Речевые игры для детей с ТНР на тему «Овощи»

Цель:

- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-  ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Лексика

(словарь ребёнка должен включать слова): огород, урожай, овощи, капуста, морковь и т.д.; их цвет и основные оттенки, форма (круглый, овальный, треугольный); расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый, готовить, жарить, консервировать, растить, вкусно, полезно, кисло, сладко, горько, пресно.

Грамматический строй речи

1. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме). 
Огурец – огурчик 
(помидор, горох, морковь, картошка, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редиска)

2. «Чего много в огороде?» (образование существительных множественного числа):
Огурец - много огурцов
(горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок)

3. «Чем мы наелись?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа):
Помидоры - мы наелись помидорами
Огурцы - ... Перцы - ...
Баклажаны- ... Бобы- ...
Кабачки - …

4. «Сосчитай» (согласование числительных в роде, числе и падеже):
Одна морковка, две морковки, пять морковок.
(огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок,
луковица, свекла, кабачок, баклажан)

5. «Подбери слово» (подбор однородных прилагательных к существительным, 6-8 слов):
Огурец какой? (Зелёный, овальный, твёрдый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).
(помидор, картофель, кабачок, лук, горох, капуста, редиска)
6. «Составь предложение» (противопоставления):
Помидор круглый, а морковь...
Помидор красный, морковь...
Помидор мягкий, а морковь ...
Помидор кислый, а морковь ...
У помидора внутри семечки, а у моркови ...
Помидор растёт на земле, а морковь ... (в земле)

7. «Исправь ошибку» (усвоение относительных прилагательных; исправленные предложения ребёнок должен проговорить
целиком):
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.

8. «Что приготовим» (образование относительных прилагательных от существительных):
Из картошки - картофельное пюре Из тыквы – каша ...
Из огурцов - салат... Из помидора - салат, сок ...
Из моркови - сок ... Из гороха - суп ...
Из баклажанов – икра ... Из перца - приправа ...
Из лука – суп ... Из чеснока - соус ...

Связная речь

(составление рассказа - описания по схеме, можно использовать настоящий овощ):
Что это?
Какой этот овощ по величине, форме, цвету, вкусу? 
Где он растёт?
Где его можно купить?
Что из него готовят?
9. Пальчиковая гимнастика.

Заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук! 
Раздается в доме стук. 
Мы капусту нарубили,
Перетерли, 
Посолили 
И набили плотно в кадку. 
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.) 
(Отряхивают руки.)
10. Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)
11. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
12. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка
13. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры 
Огурец- огурцы 
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны
14. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”) 
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3 раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)
15. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
16. Отгадывание загадок.
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)
Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь) 
Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)
Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

Здесь весною было пусто,

Летом выросла... (капуста)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную... (картошку)

От дождя земля намокла —

Вылезай, толстушка... (морковка)

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить... (редиска)

Помогает деду внук —

Собирает с грядок... (лук)

Вот зеленый молодец,

Сочный, длинный... (огурец)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко —

Под кустом... (картошка).

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи. (Капуста)

Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Кругла да гладка,

Откусишь — сладка,

Засела крепко

На грядке... (репка).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (горох).

17. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

18. Физкультминутка «Вершки и корешки».

Покажи овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй, - «вершки», и овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле, - «корешки».

Логопед называет овощи, а дети показывают

Вершки дети срывают руками и кладут в корзинку (выполняют движения руками)

Корешки выкапывают из-под земли и слаживают (показывают как выкапывают).

Вершки - помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй

Корешки - морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мыедим то, что растёт в земле (корешки)

19. Д/у «Послушай, запомни и назови»: Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

Посадила баба Фёкла в огороде лук да свеклу.

А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,

И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.

Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,

Огурцы, укроп, петрушку — чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород требует больших хлопот.

Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет.

20. Игра «Собираем урожай».

Назови действия, которые нужно выполнить, чтобы собрать овощи на огороде. (Я дёргаю морковь. Ясрезаю капусту. Я срываю горох. Я копаю картошку)

21. Стихотворения для заучивания

Огород

В огороде много гряд.

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год. (А. Прокофьев)

Приходите в огород

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород —

Очень интересно. (Е. Благинина.)

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!

И суп овощной оказался не плох.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...

Сказочная гимнастика для глаз

Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...

Читайте также

Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих…

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих мотивацию к подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного...