Сайт для воспитателей детских садов



Конспект фронтального занятия по формированию связной речи с дошкольниками с ОНР – III уровня (подготовительная группа)
Тема: «Зима»

Цель: закрепить знания по лексической теме «Зима».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;

2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

3. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций;

4. Совершенствовать умение составлять предложения из деформированного текста;

5. Продолжать учить детей пересказывать текст.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания, координации речи с движением.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация к занятию, мяч, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Предварительная работа:

- наблюдение примет зимы в природе;

- загадывание загадок о зиме; чтение стихотворений;

- беседы о зиме, зимних месяцах;

- наблюдение за изменениями в природе, дидактические игры;

- рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П. Кузнецова.

 

Ход занятия

I. Организационный момент:

Загадка:

Запорошила дорожки,

Разукрасила дорожки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

II. Основная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - зиме. Обратите внимание на зимние картины и подумайте, какая бывает зима.

- Как люди ласково называют зиму? (Зимушка.)

- На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

- Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

- Зима (какая?) - (морозная, вьюжная, метельная, суровая, лютая, снежная, холодная, долгая, студеная, продолжительная, длинная, затяжная, теплая, белоснежная).

- А что бывает только зимой? (Снег.)

- Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный.)

- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

- Снежинка (какая?) - (маленькая, легкая, нежная, пушистая, белая, холодная, ломкая, хрупкая, узорчатая, лучистая, игольчатая, кружевная, резная).

Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они.

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательным и средним пальчиком
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем по ладони
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

Дидактическая игра: «Найди лишнюю картинку» Логопед предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя.

С неба всё скользят пушинки

Серебристые … снежинки.

Словно в белый пуховик

Нарядился … снеговик.

Рядом снежная фигура

Это девочка … Снегурка.

На снегу то посмотри

С красной грудкой …снегири.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает. (Подснежник.)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец – (Сосулька.)

Лишняя сосулька, потому, что слова снежинка, снеговик, Снегурочка, подснежник образованы от слова снег.

Логопед. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Логопед. Какую бабу слепили из снега?

Дети. Снежную.

Логопед. Каким станет парк, если его занесет снегом?

Дети. Заснеженным.

Логопед. Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Дети. Снегопад.

Физкультминутка: «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Дидактическая игра: «Назови ласково» (с мячом)

Снег – снежок,

Мороз - …;,

Холод - …;

Лёд - …;

Снежинка - …;

Солнце - … ..

Дидактическая игра: «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый.

Холодная, зима, наступила, снежная.

Из, дети, горку, снега, сделали.

Дорожки, ребята, от, чистят, снега.

Окно, мороз, узор, на, нарисовал

Саша, на, катание, фигурное, заниматься, каток.

Чтение рассказа «Зима»

Зима

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Зимой солнышко хотя и светит, но мало греет. Оно недолго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, a ночи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно xoдить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.

Беседа по тексту:

1. Какое время года наступило?

2. Что стало с деревьями?

3. Как светит солнышко зимой?

4. Какие зимой дни и ночи?

5. Чем покрыты реки, озера и земля?

Повторное чтение рассказа.

Пересказ рассказа детьми (2-3 ребенка)

III. Заключительная часть.

Итог:

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

Что понравилось?

Оценка детей.

 

Литература:

  1. В. В.Коноваленко, С. В. Коноваленко, Развитие связной речи /фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, Москва, 2001
  2. Е. Л. Малиованова, Развитие речевых способностей (Лексико – граматическая тема «Зима»), Москва, 2005.
  3. Н. Н. Гусарова. Беседы по картинке. Времена года – СПб.: Детство – Пресс, 1998.
  4. Л. Е. Кыласова. Развитие речи. Конспекты занятий в подготовительной группе.




Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

«Стоп машина! Топает малыш..» авторская игра для детей от 3 лет и старше

«Стоп машина! Топает малыш..»авторская игра для детей от 3 лет и старше Цель: В игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правила безопасности. Закреплять...

Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей стар…

Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста   Аннотация: Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание адекватной самооценки у...

Конспект праздника посвященного 9 мая

Конспект праздника посвященного 9 мая В записи звучит песня «День Победы» муз. Д.Тухманова.   Дети с цветами и цветными дисками в руках проходят...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект итогового собрания в подготов…

Цель:  вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе.Задачи: - подведение итогов работы группы за год; -знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС.   Ход: Организационная часть. Ведущий:    Добрый день...

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство