Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ЗПР (для детей с нарушение зрения)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР (для детей с нарушением зрения (слабовидящий ребенок) разработан в соответствии образовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Рекомендациями ЦПМПК (центральной психолого –медико –педагогической комиссии).
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).
Срок реализации: 2018-2019 учебный год.
Цель:
- выявить особые образовательные потребности ребенка, осуществлять индивидуальную помощь ребенку, способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных и эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья.
Содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности осуществляется воспитателем в рамках образовательной программы ДОУ в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Основные направления коррекционной работы со слабовидящим ребенком.
Игры на развитие зрительного восприятия.
Д/и «Раз, два, три- назови»
Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.
Ход игры: Ребенок шагает по кругу под счет раз, два, три.
Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Ребенок называет цвет предмета. Снова шагает по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную
форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.
Д/и «Подбери предмет по цвету»
Цели: закреплять умение соотносить цвет, как основной признак предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.
Ход игры: Ребенок стоит в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета. (В зависимости от возраста.) В середине карты –стрелка.
Карта круглая. Ребенок поворачивает стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке.
Игры на социально – бытовую ориентировку
Дидактические игры: «Разложи одежду по назначению». (Одежда женская, спортивная, мужская, рабочая, домашняя.)
«Забывчивый портной». (Назови деталь, которую забыл пришить портной.) Например: рубашка без воротника, сарафан без брительки, халат без пуговиц).
Д\и «Всякой посуде свое место»
(Чайная – верхняя полка, столовая – средняя, кухонная нижняя.)
Д\и «Найди ошибку».
(Муха-Цокотуха накрыла стол. Найти ошибки.)
Д\и «Едет, летит, плывет».
(Определить к какому виду транспорта относится машина.)
Д\и «Угадай кто что делает в саду?»
Игры на развитие осязания и мелкой моторики.
1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.
Цель: Познакомить с расположением, названием и назначением пальцев
А). «Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».
«Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.
«Пианист». Имитация игры на пианино.
«Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.
«Посчитаем пальчики». Пальцы по одному загибаются к ладони. Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Движения можно сопровождать проговариванием рифмовки, во время проговаривания первых пяти строчек дети сжимают пальцы в кулак и разжимают их:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Чтобы их же сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
При проговаривании последней строчки дети поочередно загибают пальцы к ладони.
«Пальчики бегут наперегонки». Дети постукивают поочередно каждым пальцем по столу, двигая при этом кисти рук от нижнего края стола к верхнему, как бы имитируя бег наперегонки.
«Пальчики просыпаются». Кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Пальцы по одному поочередно поднимаются вверх, остальные пальцы при этом прижаты к поверхности стола.
Б) Упражнения на самомассаж рук:
«Поглаживание». Правая рука массирует левую от кончиков пальцев к запястью. Затем так же левая рука массирует правую.
«Молоточек». Кисти сжаты в кулаки. Кулаком правой руки постучать по кулаку левой. Поменять руки. Функцию молоточка выполняет то правая рука, то левая.
«Пальчики играют в прятки». Кисти рук лежат на краю стола. При словах учителя: «Пальчики спрятались!» ученик ладонями проводит по ребру стола сверху вниз так, чтобы пальцы спрятались за крышкой стола. «Пальчики показались!» – ученик поднимает ладони, при этом массируется вся ладонная поверхность.
«Карандаш». Катание карандаша между ладонями.
Массаж проходит интереснее, если используется считалочка:
Раз, два, три, четыре, пять
(дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д.)
Вышли пальцы погулять.
(хлопают в ладоши)
Этот пальчик самый сильный,
(массаж правого большого пальца)
Самый толстый и большой.
(Массаж левого большого пальца)
Этот пальчик для того,
(массаж правого указательного пальца)
Чтоб показывать его.
(массаж левого указательного пальца)
Этот пальчик самый длинный
(массаж правого среднего пальца)
И стоит он в середине.
(массаж левого среднего пальца)
Этот пальчик безымянный,
(массаж правого безымянного пальца)
Избалованный он самый.
(массаж левого безымянного пальца)
А мизинчик хоть и мал,
(массаж правого мизинца)
Очень ловок и удал.
(массаж левого мизинца).
«Как зовут пальчики?» Упражнение выполняется под рифмовку.
Дети сжимают руки в кулаки и разжимают их:
Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей.
Первый пальчик – боковой, называется большой,
(дети показывают большие пальцы обеих рук)
Палец второй – указчик старательный,
Не зря называется он указательный
(дети показывают указательные пальцы)
Пальчик твой третий – как раз посредине,
Поэтому «средний» даю ему имя.
(показывают средние пальцы)
Пальчик четвертый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
(показывают безымянные пальцы)
Совсем как в семье, братец меньший – любимец,
По счету он пятый, зовется мизинец.
(показывают мизинцы).
Литература:
- Монтессори-материал // Под ред. Е. Хилтунена - М.: «Мастер», 1992
- Шипицына, Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрения: Методическое пособие // Под ред. Проф. Л.М. Шипицыной. – СПб. – 1995, – 123 с.
- Шипицына, Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрения: Методическое пособие // Под ред. Проф. Л.М. Шипицыной. – СПб. – 1995, – 123 с.
Читайте также |
---|
Игрушки своими руками для детей младшего возраста
Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...
Сказка о величине «Маленькая луковка»
Сказка о величине «Маленькая луковка»
Краски Осени
Краски Осени Осень! Удивительное слово! От него веет грустью, печалью. Это самое красивое время года. Осень мы любим за щедрость полей...