Конспект ННОД «Мешок овсянки»

(Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» с использованием приемов мнемотехники для детей подготовительной группы на тему: составление пересказа по мнемотаблице произведения А. Митяева «Мешок овсянки»)

 

Цель: Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники.

Социально-коммуникативное развитие.

Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.

Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

Познавательное развитие:

Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; корректировать свою деятельность.

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

Обогащать представления о видах военного транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Речевое развитие:

Продолжать работу по обогащению словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.

Учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Художественно - эстетическое развитие.

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Физическое развитие.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

Оборудование:
Текст рассказа А. Митяева «Мешок овсянки». Набор предметных картинок (богатырь, гусар, солдат ВОВ, моряк, пограничник, танкист, артиллерист, современный солдат, летчик), мнемотаблица.
Предварительная работа:
Экскурсия в « Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ»
Чтение стихотворения: «Армия любимая», «Все на посту», «Военный праздник» И. Гурина 
Рассказов С. Баруздина «За Родину!», «Слава!», Л. Кассиля «Твои защитники»,
С. Алексеева «Дом».
Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлевской стены» и репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Просмотр видеофильмов о воинах разных эпох, о вооруженных сила РФ.
Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки»

 

Ход занятия:
Воспитатель - Ребята, послушайте стихотворение «Наша Армия»

На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад…
В. Степанов.

О ком это стихотворение?

Дети - о военных, о защитниках Родины.

Воспитатель: Нашу Родину военные защищают со всех сторон: с земли, с воздуха, и с воды. Давайте вспомним военные специальности.

Воспитатель: Кто управляет танком? (Показ картинки танка.)

Дети: - Танком управляет танкист.

Воспитатель: - Кто охраняет государственную границу?

Дети: - Границу охраняет пограничник.

Воспитатель: - Кто отвечает за безопасность с воздуха?

Дети: -Лётчик охраняет небо.

Воспитатель: -Молодцы! Вспомнили военные профессии.

1. Игра «Кто защищает Отечество» 

Воспитатель:- Во все времена наша Родина славилась своими лесами, полями, реками, полезными ископаемыми, умными и добрыми людьми. Поэтому и нападали на наши земли враги.

Мы смотрели с вами фильм о защитниках нашей земли в разные времена. Вспомните, пожалуйста, как назывались воины - защитники в разные эпохи. Рассмотрите воинов и расставьте картинки по порядку, с древности и до наших дней

Дети выходят по одному к доске и выбирают картинки (богатырь, гусар, солдат 1 МВ, солдат 2 МВ, современные военнослужащие).

Воспитатель:- Спасибо! Вы хорошо справились с заданием!

2. Дидактическая игра «Телеграф»

Воспитатель - ребята, сейчас мы с вами поиграем в военный телеграф. Я буду называть слово капитану так чтобы никто не услышал, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой штаб. Сначала детям дают односложные, двусложные, трехсложные слова, подбирая их по степени трудности (танк, солдат, офицер, генерал).

3. Подвижная игра «Мы военные». (Развитие координации речи с движением, творческого воображения.)
Воспитатель приглашает детей на физминутку.

Мы лётчики, пилоты Руки в стороны, повороты туловища. 
Мы водим самолёты. 
Танкисты и ракетчики, Сложенные руки вперед в виде дула танка, сложенные руки вверх-ракета.. 
Мы славные разведчики. Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». 
Мы моряки, подводники, Приседания
Мы храбрые бойцы. 

Будем дом свой охранять,
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.

4. Подготовка детей к восприятию нового произведения. Первичное чтение.

Воспитатель: - Сегодня на занятии мы познакомимся с рассказом А. Митяева «Мешок Овсянки». Эта история произошла во время Великой Отечественной войны. (Рассказ А. Митяева дан в сокращении)

Осенью шли долгие холодные дожди.
С подвозом еды стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. 
– Ну и находка! – обрадовались солдаты. – Будет пир горой… Кашу сварим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
Вдруг в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий
– Эй, братва! – крикнул он, простуженным голосом. – Давай мешок сюда! Не клали – не берите.
Он всех удивил своим появлением, и мешок ему сразу отдали, потому что солдаты перед атакой вещевые мешки оставляли в окопах и возможно это был его мешок.
Наступили холода. Выпал снег. Земля смерзлась, стала твердой. Подвоз продуктов наладился. О рыжем солдате и его овсянке все забыли. Готовилось большое наступление, готовился к наступлению и Лукашук с товарищами, во время которого его серьезно ранило. Пуля попала ему в грудь. Он упал и потерял сознание.
Лукашук очнулся от того, что санитар перевязывал рану. Потом он положил солдата в фанерные саночки. Саночки заскользили, заколыхались по снегу. Лукашук хотел вспомнить, где видел этого санитара, рыжего и худого.

— Держись, браток! Не робей — жить будешь!..— слышал он слова санитара.

Когда солдата привезли в госпиталь, он увидел, что его саночки тащили три собаки, которые очень устали и лежали в снегу. На шерсти намерзли сосульки. Морды обросли инеем, глаза у собак были полузакрыты.
К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной каши. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки. Санитар улыбнулся и погладив ближнюю собаку, ответил: овсянку - собаки съели. Зато довезли тебя в срок. Жить будешь! Сказал санитар.

5. Словарная работа.

- В этом тексте были сложные слова. Может кто - то знает, что они означают?
- Траншея - длинная канава глубиной в рост человека, где от противника прятались бойцы.

- Вещмешок – рюкзак бойца для переноски своих вещей.
- Санитар – помощник доктора, который на поле боя оказывает первую помощь раненым.
- Наступление (войск)- атака.

6. Беседа по содержанию рассказа по мнемотаблице. Ответы на вопросы.
- В какое время года происходит действие рассказа? Какая была погода?

- Предположительные ответы детей

- Из чего варил суп повар?

- Что нашел солдат Лукашук?
- Что неожиданно произошло? Почему Лукашук вернул находку?

- Куда пошел Лукашук с бойцами?

- Что случилось с Лукашуком во время наступления?

- Кого увидел солдат, когда очнулся?
- Для кого была нужна овсянка? Зачем?

- Предположительные ответы детей - овсянка нужна была для собак. Во время войны собаки использовались для вывоза раненых с поля боя.
7. Повторное чтение.

Воспитатель – ребята, послушайте пожалуйста еще раз рассказ и постарайтесь запомнить важные события в нем.

Пауза для подготовки детей к ответам для запоминания текста (несколько секунд)

8. Пересказ текста по частям (по 2человека, 2-3 раза).

9. Рефлексия.
Воспитатель - молодцы ребята, вы составили хорошие рассказы. Каким же должен быть защитник Отечества?

Предположительные ответы детей - Сильным, смелым, ловким, выносливым, упорным, отважным, внимательным, бесстрашным, храбрым, мужественным, решительным, героическим, доблестным.

Воспитатель - А кто из героев рассказа вам запомнился больше всего и чем?

Ответы детей

Воспитатель - Ребята, понравилось ли вам наше занятие, что вы узнали интересного?

Предположительные ответы детей

Воспитатель - Ребята, давайте в свободное время вы зарисуете понравившихся героев или сюжет из рассказа и мы свами составим свою книжку по рассказу «Мешок овсянки».

Список литературы:

1. Рассказ Анатолия Митяева «Мешок овсянки».

2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.

3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.

4. Гербова В. В.ФГОС Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

5. Омельченко Л. В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада»

Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада» Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и...

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом»

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом» Пояснительная записка. Все дети дошкольного возраста знают и любят произведения советской литературы Самуила Яковлевича...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

Читайте также

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка» Цель: приобщать родителей к театрализованной деятельности, к театральному искусству. Задачи: • создать условия для организации совместной...

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...