Тренинговое занятие: «Игротерапия общения»

(Тренинговое занятие для педагогов на развитие навыков общения)

 

Цель: устранение препятствий в межличностных отношениях, достижение адекватности и социализации детей.

Задачи:

  • Знакомство с функциями игротерапевтических этапов;
  • Применение некоторых игр коррекционного этапа на практике.

Содержание:

    1. Вступление.
    2. Рассаживание.
    3. Вопросник.
    4. Тест В.Ф.Ряховского (Уровень общительности Н.Т.Оганесян «Методы активного социально-психологического обучения» стр.22).
    5. Игра «Почетный караул» (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова – Робертс «Коммуникативный тренинг» стр.98).
    6. Упражнение «Пожар» (Т.Л.Бука, М.Л.Митрофанова «Психологический тренинг в группе» стр.66).
    7. Упражнение «Шушаника Минична» (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова – Робертс «Коммуникативный тренинг» стр.113).
    8. Упражнение «Блеф-турнир» (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова – Робертс «Коммуникативный тренинг» стр.122).
    9. Релаксация.
    10. Обсуждение.

Материалы и оборудование.

1. Карточки с названиями месяцев года.

2. Листы с вопросником для каждой тройки.

3. Бумага для записей 24 листа.

4. Карточки с ролями для игры «Пожар».

5. Стенд с баллами для теста.

6. Занавеска для игры «Почетный караул».

7. Длинная веревка.

8. 2 средних мяча.

9. Шары по числу участников.

10. Карточки имя + отчество для игры «Шушаника Минична».

11. Мячи в зависимости от количества человек (4-6).

12. Стенд с именами педагогов для игры «пожар».

13. Предмет, помещающийся в кулаке.

1. Вступление:

Педагоги заходят в зал и свободно садятся.

Пс.: - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Вспомним правила группы (педагоги вспоминают).

- Сегодняшняя тема «Игротерапия общения». Какое определение можно дать «игротерапии общения»? (педагоги отвечают).

- Правильно. Игротерапия общения – это игротерапия, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми.

- Сегодняшняя встреча-продолжение предыдущих тренинговых занятий «Оптимизация общения и улучшение взаимодействия в детских и педагогическом коллективах», «Методы разрешения педагогических конфликтов», «Межличностные отношения дошкольников».

- Конфликты в общении часто возникают из-за того, что мы неправильно доносим информацию, не можем друг друга понять и вследствие, не можем общаться. Для возникновения новых форм общения необходимо применение сюжетно-ролевой игры. Она способствует формированию личности ребенка.

Впервые игротерапия была использована З.Фрейдом. Она выполняет 3 функции:

  1. Диагностическую.
  2. Терапевтическую.
  3. Обучающую.

- В игротерапию можно включать арт терапию (искусство0, составление рассказов, психогимнастику и т.д.

- Различают 2 формы И.Т.:

  1. Индивидуальную,
  2. групповую.

Групповую терапию лучше применять для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также при нарушениях общения.

Сегодня мы ознакомимся с коррекционным (формирующим) этапом И.Т.:

2. Рассаживание:

Пс.: - А теперь, уважаемые педагоги, садитесь за столы в следующем порядке: садятся за стол те, кто родился в:

  1. августе (С.Л.А.,С.И.А.,Г.О.А.)
  2. апреле (Е.Е.В.,Л.Л.В.,М.С.К.)
  3. мае, июне (К.О.А.,Д.Т.Л.,К.С.В.,П.В.С.)
  4. июле (М.Л.В.,К.Е.В.,С.Е.В.)
  5. феврале ( М.М.В,.Б.Л.Н.,В.Н.В.)
  6. сентябре до 13 числа (А.О.Н.,С.Г.Н.,К.Т.Ф.)
  7. марте после 20 числа (Ф.Т.Э.,Щ.В.П,Ю.Г.В.)
  8. марте после 10 числа + сентябре после 14 числа (С.С.В.,П.В.В.,П.О.В.)

3. Вопросник (на столах лежат листы с вопросником на стол).

Пс.: - Хорошо! А теперь ответьте на вопросы, касающиеся И.Т. Перед вами на столах лист с вопросами и несколькими вариантами ответов. Каждая тройка должна на свое усмотрение выбрать правильный ответ. Некоторые вопросы предполагают несколько вариантов ответа. Времени дается 2-3 минуты. Задание понятно? Выполняем. Можно обводить правильные ответы кружочком, галочкой или писать на отдельном листе.

(педагоги выполняют задание).

- А теперь кто-нибудь из вашей тройки зачитайте ваш вариант ответа на вопросы по порядку:1 стол-первый вопрос и т.д. Начали!

- Молодцы!

4. Тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности учителя».

- Пс.: -А теперь приготовьте листы бумаги, чтобы ответить на вопросы теста. Отвечайте в первые 3-5 секунд быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда». Зачитать.

- На стенде обозначены баллы за ответы. Воспользуйтесь представленной информацией и подсчитайте количество баллов.

(Педагоги выполняют задание.)

- Послушайте расшифровку результатов. При желании можете себе их записать.

(Зачитать результаты.)

- Отлично!

5. Игра «Почетный караул» (сплочение группы, настрой на интенсивный темп работы в течение дня, создание непринужденной рабочей атмосферы)

На полу в центре зала лежит занавеска с надутыми шарами, лежащими на ней.

Пс.: - Уважаемые педагоги, встаньте вокруг занавески на ковре так, чтобы правая рука была обращена к занавеске.

- Когда я дам команду, вы поднимите занавеску с шарами с пола, держа ее за край правой рукой, а левая свободна. Ваша задача, выполняя различные задания не уронить ни один шар на пол. Понятно?

- Поднимаем занавеску! Не опуская правую руку с занавеской вы будете левой рукой передавать друг другу мячи по часовой стрелке (мячи раздать разным людям). Задание понятно? Передаем мячи!

- Теперь не опуская правой рукой занавески вы держите левой рукой веревку (дать веревку в левую руку). Я пускаю по кругу 2 мяча. В момент передачи мяча соседу по часовой стрелке каждый опускает вой край веревки, следите, чтобы веревка, мячи и занавеска с шарами не падали на пол. Задание понятно? Начали!

(Педагоги выполняют.)

- Замечательно! Садитесь на свои места.

6. Упражнение «Пожар» (этап согласия и сотрудничества).

Цель: формирование навыков общения с разными группами людей.

(Раздать карточки с ролью каждому педагогу.)

Пс.: - Вы получили карточку с ролью, никому ее не показывайте и не рассказывайте про нее. Вы сейчас все выйдите за дверь на 5 минут. Ваша задача увиденное вами за пределами зала описать с точки зрения того человека, чья роль у вас на карточке, используя соответствующие специальные термины. Мы попытаемся вместе угадать роль каждого из вас, задание понятно? Выходите из зала!

Дополнительные роли:

18. воспитатель,

19. дворник,

20. пожилая бабушка,

21. хулиган,

22. завхоз,

23. швея,

24. сторож.

(Педагоги входят за дверь на 5 минут и заходят обратно в зал.)

- Начинаем рассказывать, кто начнет? Пожалуйста, …

(Педагоги рассказывают.)

- Расставляем роли на стенде. Кто догадался?

Прекрасно!

7. Игра «Шушаника минична» (использование вербальных и невербальных средств общения в работе педагога).

Раздать каждому карточки с именем и отчеством.

ПС.: - каждому из вас дана карточка с именем и отчеством, никому не показывать и не говорить, что в ней написано. Послушайте инструкцию: каждый из вас спрашивает у соседа по часовой стрелке: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Сосед отвечает свое имя отчество с карточки. Вы его запоминаете и отвечаете: «Очень приятно, имя-отчество, с вами познакомиться, имя-отчество. Какое у вас красивое имя, имя отчество». После этого, кто называл имя, спрашивает также у своего соседа по часовой стрелке. Задание понятно? Начали!

(если кто-то не может произнести, просит другого соседа помочь- для активизации внимания, памяти…)

- Чудесно!

8. Упражнение «Блеф - турнир» (отработка техники постановки открытых и закрытых вопросов).

Пс. – Для следующей игры выбираем 2 участников-добровольцев (или все делятся на 2 команды). Участник 1 задает закрытый вопрос участнику 2 (это такой вопрос, чтобы вероятность ответа «да» равнялась 50%, а не чтобы ответ был предсказуем: «Ты когда-нибудь ел блины?»). Участник 2 независимо от того, как он ответит по-настоящему, отвечает «да» и у себя за спиной незаметно прячет в кулаке предмет. Если он действительно хотел дать + ответ, прячет в правой руке. Если- -, то в левой. Задача участника 1 отгадать, правдив ли был ответ участника 2, задает ему открытый вопрос, а после ответа сообщает свое мнение: «Я думаю, вы лжете… - говорите правду». Участник 2 открывает ладонь, и участник 1 убеждается лгал ли участник 2 или нет. Задание понятно? Приступаем!

(Педагоги выполняют задание.)

- Здорово!

9. Релаксация.

Пс.: - переходим к релаксации. Включается музыка.

Читается текст: «Волшебный сон»,» Прогулка в Лес», «Порхание бабочки».

10. Обсуждение.

Пс.: - Переходим к обсуждению.

  1. Впечатления о «Почетном карауле».
  2. Какие факторы и способы мешали или помогали в «П.К»?
  3. Что можно было сделать лучше в «П.К»?
  4. Каких результатов достигла наша группа в «П.К»?
  5. Какие жизненные ситуации напомнила игра «П.К»?
  6. Как себя чувствовали в своей роли в «Пожар»?
  7. Были какие-то открытия?
  8. Что было сложно, что легко?
  9. Насколько разным оказалось ваше восприятие в «Пожаре»?
  10. Каковы возможности каждого из типов вопросов в игре «Блеф турнир»?
  11. В каком случае лучше использовать открытые или закрытые вопросы?
  12. На какие легче отвечать не искренне: на открытые или закрытые вопросы?


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего…

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста Тема: «Разноцветные шары» Образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие. Цель:...

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве…

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве семян и выращивание рассады» в старшей группе Цель: уточнить представление о том...

Читайте также

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...

Проект в средней группе «Семья и семейные ценности»

Проект в средней группе «Семья и семейные ценности» Цель проекта: сформировать у детей понятие «Семья», показать её ценность и значимость, способствовать закреплению...

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли»

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли» Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Учить выразительно исполнять...