые ветки и приземлилась прямо на них. Они оказались такими широкими и гладкими, что она устроилась поудобней и задремала. Не знаю, сколько прошло времени, но проснулась Озорнушка от того, что ей показалось, будто дерево движется.

- Ты кто? – спросила испуганная птица.

- Я лось Мудрун – ответило огромное животное.

- Какое странное имя, откуда оно?- поинтересовалась Озорнушка.

- Так зовут меня все лесные жители, а зовут так, потому что живу я давно и многое знаю. Видишь, какие у меня большие рога, посчитав, сколько на них отростков, ты узнаешь, сколько мне лет.

- Ну надо же! - удивилась Озорнушка и принялась считать.

Узнав сколько лет Мудруну, сорока решила продолжить свой путь. Она слетела с головы огромного животного и полетела дальше.

Её внимание привлекли огромные следы на снегу.  Наверно это снежный человек прошёл, подумала Озорнушка, надо проследить, куда он шёл, наверно в его доме есть много красивых вещей, напрошусь к нему в гости и  обязательно выпрошу у него что-нибудь золотое в подарок! Сорока опустилась на снег и поскакала по огромным следам. Долго прыгала Озорнушка. Наконец-то следы закончились, а она уткнулась прямо в какой-то сугроб.

- Странное жилище, подумала птица.  Нет ни окон, ни дверей, как же мне попасть во внутрь?

И тут она увидела, как из - за ёлки на неё смотрят два маленьких глаза.

- Ты кто? Почему ты прячешься? Это ты здесь живёшь? Выходи, знакомиться будем!

- Сначала догони меня, крикнул маленький зверёк и стал убегать, прячась в снегу.

Долго гонялась за ним сорока, пока они оба не устали и не решили отдохнуть. Я птица городская, сорока-белобока по имени Озорнушка.

- А ты кто?  

- Я-куница, по имени Веселинка.

- А я следы огромные видела, думала пойду по ним, с Снежным человеком познакомлюсь, но наткнулась на сугроб под ёлкой.

- Так это берлога медведя Топтыгина, он всё лето и осень запасы собирает, жир накапливает, а потом всю зиму до самой весны спит, да лапу сосёт. Лучше его не будить, весной прилетай, познакомишься!

- Ну а ты то, не уснёшь? - испугалась Озорнушка .

- Неее! Я люблю в прятки играть и прыгать с ветки на ветку. Мой хвост служит мне рулём, он главный помощник в прыжках.  Вообще нас тут много живёт, мы все очень весёлые и быстрые, а ещё мы очень похожи. И тут он громко свистнул. На его свист сбежались ещё много таких же зверьков, все они перемешались, и Озорнушка потеряла в толпе своего знакомого.

- Нет, так прыгать я не умею, полечу дальше, поищу себе других друзей, птиц например, может с ними веселее будет!

Летела Озорнушка летела, и наконец увидела огромную птицу. Сорока приземлилась к ней, чтобы познакомиться.

- Привет, я сорока-белобока, по имени Веселинка, а ты Кто?

- А я глухарь Говорун.

- Давай полетаем, ты покажешь мне лес, а я покажу тебе город!

- Неее, я летать не люблю, особенно далеко, я обычно на земле живу, а вот спать на дерево поднимаюсь. И вообще, я зиму люблю в одиночестве проводить, а вот весной уже компанию себе ищу, так что ж лети дальше сорока-белобока, поищи себе других друзей.

- Да, странные эти лесные жители, подумала Озорнушка, наверно и правда пора возвращаться в город, там и птиц больше, и люди добрые, всегда семечек подбросят, хлебушка дадут, с голоду не умрёшь, да и жизнь как то веселее.

- Ну, тогда прощай, сказала сорока, нагостилась я у вас, полечу, встретишь Мудруна, Топтыгина, Говоруна и Веселинку привет передавай, скажи от Озорнушки! А я к вам ещё весной заскочу, подарков с собой прихвачу, вобщем, увидимся!

Так закончилось путешествие сороки Озорнушки, а тебе пришло время, выполнить несколько заданий!

 

Методические рекомендации по работе со  сказкой «Сорока Озорнушка и её новые друзья»

Задания к слайду №8

Цель – развитие внимания.

1. Вспомни, как звали сороку?

2. Кого первого (2,3,4) встретила Озорнушка? Назови их по имени.

Воспитатель обращает внимание на правильное употребление в речи детей  порядковых числительных.

Задание к слайду №9

Цель - развивать умение сравнивать животных по размеру, результаты сравнения обозначать словами: самый маленький – самый большой, меньше -  еще меньше, самый низкий и т.п.

- Расставь животных по порядку: от самого маленького к самому большому

Задание к слайду №10

Цель – развитие памяти, умение оперировать полученными знаниями.

1.Угадай, сколько лет взрослому лосю?

Дети определяют возраст лося по количеству   отростков на рогах.

Задание к слайду №11

Цель - учить детей находить заданные силуэты с помощью зрительного восприятия.

- Под каким номером спряталась тень куницы?

Задания к слайду №12

Цель - формировать счётные навыки; активизировать употребление в речи относительных прилагательных.

-  Посчитай запасы медведя:

1. Назови названия всех варений,  начиная с верхней полки.

2. Сколько банок с малиновым вареньем? (клубничным, черничным…)

3. Какого варенья меньше всего?

4. На какой полке больше (меньше) всего банок?

Задание к слайду №13

Цель -  закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развитие пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево.

Графический диктант

Задание к слайду №14

Цель - развитие мелкой моторики; внимательности.

- Разукрась глухаря  

Задание к слайду №15

Цель - развивать умение сравнивать, устанавливать сходства и различия; развивать внимание.

- Найди 10 отличий

Воспитатель следит за правильным употреблением в речи  сложно-сочиненных предложением  с союзом а.

Задание к слайду №16

Цель – развитие внимания, памяти.

-  Кого не было в этой сказке?

Тематические динамические паузы

Динамическая пауза «Сорока»

Летала сорока, сорока-белобока (бегут на носочках, руки в стороны)

Летала- летала на березу села, (садятся на корточки, руки вдоль туловища)

Хвостом повертела, (крутят кистями за спиной)

По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо и влево)

И дальше полетела. (бегут на носочках)

Авторская динамическая пауза  «Актёры» (пантомима)

Воспитатель: Я буду надевать шапочку одному из вас. Тот, кому я её надену, не сможет увидеть, кто он. Ваша задача, не называя его, показать его повадки так, чтобы он понял, кто он!

—  Лиса — (движения, характеризующие её)

Воспитатель: Объясни, пожалуйста, почему ты решила, что ты именно Лиса?

- Начни со слов: Я лиса, потому что, я красивая,…….

Воспитатель: Замечательно! А теперь давайте подберём к слову Лиса родственные слова (лисичка, лисёнок, лисья, лисий).

— Заяц (движения детей).

Воспитатель: Объясни, пожалуйста, почему ты решила, что ты именно….

Воспитатель: Замечательно! А теперь давайте подберём к слову Заяц родственные слова

—  Медведь (движения детей).

Воспитатель: Объясни, пожалуйста, почему ты решил, что ты именно….

Воспитатель: Замечательно! А теперь давайте подберём к слову Медведь родственные слова

Воспитатель: Молодцы ребята, и те, кто объяснял и те, кто отгадывал! В нашем зале оказалось много талантливых начинающих актёров!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы…

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цели:  1...

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии Для развития у детей дошкольного возраста таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Читайте также

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми»

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми» Цель: приобщение детей к традиционной культуре народа коми, здоровому образу жизни. Задачи: Обобщить и закрепить...

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...

Цифровое детство

Цифровое детство Еще недавно, мы взрослое поколение, постепенно погружались в цифровой мир. Времена изменились, а наши дети уже рождены в этом...