Педагогический дебют «Воспитатель года 2018» 2-й тур
Занятие по тематической программе воспитателя подготовительной группы «Путешествие в музей народных промыслов России»

 

Конкурс проводился в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77, в подготовительной группе №7.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Программное содержание:

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания детей о народных промыслах: Гжель, Дымковская игрушка, Жостово, Филимоновская и Богородская игрушка.

2. Формировать представления об особенностях русского народного творчества, понимать образный смысл загадок.

3. Расширить знания о процессе изготовления русской матрешки.

4. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, народными игрушками.
Развивающие:

1. Развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, память, кругозор, интерес к народным промыслам.

2. Развивать умение строить полный ответ.

3. Продолжать развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, позитивный тон к восприятию

4. Продолжать развивать связную речь детей, раскрывать творческий потенциал, продолжать активизировать словарный запас.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

2. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь, уважение к русским традициям.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать мнение других.

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»,

- «Речевое развитие»,

- «Физическое развитие»,

- «Художественно эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

Игровые

- сюрпризность

- создание игровой ситуации

- воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные

- разговор, беседа

- вопросы, загадки

- напоминание, пояснение

- педагогическая оценка (Молодец!)

Практические

- выполнение физкультминутки, динамических пауз

- самостоятельная работа детей

Наглядные

- демонстрация пособий

Материал и оборудование: проектор, экран, компьютер, иллюстративные материалы, оформление столов с изделиями народных игрушек (матрешки), аудиозапись русских народных мелодий.

Съемка телекамер, фото:

- канал «ТОНУС»»,

- канал «ТВР 24 Радонежье».

Педагогический дебют

 

Конспект НОД

Ход НОД:

1. Организационный момент.

(Дети входят в группу становятся в круг – приветствие, играет не громкая музыка.)

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг:

Я –твой друг, и ты –мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: 

– Сегодня я хочу вас, ребята, пригласить в музей. Хотите поехать со мной на автобусе? (ответы детей).

Воспитатель: 

– А прежде чем отправиться в путешествие, ребята, а вы знаете:

– Что такое музей? Кто мне сможет, объяснить? (ответы детей).

Воспитатель: 

Музе́й – это место где много красивых вещей предметов старины.

– Скажите, что можно увидеть в музее? (ответы детей).

– Игрушки, картины, книги, одежду, посуду, подносы с росписью и многое другое.

Воспитатель:

– Кто знает, как называется профессия человека, работающего в музее? (Ответы детей.) - Экскурсовод.

Воспитатель: Правильно, ребята, Молодцы!

Я – экскурсовод, вы отгадали мою профессию! Ура!

– Ребята, а скажите, что необходимо приобрести, чтобы войти в музей? (Ответы детей.)

Дети: Билет.

Воспитатель:

– Пожалуйста, прошу вас взять свой билетик и занять своё место в автобусе. (Ребята садятся на стульчики.)

– Сядьте поудобнее, пристегните ремни безопасности, посмотрите на рядом сидящего соседа, чтобы не потеряться. Итак, едем!

Воспитатель:

– Ребята, а дорога у нас дальняя в музей, а давайте мы с вами поговорим о народных умельцах, о сокровищах народного творчества.

«Красота спасет мир», все вы не раз слышали эту фразу. И это, действительно так. А то, что умеют делать народные умельцы, - это просто волшебство, это красота.

– А что же такое «народные промыслы»? Как вы понимаете значение этого сочетания? (Ответы детей.)

Воспитатель:

– Ребята, Вы большие Молодцы!

Воспитатель:

«Русские народные промыслы» - это форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.

Народные промыслы – это именно то, что делает нашу культуру богатой, неповторимой, яркой и красочной.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

Воспитатель:

– А сейчас я хочу поиграть с Вами в игру.

– Игра: «Угадай народный промысел и покажи его мне»

В ваших руках конвертики. Я Вам буду загадывать загадки. А в конвертиках отгадки, я предлагаю вам их открыть. Доставайте свои картинки. Загадки:

Эта роспись сделана по металлическому подносу
- Не цветы, а просто диво!
Нарисованы красиво!
Маки, лютики, ромашки
Оживут из русской сказки.
Л.Осипова.
(Жостовский поднос.)
Снежно – белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель.)
Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький,
Очень привлекательный.
(Филимоновская игрушка.)
Вы видали, вы видали,
Чтобы мишки танцевали?
Не видали ничего?
Покажу я вам его -
Он немножко неуклюжий
И застенчивый к тому же.
Он не может устоять,
Очень хочет танцевать.
(Богородская игрушка.)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и бараны смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну назови-ка меня!?
(Филимоновская.)

Воспитатель:

– Какие вы Молодцы ребята! Справились.

– Ой, ребята, пока мы с вами беседовали про народные промыслы и играли, мы даже и не заметили, как подъехали к музею.

Воспитатель:

– И кто нас встретит в музеи, о каком экспонате пойдет речь? Вы узнаете, отгадав загадку:

Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Куклы деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах в гости к нам они идут.

Угадайте, как зовут?» (Матрешка.)

Воспитатель:

– Прошу вас, ребята, встать с мест и взять свои билетики, оставить конвертики на своих местах, аккуратно не толкаясь выйти из автобуса. Наши ножки затекли, рученьки устали, предлагаю сделать разминку. Вы согласны? Становитесь в круг и повторяйте за мной движения. (Включаю музыку.)

Физ. минутка:

Хлопают в ладоши дружные матрешки (хлопают в ладошки)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставляю ногу на пятку вперед

Топают матрешки (топают ногами).

Влево, вправо наклонись (наклоны телом)

Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево-право)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах Ваших пёстрых (руки к плечам, повороты туловища направо-налево)

Вы похожи словно сестры. (руку вытянуть направо-далее…налево)

Ладушки, ладушки, весёлые матрёшки (хлопают в ладоши).

Воспитатель: – Ах, какие Молодцы! Ну, что ребята, покажите билетики – все взяли!? Я Вас приглашаю, давайте войдем в музей Русской Матрешки.

– Ребята, мы находимся в музее, Вы знаете правила поведения в музее? (Ответы детей.)

– В музее нельзя трогать экспонаты, ими можно любоваться!
– Но сегодня, я сделаю для Вас исключение, возьмите в руки заготовку матрешки, потрогайте её, какая она гладкая приятная на ощупь
(Ответы детей.)

– Посмотрите какие матрешки, яркие и нарядные! Их любят взрослые и дети!

– Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми, чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд.

 

Творческая работа в традиционных народных техниках

 

– А вы хотите поиграть? Звучит детская песня “Русская матрешка”

Игра «Собери картинку»

Цель: привлечь мальчиков и девочек собрать пазлы в команде. Дети делятся на три команды и собирают разрезную картинку. Чья команда быстрее соберет и правильно назовет изделие та и побеждает. 3 команды и кто быстрее соберет картинку. (Детей 28 чел-к, Матрешка – 9 частей; Ванечка – 9 частей; Картина – 12 частей.)

Воспитатель:

– Ребята, Вы, все какие Молодцы, помогли мне собрали картинки!

Воспитатель:
– Ребята, нам так здесь интересно и мы забыли про время. Нам нужно скорее отправлять в путь, нас ждёт автобус, скорее занимайте свои места. Мы отправимся назад в наш любимый детский сад.

Воспитатель: 

– Ну вот мы снова в детском саду.

– И я хочу вам показать и рассказать о процессе изготовления русской матрешки.

Презентация.

 

Презентация

 

– Как Вы думаете, ребята, откуда появилась матрешка на Руси? (Ответы детей.)

– Оказывается, матрешке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрешек.

– А имя ей дали совершенно случайно, как одна семейная пара проходила возле рядов базарного ряда, мужик заметил куклу и сказал: Слушай, жена, на нашу Матрёну похожа. Вот с того времени этих кукол стали звать «Матрёшками»!

Воспитатель: Но прежде чем получить такую заготовку матрешки, она проходит огромный и длительный процесс (- сначала подбирают подходящий вид древесины обычно это «липа», русские умельцы заготавливают древесину для изготовления сувениров в начале весны. Далее в мастерских на станках вытачивают туловище и голову самой большой фигурки. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению.

– Ребята, потом заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску.

– А после этого, уже мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку. Когда она высохнет. В заключительном этапе – сувенир покрывают слоем лака. Далее, мастер покрывает матрешку лаком в 3-4 слоя, следя за тем, чтобы каждый слой хорошо высыхал. Лак защищает изделие от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру.

Заключительная.

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов НОД.

Воспитатель:

– Ребята расскажите где мы с Вами сегодня побывали? (В музее.)

– А вам понравилось наше путешествие в музей? (Ответы детей.)

– Вы действительно сегодня были дружные и веселые.

Воспитатель: – (Выходим в игровую зону становимся в круг.) А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем до свидания.

– А на прощание я хочу Вам и Вашей группе подарить подарки.

И пригласить Вас, ребята, Вашу группу с воспитателями или с родителями, посетить наш музей «Русской матрешки», «Декоративно-прикладного искусства» и многое…многое уж есть у нас что посмотреть и удивить свой взор необычайной красотой народных промыслов. Я отдам буклетики и подарки – Вашему воспитателю.

Спасибо, ребята. Приходите к нам мы будем ждать!

 

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С.
  2. «Истоки русской народной культуры в детском саду» Гаврилова И.Г.
  3. «Народное искусство в воспитании дошкольников» Комарова Т.С. Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О.Л., Маханева М.Д.
  1. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Бойчук И.А.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»

Конспект занятия «Приключения с пластилиновыми человечками»

Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста «В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет...

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...

Читайте также

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Брейн – ринг»

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Брейн – ринг» Задачи. Образовательные: 1. Выявить уровень знаний и умений детей в области «Познавательное развитие» по...

Давайте посмотрим на мир, глазами детей

Давайте посмотрим на мир, глазами детей Когда ребенок появляется на свет, он еще не знает, что его ждет, как много ему предстоит...

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного…

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах