Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы «Наблюдения за синицей»
Цель: расширять представления детей синице, ее внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
I. Программное содержание.
А) Образовательные задачи: формировать умение узнавать и различать синицу по особенностям внешнего вида, повадках; дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.
Б) Речевые задачи: активизировать в речи слова прилагательные при описании птицы и обобщающие слова «оседлые птицы», «кочующие птицы», умение составлять описательный рассказ по схеме.
В) Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание заботиться и помогать им зимой.
Г) Развивающие задачи: развивать наблюдательность, память и воображение у детей; умение делать выводы и умозаключения; умение раскрашивать птиц в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении.
II. Подготовка к занятию.
- Подготовка воспитателя: Подбор сказок, стихов, загадок, иллюстраций, книг про птиц; развивающих игр с атрибутами, картинками, фотографиями синиц.
- Предварительная работа с детьми: Рассматривание серии картин «Птицы нашего края»; Д/И: «Гости нашей кормушки», «Третий лишний!», «Угадай, кто кричит»; чтение загадок о птицах, рассказ «Кто прилетает к нам на кормушку»; В.Бианки «Зима» (отравок «Синичкин календарь»).
- Оборудование и материалы: ноутбук, звуковые колонки, мр3 плеер; видеоролик «Синицы в природе»; веер; маска синицы; материалы на каждого ребенка: 2 листа бумаги.
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Д/И: «Подбери картинку» |
Продуктивная | Рисование «Синица» |
Двигательная | Гимнастика для глаз «Часики» Подвижная игра: «Синицы и кот» |
Речевая | Беседа «Синица в природе» МПИ: «Я синица....птица» Составление описательного рассказа по схеме |
Познавательно-исследовательская | Эксперимент «Как крылья помогают птицам летать» |
Логика образовательной деятельности
Части НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Вводная часть | Аудиозапись: «Пение синицы». - Мы с вами каждый день видим, что к нам на кормушку прилетают разные птицы. Сегодня мы будем знакомиться одной очень красивой птицей, а с какой, отгадайте. «Этой птице никак не сидится, все хвастает синим своим сюртуком и шапочкой синей гордится…» (синица). |
Обращают внимание. Отгадывают загадку. | Создана мотивация к последующей образовательной деятельности. |
Основная часть | Видеоролик «Синица в природе» (2-3 минуты) | Дети наблюдают – 2-3 минуты | Развивать наблюдательность, внимание |
Гимнастика для глаз «Часики» | Выполняют упражнение для глаз | Снятия напряжения с газ после просмотра видеоэкрана | |
Беседа «Синица в природе» - Как кричит синица? - Какая это птица? - Чем синичка отличается от других птичек? - Какая грудка? - Какого цвета голова у птички? (черная и белая щечка) - Как она передвигается? - Где живут синицы? - Где зимует? - Как меняется жизнь синицы с приходом зимы? |
Отвечают на вопросы | Сформированы элементарные представления о внешнем виде, повадках, среде обитания синицы. | |
Рассказ воспитателя: Синица тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населенных пунктах, в пригородах, в садах и парках. В городах синицы охотно селятся в домиках сделанных человеком. Как они называются? (скворечники) Синица, как правило, оседлая птица. Что это значит?... Значит, что она живёт на одном месте. Не улетает далеко. В отличие от кочующих птиц. «Кочующие птицы – это птицы которые улетают в теплые места с приходом холодов» |
Слушают, получают новые зания о жизни синицы, отвечают на вопросы. | Пополнение словарного запаса детей обобщенными словами «оседлая птица», «кочующая птица» | |
Эксперимент «Как крылья помогают летать птицам» 1. Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам летать? А хотите узнать, как крылья помогают птицам летать? 2. Перед вами два листа, они ровные, гладкие. Один лист комкайте и превратите в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Давайте проверим. 3. Какой шарик падает очень быстро, как камень? Почему? (тяжелый). 4. А как падает гладкий лист? (медленно) Почему? (легкий, широкий) 5. При падении опирается на воздух, гладкий лист может лететь. 6. Вот так даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает. |
Отвечают на вопросы. Выполняют задания воспитателя, смотрят результат, делают вывод. |
Формируется умение делать выводы на основе наблюдений. | |
МПИ: «Я синица....... птица» |
Дети встают в круг, по кругу передается маска «Синица» под мелодию «Пение птиц», после остановки музыки, у кого маска, надевает на голову и говорит «Я синица...... птица». |
Расширять словарный запас прилагательными. |
|
-Как человек может помочь синице зимой? -Как вы помогаете зимой птицам? |
Дети выносят свои предположения. |
Формируется умение поиска решения, воспитывать бережное отношение к синицам. |
|
Выдвигает проблемную ситуацию «Чем питается синица?» Д/И: «Подбери картинку» |
Дети подбирают картинки с изображением корма (насекомые, ягоды, зерна) для синицы. | Формируется знание о питание синицы. | |
В ноябре люди отмечают «Синичкин день» - укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает». В России считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.» |
Слушают, получают новые знания – «Синичкин день» | Сформировать новые знания, воспитать бережное отношение к пернатым. | |
Подвижная игра «Синицы и кот» | Выполняют движения соответствующие тексту. | Закрепляется навык совместного выполнения движений. Формируется положительный эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность | |
Рассказ по схеме «Расскажи-ка!» |
Дети по схеме «Раскажи-ка» рассказывают про синицу. |
Формируется умение составлять описательный рассказ про синицу по схеме. Закрепление пройденного материала. |
|
Заключи-тельная часть | Подарок маме: Рисование «Синица» |
Раскрашивают шаблон «синица», передавая характерные признаки внешнего вида | Закрепление умения раскрашивать птиц в пределах контура, нанося штрихи в одном направлении. |
Читайте также |
---|
Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…
Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...
Конспект занятия по лепке для детей подготовительной группы «Осьминог»
Конспект занятия по лепке для детей подготовительной группы «Осьминог» Задачи: познакомить детей с морскими обитателями, рассказать об их особенностях, среде обитания...
Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»
Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет