Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ЗПР (для детей с нарушение зрения)

 

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР (для детей с нарушением зрения (слабовидящий ребенок) разработан в соответствии образовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Рекомендациями ЦПМПК (центральной психолого –медико –педагогической комиссии).

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).

Срок реализации: 2018-2019 учебный год.

Цель:

  • выявить особые образовательные потребности ребенка, осуществлять индивидуальную помощь ребенку, способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования.

Задачи:

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных и эстетических и личностных качеств;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление здоровья.

Содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности осуществляется воспитателем в рамках образовательной программы ДОУ в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Основные направления коррекционной работы со слабовидящим ребенком.

Игры на развитие зрительного восприятия.

Д/и «Раз, два, три- назови»

Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Ребенок шагает по кругу под счет раз, два, три.

Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Ребенок называет цвет предмета. Снова шагает по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную

форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

Д/и «Подбери предмет по цвету»

Цели: закреплять умение соотносить цвет, как основной признак предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Ребенок стоит в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета. (В зависимости от возраста.) В середине карты –стрелка.

Карта круглая. Ребенок поворачивает стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке.

Игры на социально – бытовую ориентировку

Дидактические игры: «Разложи одежду по назначению». (Одежда женская, спортивная, мужская, рабочая, домашняя.)

«Забывчивый портной». (Назови деталь, которую забыл пришить портной.) Например: рубашка без воротника, сарафан без брительки, халат без пуговиц).

Д\и «Всякой посуде свое место»

(Чайная – верхняя полка, столовая – средняя, кухонная нижняя.)

Д\и «Найди ошибку».

(Муха-Цокотуха накрыла стол. Найти ошибки.)

Д\и «Едет, летит, плывет».

(Определить к какому виду транспорта относится машина.)

Д\и «Угадай кто что делает в саду?»

Игры на развитие осязания и мелкой моторики.

1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.

Цель: Познакомить с расположением, названием и назначением пальцев

А). «Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».

«Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.

«Пианист». Имитация игры на пианино.

«Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.

«Посчитаем пальчики». Пальцы по одному загибаются к ладони. Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Движения можно сопровождать проговариванием рифмовки, во время проговаривания первых пяти строчек дети сжимают пальцы в кулак и разжимают их:

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

При проговаривании последней строчки дети поочередно загибают пальцы к ладони.

«Пальчики бегут наперегонки». Дети постукивают поочередно каждым пальцем по столу, двигая при этом кисти рук от нижнего края стола к верхнему, как бы имитируя бег наперегонки.

«Пальчики просыпаются». Кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Пальцы по одному поочередно поднимаются вверх, остальные пальцы при этом прижаты к поверхности стола.

Б) Упражнения на самомассаж рук:

«Поглаживание». Правая рука массирует левую от кончиков пальцев к запястью. Затем так же левая рука массирует правую.

«Молоточек». Кисти сжаты в кулаки. Кулаком правой руки постучать по кулаку левой. Поменять руки. Функцию молоточка выполняет то правая рука, то левая.

«Пальчики играют в прятки». Кисти рук лежат на краю стола. При словах учителя: «Пальчики спрятались!» ученик ладонями проводит по ребру стола сверху вниз так, чтобы пальцы спрятались за крышкой стола. «Пальчики показались!» – ученик поднимает ладони, при этом массируется вся ладонная поверхность.

«Карандаш». Катание карандаша между ладонями.

Массаж проходит интереснее, если используется считалочка:

Раз, два, три, четыре, пять

(дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д.)

Вышли пальцы погулять.

(хлопают в ладоши)

Этот пальчик самый сильный,

(массаж правого большого пальца)

Самый толстый и большой.

(Массаж левого большого пальца)

Этот пальчик для того,

(массаж правого указательного пальца)

Чтоб показывать его.

(массаж левого указательного пальца)

Этот пальчик самый длинный

(массаж правого среднего пальца)

И стоит он в середине.

(массаж левого среднего пальца)

Этот пальчик безымянный,

(массаж правого безымянного пальца)

Избалованный он самый.

(массаж левого безымянного пальца)

А мизинчик хоть и мал,

(массаж правого мизинца)

Очень ловок и удал.

(массаж левого мизинца).

«Как зовут пальчики?» Упражнение выполняется под рифмовку.

Дети сжимают руки в кулаки и разжимают их:

Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей.

Первый пальчик – боковой, называется большой,

(дети показывают большие пальцы обеих рук)

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называется он указательный

(дети показывают указательные пальцы)

Пальчик твой третий – как раз посредине,

Поэтому «средний» даю ему имя.

(показывают средние пальцы)

Пальчик четвертый зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

(показывают безымянные пальцы)

Совсем как в семье, братец меньший – любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец.

(показывают мизинцы).

 

Литература:

  1. Монтессори-материал // Под ред. Е. Хилтунена - М.: «Мастер», 1992
  2. Шипицына, Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрения: Методическое пособие // Под ред. Проф. Л.М. Шипицыной. – СПб. – 1995, – 123 с.
  3. Шипицына, Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрения: Методическое пособие // Под ред. Проф. Л.М. Шипицыной. – СПб. – 1995, – 123 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Краски Осени

Краски Осени Осень! Удивительное слово! От него веет грустью, печалью. Это самое красивое время года. Осень мы любим за щедрость полей...

Читайте также

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет Цель: сплочение детского коллектива Задачи: - Привлечь родителей к жизни детей в детском...

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...