Педагогический дебют «Воспитатель года 2018» 2-й тур
Занятие по тематической программе воспитателя подготовительной группы «Путешествие в музей народных промыслов России»
Конкурс проводился в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77, в подготовительной группе №7.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Программное содержание:
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о народных промыслах: Гжель, Дымковская игрушка, Жостово, Филимоновская и Богородская игрушка.
2. Формировать представления об особенностях русского народного творчества, понимать образный смысл загадок.
3. Расширить знания о процессе изготовления русской матрешки.
4. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, народными игрушками.
Развивающие:
1. Развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, память, кругозор, интерес к народным промыслам.
2. Развивать умение строить полный ответ.
3. Продолжать развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, позитивный тон к восприятию
4. Продолжать развивать связную речь детей, раскрывать творческий потенциал, продолжать активизировать словарный запас.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
2. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь, уважение к русским традициям.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать мнение других.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Физическое развитие»,
- «Художественно эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
Игровые
- сюрпризность
- создание игровой ситуации
- воображаемая ситуация в развернутом виде.
Словесные
- разговор, беседа
- вопросы, загадки
- напоминание, пояснение
- педагогическая оценка (Молодец!)
Практические
- выполнение физкультминутки, динамических пауз
- самостоятельная работа детей
Наглядные
- демонстрация пособий
Материал и оборудование: проектор, экран, компьютер, иллюстративные материалы, оформление столов с изделиями народных игрушек (матрешки), аудиозапись русских народных мелодий.
Съемка телекамер, фото:
- канал «ТОНУС»»,
- канал «ТВР 24 Радонежье».
Конспект НОД
Ход НОД:
1. Организационный момент.
(Дети входят в группу становятся в круг – приветствие, играет не громкая музыка.)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг:
Я –твой друг, и ты –мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
– Сегодня я хочу вас, ребята, пригласить в музей. Хотите поехать со мной на автобусе? (ответы детей).
Воспитатель:
– А прежде чем отправиться в путешествие, ребята, а вы знаете:
– Что такое музей? Кто мне сможет, объяснить? (ответы детей).
Воспитатель:
– Музе́й – это место где много красивых вещей предметов старины.
– Скажите, что можно увидеть в музее? (ответы детей).
– Игрушки, картины, книги, одежду, посуду, подносы с росписью и многое другое.
Воспитатель:
– Кто знает, как называется профессия человека, работающего в музее? (Ответы детей.) - Экскурсовод.
Воспитатель: Правильно, ребята, Молодцы!
Я – экскурсовод, вы отгадали мою профессию! Ура!
– Ребята, а скажите, что необходимо приобрести, чтобы войти в музей? (Ответы детей.)
Дети: Билет.
Воспитатель:
– Пожалуйста, прошу вас взять свой билетик и занять своё место в автобусе. (Ребята садятся на стульчики.)
– Сядьте поудобнее, пристегните ремни безопасности, посмотрите на рядом сидящего соседа, чтобы не потеряться. Итак, едем!
Воспитатель:
– Ребята, а дорога у нас дальняя в музей, а давайте мы с вами поговорим о народных умельцах, о сокровищах народного творчества.
«Красота спасет мир», все вы не раз слышали эту фразу. И это, действительно так. А то, что умеют делать народные умельцы, - это просто волшебство, это красота.
– А что же такое «народные промыслы»? Как вы понимаете значение этого сочетания? (Ответы детей.)
Воспитатель:
– Ребята, Вы большие Молодцы!
Воспитатель:
– «Русские народные промыслы» - это форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.
Народные промыслы – это именно то, что делает нашу культуру богатой, неповторимой, яркой и красочной.
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами.
Воспитатель:
– А сейчас я хочу поиграть с Вами в игру.
– Игра: «Угадай народный промысел и покажи его мне»
В ваших руках конвертики. Я Вам буду загадывать загадки. А в конвертиках отгадки, я предлагаю вам их открыть. Доставайте свои картинки. Загадки:
Эта роспись сделана по металлическому подносу - Не цветы, а просто диво! Нарисованы красиво! Маки, лютики, ромашки Оживут из русской сказки. Л.Осипова. (Жостовский поднос.) |
Снежно – белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно с Севера пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (Гжель.) |
Полоски красные, зеленые, На ножках веточки сосновые. Козлик полосатенький, Очень привлекательный. (Филимоновская игрушка.) |
Вы видали, вы видали, Чтобы мишки танцевали? Не видали ничего? Покажу я вам его - Он немножко неуклюжий И застенчивый к тому же. Он не может устоять, Очень хочет танцевать. (Богородская игрушка.) |
Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и бараны смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну назови-ка меня!? (Филимоновская.) |
Воспитатель:
– Какие вы Молодцы ребята! Справились.
– Ой, ребята, пока мы с вами беседовали про народные промыслы и играли, мы даже и не заметили, как подъехали к музею.
Воспитатель:
– И кто нас встретит в музеи, о каком экспонате пойдет речь? Вы узнаете, отгадав загадку:
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Куклы деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах в гости к нам они идут.
Угадайте, как зовут?» (Матрешка.)
Воспитатель:
– Прошу вас, ребята, встать с мест и взять свои билетики, оставить конвертики на своих местах, аккуратно не толкаясь выйти из автобуса. Наши ножки затекли, рученьки устали, предлагаю сделать разминку. Вы согласны? Становитесь в круг и повторяйте за мной движения. (Включаю музыку.)
Физ. минутка:
Хлопают в ладоши дружные матрешки (хлопают в ладошки)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставляю ногу на пятку вперед
Топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонись (наклоны телом)
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево-право)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах Ваших пёстрых (руки к плечам, повороты туловища направо-налево)
Вы похожи словно сестры. (руку вытянуть направо-далее…налево)
Ладушки, ладушки, весёлые матрёшки (хлопают в ладоши).
Воспитатель: – Ах, какие Молодцы! Ну, что ребята, покажите билетики – все взяли!? Я Вас приглашаю, давайте войдем в музей Русской Матрешки.
– Ребята, мы находимся в музее, Вы знаете правила поведения в музее? (Ответы детей.)
– В музее нельзя трогать экспонаты, ими можно любоваться!
– Но сегодня, я сделаю для Вас исключение, возьмите в руки заготовку матрешки, потрогайте её, какая она гладкая приятная на ощупь
(Ответы детей.)
– Посмотрите какие матрешки, яркие и нарядные! Их любят взрослые и дети!
– Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми, чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд.
– А вы хотите поиграть? Звучит детская песня “Русская матрешка”
Игра «Собери картинку»
Цель: привлечь мальчиков и девочек собрать пазлы в команде. Дети делятся на три команды и собирают разрезную картинку. Чья команда быстрее соберет и правильно назовет изделие та и побеждает. 3 команды и кто быстрее соберет картинку. (Детей 28 чел-к, Матрешка – 9 частей; Ванечка – 9 частей; Картина – 12 частей.)
Воспитатель:
– Ребята, Вы, все какие Молодцы, помогли мне собрали картинки!
Воспитатель:
– Ребята, нам так здесь интересно и мы забыли про время. Нам нужно скорее отправлять в путь, нас ждёт автобус, скорее занимайте свои места. Мы отправимся назад в наш любимый детский сад.
Воспитатель:
– Ну вот мы снова в детском саду.
– И я хочу вам показать и рассказать о процессе изготовления русской матрешки.
Презентация.
– Как Вы думаете, ребята, откуда появилась матрешка на Руси? (Ответы детей.)
– Оказывается, матрешке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрешек.
– А имя ей дали совершенно случайно, как одна семейная пара проходила возле рядов базарного ряда, мужик заметил куклу и сказал: Слушай, жена, на нашу Матрёну похожа. Вот с того времени этих кукол стали звать «Матрёшками»!
Воспитатель: Но прежде чем получить такую заготовку матрешки, она проходит огромный и длительный процесс (- сначала подбирают подходящий вид древесины обычно это «липа», русские умельцы заготавливают древесину для изготовления сувениров в начале весны. Далее в мастерских на станках вытачивают туловище и голову самой большой фигурки. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению.
– Ребята, потом заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску.
– А после этого, уже мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку. Когда она высохнет. В заключительном этапе – сувенир покрывают слоем лака. Далее, мастер покрывает матрешку лаком в 3-4 слоя, следя за тем, чтобы каждый слой хорошо высыхал. Лак защищает изделие от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру.
Заключительная.
Оценка деятельности детей.
Подведение итогов НОД.
Воспитатель:
– Ребята расскажите где мы с Вами сегодня побывали? (В музее.)
– А вам понравилось наше путешествие в музей? (Ответы детей.)
– Вы действительно сегодня были дружные и веселые.
Воспитатель: – (Выходим в игровую зону становимся в круг.) А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем до свидания.
– А на прощание я хочу Вам и Вашей группе подарить подарки.
И пригласить Вас, ребята, Вашу группу с воспитателями или с родителями, посетить наш музей «Русской матрешки», «Декоративно-прикладного искусства» и многое…многое уж есть у нас что посмотреть и удивить свой взор необычайной красотой народных промыслов. Я отдам буклетики и подарки – Вашему воспитателю.
Спасибо, ребята. Приходите к нам мы будем ждать!
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С.
- «Истоки русской народной культуры в детском саду» Гаврилова И.Г.
- «Народное искусство в воспитании дошкольников» Комарова Т.С. Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О.Л., Маханева М.Д.
- «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Бойчук И.А.
Читайте также |
---|
Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»
Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»
Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста «В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет...
Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…
Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...