Познавательно-игровая программа для детей дошкольного возраста совместно с родителями «Мы за чаем не скучаем»

Сценарий для средней группы

 

Цель: знакомство с историей чая, правилами чаепития.

Задачи:

  • познакомить детей с историей чая, с правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития; с историей самовара;
  • развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор, развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание;
  • воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения.

Оборудование: костюмы русские народные, чайный сервиз, сорта чая.

Под музыку дети входят в зал и становятся в шеренгу.

Воспитатель: Не стесняйтесь, проходите, Вы к нам добрые друзья,

И улыбки захватите – ведь без них никак нельзя!

Инструктор:  Сегодняшнюю встречу мы посвящаем прекрасному, полезному напитку, пришедшему к нам из далёких времен это величеству ЧАЮ!

Чай, чаёк. Чаище…

Воспитатель:  От души признаться надо, что давно вас в гости ждём,

Вы своим приходом радость, принесли в наш светлый дом.

Ребенок 1:  Здесь без всякого сомненья, чай душистый всех нас ждёт,

Несколько сортов варенья, пироги, ватрушки, торт.

Ребенок 2:  Мир вам, гости долгожданные, что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную мы приготовили для вас.

Ребенок 3:  Хлебосольством и радушием знаменит наш русский край,

Для гостей и песни русские, и медовый каравай.

Ребенок 4:  В знак признанья и отличия нам приятно в этот час,

По старинному обычаю хлебом-солью встретить вас!

Воспитатель: В старинных лечебниках сказано: «Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, побуждает мысль и прогоняет лень». Чай необходим и ничем не заменим как хлеб.

Ребенок 5:  Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет.

Силы новые даёт и друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир славит чудо – эликсир.

Воспитатель:  Родиной чайного дерева принято считать Китай. Давайте гостям расскажем о чае.

Русские поговорки про чай

  • Чай пить – приятно жить.
  • Выпей чайку – позабудешь тоску.
  • Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
  • Пей чай – беды не знай.
  • Чай не пьёшь, какая сила, чай попил – совсем ослаб.
  • Угощай гостей чайком – будешь лучшим им дружком
  • Устал – пей чай.
  • Жарко – пей чай.
  • Хочешь согреться – пей чай.

Инструктор: Сегодня вы все будете участвовать в разных конкурсах, и за это будете получать не баллы, а то, с чем приятно испокон веков пить чай на Руси. Как вы думаете, что это?

Ответ:    Сушки (баранки).

Инструктор: Конечно же, это баранки (сушки). И сейчас подошло время первого конкурса.

1 конкурс «Баранки к чаю»

Воспитатель:  Чай – китайское слово. В давние времена он ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как и производство шелка, фарфора и бумаги.

В древности китайцы считали чай противоядием от 72 ядов и применяли только для лечения больных.

Инструктор: И теперь проведем следующий конкурс «Кто больше знает названий чая»

2 конкурс «Знатоки чая»

По очереди из каждой команды звучат ответы. Побеждает команда, которая последней назовет название чая.

Воспитатель:   В народе считается, что чай от 49 болезней помогает! Вот он, какой полезный! Чай заварить - не простое искусство. Послушайте, как правильно заваривать чай.

Заваривать чай следует свеже-вскипяченной водой, однако, кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Чайник для заварки, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают водой на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3-5 минут, затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена –  значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует - такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя.

Инструктор:  И сейчас, мы для вас, уважаемые родители приготовили сложное задание. Заранее мы заварили разные сорта чая. Что это за чай, вам надо угадать.

3 конкурс «Любители чая»

На столе в нескольких чайниках заварены различные чаи.  Участники по очереди пробуют чай и определяют, какой чай.

Инструктор: Ну, что ж, теперь мы знаем, как правильно заваривать чай.

Воспитатель: Чай пили на Руси издавна, и как мы с вами уже знаем, появился он в Китае. Существует легенда, что китайский император, отдыхая в лесу, приказал вскипятить воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в воду попали несколько листочков с куста, растущего рядом. Вода потемнела, от неё стал исходить тонкий приятный аромат. Император выпил получившийся напиток и почувствовал себя бодрее. Это было первое в мире чаепитие. Так появился обычай пить чай. Собирают чай только женщины. Считается, что аромат женских рук не портит запах чая.

А знаете ли вы, как чай попал в Россию?

В1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то, какого дерева или травы, варят в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют. Называя чаем».

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, барса, изумительный чёрный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» — так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но хан настоял на своём. Утверждая, что царю, напиток из листьев, который он посылает, придётся по душе.

Воспитатель:  Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему стало легче. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.

Для бедных людей чай был лишь в особых случаях, т. к. чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться», а многие простые люди даже не знали, как заваривать чай. Так около 370 лет назад в России состоялось первое чаепитие.

Инструктор:  Вот мы и познакомились с историей появления чая. От каждой команды приглашаю по 2 участника. Чтобы не случилось  курьезных историй, нужно уметь правильно заваривать чай. Сейчас проверим, что вы запомнили и внимательно ли слушали.

4 конкурс – игра «Верно - Неверно»

Если вы согласны с моим утверждением – поднимаете флажок.

Отвечайте на мои вопросы верно или неверно:

  1. При длительном хранении чай теряет свой аромат. (Верно.)
  2. Чай собирали только мужчины, т.к. это очень тяжелый труд. (Неверно.)
  3. Впервые первое чаепитие в России состоялось 370 лет назад. (Верно.)
  4. Чай бывает только чёрного цвета. (Неверно.)
  5. Чай нужно хранить в пластиковой посуде. (Неверно.)
  6. Чай нужно заваривать водой, ее температура должно быть не более 60 градусов. (Неверно.)
  7. Заварочный чайник нужно ополоснуть кипятком. (Верно.)
  8. Чайник необходимо залить кипятком и прикрыть полотенцем, чтобы не улетучились ароматические вещества. (Верно.)
  9. Чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней. (Неверно.)
  10. Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попадала в пищевод и желудок. (Верно.)

Воспитатель:  Очень полюбили этот напиток на Руси. И недаром, ведь в чае присутствуют чуть ли не все витамины, благодаря чаю, человек чувствует себя бодрее. Вначале чай использовали как лекарство, беднякам этот напиток был недоступен, т.к. стоил очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления как его заваривать. Только намного позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили вечером чаёвничать.

Воспитатель:  Чай в России любят пить и взрослые, и дети, только пить нужно свежезаваренный чай маленькими глоточками. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее». Чай помогает справляться с усталостью и плохим настроением. В народе говорят: «Чай не пьёшь – откуда силы возьмешь?» Чай с лимоном или малиной помогают при простуде или гриппе. И сейчас пришло время узнать, умеют ли разбираться в лекарственных свойствах чая родители.

Приглашаются 3 человека от каждой команды.

5 конкурс «Фитотерапевты»

Воспитатель:   В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство самоваров, особенно в Туле. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, хохломская расписная посуда.

Инструктор:  Ребята, а в нашем самоваре что-то воды для чая маловато. Надо принести воды. Какая команда быстрее справится с этим заданием?

6 конкурс для детей «Заполни самовар»

Инструктор:   Самовары наполнены водой.  Закипят скоро самовары. А из чего же пить чай будем?

Ответ:

7 конкурс «Сервировка стола»

Инструктор:  Столы накрыты. Чего же не хватает к чаю?

Ответ:

8 конкурс «Весёлые поварята»

Воспитатель:  Чаепитие в России — это всегда хорошее настроение. А что хочется человеку в хорошем расположении духа? Петь! Танцевать. Давайте попоем чайные частушки.

Частушки.

1. Мы частушек много знаем, мы их сами сочиняем

И частушки в этот раз мы исполним в тот же час!

2. На столе у нас пирог, пышки и ватрушки.

Так споем же под чаёк «Чайные» частушки!

3. Самовар блестит, кипя, и чаёк в нём пенится,

Погляди-ка на себя – ну и отраженьице!

4. Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

5. Люди в сборе честь по чести самовар стоит на месте

Кружки яркие при нем чаепитие начнем.

6.Приходите чаевать, поскорее гости,

И душистого опять чаю в чайник бросьте.

7. С медом, пряником, блинами будем чай мы распивать.

Мы от чая, мы от чая будем песни распевать.

Воспитатель:   Сегодня мы по доброму обычаю всей нашей большой семьей собрались за чайным столом в нашей чайной. А праздник наш подошёл к концу. И нам хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим, весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением.

Ребенок.  Хоть закончен разговор

Приглашаем всех за стол

Чашка чаю ждёт гостей

Приглашаем всех друзей.

 

Литература и источники:

  1. http://china.kulichki.net/cooking/0103.shtml
  2. https://his.1september.ru/2003/22/1.htm
  3. http://bazliter.ru/tea/430-chto-takoe-chay-istoriya-proishozhdeniya-i-tehnologiya-sbora.html
  4. Семенов М.В. Приглашение к чаю.- М.: <Элма-Пресс,2002. -240 с.
  5. Лявренова Г.В. Лечение чаем. СПб: Изд. Дом Нева, 1999. -144 с.
  6. Бойко И.А. Чем полезен зеленый байховый чай и как научиться его пить // Планета кофе & чая. № 1. - 2002. -С. 


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для…

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для Грамотейки» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное. Возрастная группа: подготовительная. Форма:...

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес»

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес» Игра. Задачи: 1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр...

Читайте также

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Планирование образовательной работы (на неделю с 09.01 по 12.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 09.01 по 12.01.2024г.) Тема: «Зима. Зимние забавы»

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...