Конспект занятия по психологии на тему «Развитие воображения» для студентов дошкольного отделения

Круг радости: Сегодня я вас всех приглашаю в круг радости. И предлагаю превратиться в фантастических сказочных и мультяшных героев и пожелать что-нибудь друг другу. Я начну, а вы продолжите: «Я золушка и желаю вам, не терять свои вещи, быть дома вовремя и верить в сказку». Ответы студентов.

Спасибо. Вы все большие молодцы.

У нас сегодня необычное занятие. У нас будет блиц – турнир. И я попрошу вас потихоньку поделиться на команды и пройти на свои места.

Внимание на экран, отгадав ребус, вы поймёте тему нашего занятия.

Ребус

Ребус

Правильно, тема нашего занятия «Воображение». Причём, это занятие на закрепление. Так что такое воображение? Дайте определение термину – воображение?

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Своим источником воображение имеет объективную реальность.

Воображение – познавательный высший процесс, психологическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимающихся человеком в действительности.

Сейчас я предлагаю вам выбрать капитанов команд и придумать девиз. На всё 3 мин. Прочитайте, как называется ваша команда.

Представление команд.

Вы уже много чего знаете о воображении, и всё что нам известно мы собрали в чемодан знаний.

Сегодня будем разбирать вопрос – развитие воображение у дошкольников?

- Поможет разобраться нам в этом вопросе волшебная рыбка - фишбоун.

Давайте я напомню правила заполнения фишбоуна.

- Голова рыбы – это вопрос, на который мы должны ответить: «Для чего необходимо развивать воображения?» (ставлю картинку)

- Верхние косточки - основные понятия темы (что мы знаем о воображении).

- Нижние косточки – факты, подтверждающие понятия.

- Хвост – ответ на поставленный вопрос.

Создание фишбоун

Создание фишбоун

Сегодня мы с вами рассматриваем развитие воображение у кого? И первое задание - создание чудесной лесенки со словом ребёнок в командах (1 команда все чётные ступеньки, 2 команда не чётные).

Чудесная лесенка

1 ступенька – кто это? (Это ребёнок).

2 ступенька – где можно увидеть много детей? (в саду, на площадке, в детской больнице, в цирке)

3 ступенька – из каких частей состоит ребёнок? (голова, туловище, руки, ноги и т. Д)

4 ступенька – Сравнение с геометрическими фигурами (круг – голова, туловище - прямоугольник)

5 ступенька – определение цвета (бежевый, черный)

6 ступенька – соотношение по размеру (маленький)

7 ступенька – физическое состояние (жидкое, твёрдое, газообразное)

8 ступенька – на что похож ребёнок? (на куклу, на детёныша)

9 ступенька – Для чего нужен ребёнок? Польза и вред (для продолжения рода. Польза - любовь, забота. Вред – капризы, непонимание)

10 ступенька – Чем был раньше ребёнок? (яйцеклетка, зародыш, плод, ребёнок)

11 ступенька – Что произойдёт, если изчезнут все дети?(Не будет продолжения рода. Чем можно заменить детей? Животными, насекомыми.)

12 ступенька – Представьте себя в роли ребёнка. (Я ребёнок и хочу кушать).

3

Выходят по одному участнику из команды. Ставлю картинку ребёнка рядом с головой рыбы.

Молодцы справились с заданием. (Грибочки раздаю.)

Вопросы для команд

1) Назовите условия развития воображения?

2) Законы развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого человек никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. (Ставлю подпись внизу к косточке рыбы)

Условия развития воображения

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемые, строить из материала накопленных представлений новые образы.

Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно не отделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.

Важна развивающая среда, чтение книг и ролевые игры.

В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.

У детей старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. (Ставлю подпись вверху к косточке рыбы).

Раздаю грибки.

Теперь предлагаю свободно пофантазировать и создать Несуществующее животное, придумать ему название, образ жизни. Работа в командах с книжками – несуществующее животное и + по одной картинки.

Рассказ студентов. Награждение грибочками.

Следующее задание.

1) Назовите учёных, педагогов и психологов, которые рассматривали проблему развития воображения?

2) Функции воображения.

  1. Учёные, педагоги и психологи, которые рассматривали данную проблему - вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Д. Дьюи, М. Вертгеймеру, К. Коффка, К. Бюлер, Палагина, З. Фрейд, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы. (Ставлю подпись вверх на косточку)

Функции воображения

- представление деятельности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

- регулирование эмоциональных отношений;

- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

- формирование внутреннего плана человека;

- планирование и программирование деятельности человека. (Ставлю подпись вниз на косточку).

Раздаю грибочки. Хвалю.

Следующее задание. Формы воображения я предлагаю вспомнить, решив кроссворды. У вас 5 минут.

  1. Кроссворд по предмету "Психология" на тему "Воображение и творческое мышление"

Кроссворд по предмету "Психология"

Кроссворд по предмету "Психология"

По горизонтали

3. Мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета

6. Творческие способности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей

8. Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности

По вертикали

1. Высший познавательный психический процесс (порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности)

2. Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития

4. Русский психолог, описавший патологию психики - псевдогаллюцинация

5. Субъективное преувеличение (приуменьшение) размеров объекта или количества частей и элементов

6. Мышление, при котором система суждений используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки

7. Субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, и прочих), возникающих в сознании спящего человека

9. Понимание субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями

2) Кроссворд по предмету "Психология" на тему "Воображение"

Кроссворд по предмету "Психология"

Кроссворд по предмету "Психология"

По горизонтали

2. Бесплодная, беспочвенная форма воображения

5. Приемом создания образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений

9. Совокупность самых раз­нообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека

По вертикали

1. Построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться

3. Какой русский психиатр описал патологию психики – псевдогаллюцинации

4. непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры.

5. Приемом создания образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений

6. процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

7. Способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности или сочетании, которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний

8. Умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения

После даю ответы командам и они у друг друга проверяют правильность решения.

Вы такие молодцы, справились и с этим заданием. Даю грибочки.

Перечислите формы воображения:

  1. агглютинация – соединение ("склеивание") различных, не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов, результатом может стать весьма причудливый образ, порой далекий от реальности, путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, аккордеон- сочетание фортепьяно и баяна);
  2. гиперболизация или акцентирование – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета (мальчик-с-пальчик, Гулливер), изменение количества его частей, выделяется какая-либо деталь или часть целого и делается доминирующей, несущей основную нагрузку (драконы с семью головами и т.д.);
  3. заострение – подчеркивание каких-либо признаков предметов, при помощи этого приема создаются шаржи и злые карикатуры;
  4. схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира;
  5. - типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе, граничащий с творческим процессом, широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи. (Ставлю надпись вверху косточки). Грибочки раздаю.

Давайте мы с вами вспомним виды воображения. Назовите их.

Воображение пассивное – характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать.

Оно может быть:

  1. преднамеренным – создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяется его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни;
  2. непреднамеренное – наблюдается при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, при его патологических расстройствах, в полудреме, во сне, в состоянии аффекта.

По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение – представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление, о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, то есть способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид воображения – творческое. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые образы (которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности) не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Активное воображение управляется усилиями воли. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо желания человека.

Воссоздающее воображение – представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового.

Фантазия - вид воображения, дающий образы малосоответствующие действительности. Однако образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности не существует. 

Грезы – фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. 

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью. 

Сновидения - пассивные и непроизвольные формы воображения, в которых находят выражения многие жизненно важные потребности человека. 

Галлюцинации – фантастические видения, как правило, результата нарушений психики или болезненных состояний. (Ставлю надпись внизу косточки). Грибочки даю.

Молодцы. А теперь поиграем с вами.

У вас было домашнее задание - Подбор упражнений или игр направленных на развитие воображения с дошкольниками. Давайте вы выберите по одной игре из команды и проведёте её. А остальные покажут позже своё домашнее задание. Даю грибочки.

Ну и давайте ответим на наш самый важный вопрос «Для чего необходимо развивать воображения у дошкольников»?

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Возможность создавать что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Интеллектуальное развитие направлено на формирование у дошкольников определенного уровня знаний, познавательных элементарных умений (например, умения сравнивать и обобщать) и познавательных мотивов (любознательности). Оно призвано формировать у ребенка способность осуществлять различные виды предметного и умственного экспериментирования. Об интеллектуальном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. Основная функция интеллектуального развития детей первых пяти лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой, деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы интеллектуального развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности в это время.

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Его специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.

Воображение взаимосвязано и с процессом восприятия, Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от него. Включаясь в восприятие, воображение обогащает создаваемые образы, делает их более продуктивными.

Особое значение в создании образов имеет мировоззрение, общая направленность личности. Посредством воображения человек получает возможность управлять восприятием, памятью, высказыванием. 

  • Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь;
  • Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами (восприятие, мышление, память);
  • Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой для творческой деятельности ребенка;
  • Воображение порождено деятельностью ребенка и развивается на ее основе;
  • Воображение оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие дошкольника. (Ставлю картинку на хвост.) Даю грибочки. Считаем грибочки.

Награждение команд медалями и сладостями.

Рефлексия

- Сегодня мы с вами выявили необходимость развития у дошкольников воображения.

- Вспомнили виды, формы, функции воображения.

. Если вам было интересно на занятие, и вы довольны своей работой обнимите себя.

- Если не всё получилось, и вы могли бы работать лучше – то погладьте себя.

- Если было скучно и вы не довольны своей работой – то похлопайте себя.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых…

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых людей»: «Мир добрыми глазами» Описание: игровой тренинг для педагогов посвящен Международному Дню...

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием…

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка» Опыт работы показывает...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у…

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Королевы Природы» с применением ТРИЗ-технологии Цель: обобщить знания о живой и неживой...

Читайте также

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад»

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад» Цель: Развивать коммуникативные качества. Доставить детям радость и удовольствие от участия в празднике, продолжать воспитывать...

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...