Конспект фронтального занятия по формированию связной речи с дошкольниками с ОНР – III уровня (подготовительная группа)
Тема: «Зима»

Цель: закрепить знания по лексической теме «Зима».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;

2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

3. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций;

4. Совершенствовать умение составлять предложения из деформированного текста;

5. Продолжать учить детей пересказывать текст.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания, координации речи с движением.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация к занятию, мяч, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Предварительная работа:

- наблюдение примет зимы в природе;

- загадывание загадок о зиме; чтение стихотворений;

- беседы о зиме, зимних месяцах;

- наблюдение за изменениями в природе, дидактические игры;

- рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П. Кузнецова.

 

Ход занятия

I. Организационный момент:

Загадка:

Запорошила дорожки,

Разукрасила дорожки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

II. Основная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - зиме. Обратите внимание на зимние картины и подумайте, какая бывает зима.

- Как люди ласково называют зиму? (Зимушка.)

- На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

- Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

- Зима (какая?) - (морозная, вьюжная, метельная, суровая, лютая, снежная, холодная, долгая, студеная, продолжительная, длинная, затяжная, теплая, белоснежная).

- А что бывает только зимой? (Снег.)

- Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный.)

- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

- Снежинка (какая?) - (маленькая, легкая, нежная, пушистая, белая, холодная, ломкая, хрупкая, узорчатая, лучистая, игольчатая, кружевная, резная).

Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они.

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательным и средним пальчиком
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем по ладони
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

Дидактическая игра: «Найди лишнюю картинку» Логопед предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя.

С неба всё скользят пушинки

Серебристые … снежинки.

Словно в белый пуховик

Нарядился … снеговик.

Рядом снежная фигура

Это девочка … Снегурка.

На снегу то посмотри

С красной грудкой …снегири.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает. (Подснежник.)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец – (Сосулька.)

Лишняя сосулька, потому, что слова снежинка, снеговик, Снегурочка, подснежник образованы от слова снег.

Логопед. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Логопед. Какую бабу слепили из снега?

Дети. Снежную.

Логопед. Каким станет парк, если его занесет снегом?

Дети. Заснеженным.

Логопед. Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Дети. Снегопад.

Физкультминутка: «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Дидактическая игра: «Назови ласково» (с мячом)

Снег – снежок,

Мороз - …;,

Холод - …;

Лёд - …;

Снежинка - …;

Солнце - … ..

Дидактическая игра: «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый.

Холодная, зима, наступила, снежная.

Из, дети, горку, снега, сделали.

Дорожки, ребята, от, чистят, снега.

Окно, мороз, узор, на, нарисовал

Саша, на, катание, фигурное, заниматься, каток.

Чтение рассказа «Зима»

Зима

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Зимой солнышко хотя и светит, но мало греет. Оно недолго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, a ночи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно xoдить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.

Беседа по тексту:

1. Какое время года наступило?

2. Что стало с деревьями?

3. Как светит солнышко зимой?

4. Какие зимой дни и ночи?

5. Чем покрыты реки, озера и земля?

Повторное чтение рассказа.

Пересказ рассказа детьми (2-3 ребенка)

III. Заключительная часть.

Итог:

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

Что понравилось?

Оценка детей.

 

Литература:

  1. В. В.Коноваленко, С. В. Коноваленко, Развитие связной речи /фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, Москва, 2001
  2. Е. Л. Малиованова, Развитие речевых способностей (Лексико – граматическая тема «Зима»), Москва, 2005.
  3. Н. Н. Гусарова. Беседы по картинке. Времена года – СПб.: Детство – Пресс, 1998.
  4. Л. Е. Кыласова. Развитие речи. Конспекты занятий в подготовительной группе.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Кейс «Рисование на воде – Эбру»

Кейс «Рисование на воде – Эбру» На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные...

Проект «Чем пахнут ремесла»

Проект «Чем пахнут ремесла»

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе…

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе «День рождения флага России» Цель: Создание условий для формирования у детей...

Читайте также

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...