Предмет «Народная культура». Тема: «Русская изба»
Программное содержание:
- Продолжать формировать у детей представление о жизни русского народа.
- Раскрыть через фольклор и бытовую жизнь народа психологию трудовой жизни народа и выражение чувств.
- Формировать у детей культуру чувств, своего личного отношения к миропониманию, фольклору, пониманию своих корней.
Словарная работа: понева, душегрея.
Вид занятия: комплексный.
Литературный ряд: стихи.
Музыкальный ряд: русско-народная песня, колыбельная, танец «Веретенце»: в исполнение детей.
Оборудование: «русская изба», со всеми бытовыми предметами / стол, прялка, ткацкий станок, печь, люлька.
Ход:
Хозяюшка:
Здравствуйте дети, я хозяюшка этого дома. Сегодня я хочу вам предложить отправиться в путешествие. Угадайте куда? В далекое прошлое к нашим предкам. Вы согласны? Но прежде всего, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Хозяюшка: Какой месяц зима?
Дети: Февраль – последний месяц зимы.
Хозяюшка: Какой праздник отмечали целую неделю наши предки на период с конца февраля до начала марта.
Дети: Масленица. Народ праздновал с понедельника до воскресенья.
Хозяюшка: Что это за праздник, чем он славился?
Дети: Этот праздник проводы зимы и встреча света, наступления весны и подготовке посевным работам.
Хозяюшка: Как люди отмечают этот праздник?
Дети: В эти дни царит веселье, люди гуляют, катаются с ледяных горок, запрягают разукрашенные тройки, пекут блины, веселятся, поют песни, частушки, водят хороводы.
Хозяюшка: Зачем на масленицу пекут блины?
Дети: Потому что блины – это символ солнца.
На земле, такой же, круглый и горячий как солнце.
Хозяюшка: Масленица был настолько любимый праздник в народе, что о ней говорили: развеселая, ясочка, наша перепелочка, перепелиные твои косточки, сахарные уста.
Хозяюшка: Вот дети мы с вами встречали три дня масленица, а сегодня 4 день. Как он называется?
Дети: Четверг – широкий, и «разгуляй четверток».
Хозяюшка: Правильно. Этот день наиболее веселый, дети катаются с гор всю неделю, а в четверг к ним присоединяются взрослые. Потому что катание с гор придавали особый смысл: человек вступал в союз с землей, пробуждая ее застылую энергию и силу. Сегодня мы с вами тоже пойдем, на улицу веселиться. Но прежде, чем пойти на улицу, я приглашаю вас побывать в старинной русской избе, пожить хотя бы немного той жизнью, которой жили наши предки.
Ах, в тереме расписанном, я живу
К себе в избу я гостей приглашу!
Проходите «гости» дорогие милости просим.
Но прежде чем пройти в русскую избу, давайте вспомним, кому кланялись в первую очередь, когда входили в русскую избу?
Дети: Богу, хозяйке и печке /кланяются/
/звучит народная музыка/
Хозяюшка:
Русь деревянная
Края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные, русские песни поют
/хозяйка и дети садятся в круг/
Давайте сейчас побеседуем о том, почему Русь называли деревянной.
Почему? Как вы думаете?
Дети: Потому что всё в русской избе было сделано из дерева.
Хозяюшка: А что именно?
Дети: Сама изба была сделана из дерева: пол, потолок, стены, крыша.
Хозяюшка: А какая посуда была сделана из дерева?
Дети: Вилки, ложки, стаканы, чашки.
Хозяюшка: А мебель, какая в русской избе была сделана из дерева?
Дети: Стол, лавка, люлька, сундук и др.
Хозяюшка: А почему именно дерево так ценилось?
Дети: Потому что дерево приносило пользу, деревянный дом теплее, чем каменный, так как дерево дольше сохраняет тепло, дерево полезно для здоровья, оно красивое, тёплое, лёгкое. Это удобный строительный материал.
Хозяюшка: Из каких пород деревьев раньше строились дома?
Дети: Хвойных пород деревьев.
Хозяюшка: А кто знает, как выбирали место для строительства дома?
Дети: Там, где ляжет молодая корова или остановится лошадь с первым брусом для строительства, там и считалось положительное место для строительства дома.
Хозяюшка: Ребята, вы знаете, что раньше в крестьянской избе было темно даже днём. Почему? Потому что оконца были маленькими. А вечером избу освещала лучина или свеча. А сейчас закройте глаза представьте себе мир, в котором жили наши предки /дети закрывают глаза. Зажигают свечи, дети открывают глаза./
Хозяюшка: Вот мы с вами оказались в настоящей русской избе. Посмотрите, сколько здесь разных предметов быта, сделаны из дерева. Сейчас я загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать, о чем она.
« 4 братца под одним шатром стоят» (стол)
Почему стол был важным предметом быта?
Дети: Потому что за столом собиралась вся семья, обсуждались бытовые и семейные вопросы.
Хозяюшка: Раньше перед праздником стол накрывали красивой белой расшитой скатертью, ставили красивую деревянную посуду, так как фарфоровой посуды не было, а золотая посуда была только в богатых семьях и царской семье. Посмотрите, из какого материала сделана посуда на моём столе?
Хозяюшка: Назовите, какие предметы, вы видите на моём столе?
Дети: Деревянные стаканы, чашки, хлебницы, солонка.
Хозяюшка: А кто знает, роспись, каких мастеров на моей посуде?
Дети: Хохломская роспись.
Хозяюшка: А кто ещё знает, что-нибудь интересное о русском застолье из рассказов ваших бабушек. О чаепитии, о кушаньях, которые раньше можно было увидеть на столе?
Дети: Раньше чая не было заваривали травы: душицу, иван-чай и др. На столе можно было увидеть жареного зайца, пирожки с курицей, пряники, блины. Ещё раньше не было сахара, и чай пили с мёдом он очень полезный для здоровья.
Хозяюшка: Вот, сколько интересного и нового мы узнали об одном из предметов быта – столе. А сейчас подойдите ко мне, и мы составим нашим гостям загадку ещё об одном предмете быта, который находится в русской избе. А гости постараются отгадать её.
«Большой, прямоугольный, расписной, в нём хранят вещи?» (сундук)
Хозяюшка: Как вы думаете, зачем был нужен сундук в русской избе?
Дети: Чтобы вещи хранить.
Хозяюшка: А какие вещи раньше хранили в сундуке?
Дети: Самотканые рубахи, льняные полотенца, украшения, душегрея (тёплый короткий сарафан).
Хозяюшка: Скажите, с какого возраста девочки готовили себе приданое?
Дети: 8-9 лет – платочки вышивали, ткали льняные полотенца, расшивали кокошники, вышивали узоры на сарафане, рубахе.
Хозяюшка: А когда девочки выходили замуж, сундук оставался с приданым у матери или она дарила его?
Дети: Дочь выходила замуж, и мама дарила ей сундук с приданым, а потом у дочери были дети и им тоже дарили приданое, так все передавали из поколения в поколение.
Хозяюшка: А ещё на крышке сундука было нарисовано «мифическое существо - грифон». Оно являлось хранителем сокровищ - и действительно праздничный наряд есть истинное сокровище русского народа.
/раздаётся плач ребенка/
Хозяюшка поёт колыбельную
Баю – баю – баюшок
В огороде петушок
Петя громко не кричи
Нашу Катю не буди.
/пение детьми колыбельных/
Хозяюшка: А сейчас давайте вспомним, кому мы кланялись, когда вошли в русскую избу.
Дети: Богу.
Хозяюшка: Как называется то место где стоит икона?
Дети: Передний угол.
Хозяюшка: Давайте рассмотрим с вами икону. Какой материал здесь использовали?
Дети: Дерево.
Хозяюшка: Правильно мастера рисовали на дереве и оформляли икону в деревянный оклад, над иконой вешали красивый, вышитый рушник. А что висело над иконой?
Дети: Лампадка.
Хозяюшка: А что с ней делали?
Дети: Зажигали.
Хозяюшка: Для чего её зажигали?
Дети: Потому что огонь - это очищающая сила от зла.
Хозяюшка: Давайте и мы с вами зажжём лампадку. Ребята, а в моей русской избе есть ещё один важный предмет, которому все кланялись, когда входили в русскую избу.
Дети: Печь.
Хозяюшка: Правильно. Печь - это душа дома. Почему печь была важным предметом в русской избе?
Дети: Потому что в ней готовили пищу.
Хозяюшка: А какую готовили пищу?
Дети: Хлеб пекли, пирожки, суп варили, чай.
Хозяюшка: А в чём готовили пищу?
Дети: В чугунке, глиняных горшках.
Хозяюшка: А какую ещё роль играла печь?
Дети: Роль бани. Лечила от болезней. Пришёл с улицы, замёрз, выпил чай горячий с мёдом и вся хворь выйдет.
Хозяюшка: А ещё что делали на печи?
Дети: Пол был холодный, и дети собирались зимними вечерами на печи, рассказывали разные истории.
Ребята, посмотрите вокруг, сколько, много предметов сделано руками народных умельцев. Но посмотрите, вот и в нашу русскую избу заглянул народный умелец, давайте подойдём к нему, и спросим, чем он занимается.
Здравствуйте! Скажите, что вы делаете?
Народный умелец:/ делает ложку и рассказывает о своей работе/
Дети: а что вам надо для того что бы сделать деревянные вещи?
Народный умелец: Инструменты, дерево, руки.
Хозяюшка: А какие инструменты вы используете для создания предметов быта?
Народный умелец: Стамеска, ножовка, пила, топор, рубанок и д.р.
Дети: А какие породы деревьев вы используете для создания той или иной вещи?
Народный умелец: Например, из берёзы, хорошо делать ложки, а осина долго не гниёт в воде можно украшать избу и т.д. (предлагает детям отличить дерево по запаху, по цвету). Вы сегодня хотите вместе со мной сделать лопатки для того чтобы помочь хозяюшке чистить снег.
Дети: Да!!!
Хозяюшка: Вот и нашлось мужское дело для наших мальчиков. Ну, а девочки тоже умеют кое-что делать. Давайте, сегодня, сошьём куклу-скатку для наших гостей, а гости оценят нашу работу.
/идёт доработка изготовления куклы - скатки/
/Во время шитья поют песню «Веретёнце». После того как справились с заданием, кукол дарят гостям/
Хозяюшка: Гости – эти куклы не простые, эти куклы обереговые. Она является хранительницей дома и детей.
Народный умелец: Хозяюшка, а вот и наша работа готова!
Хозяюшка: Вот и хорошо! Теперь будет чем чистить снег.
Хозяюшка: Ребята, раньше на Руси любили людей трудолюбивых, но осуждали ленивых. Вот и я хочу поведать одну историю, которая произошла в нашей деревне в одной семье.
/драматизация сказки «Рукодельница»/
/В конце «Рукодельница» вместе «Женихом» угощают гостей пирогом/
Ленивица с печи: Я, тоже пирога хочу.
Хозяюшка: Так слазь с печи.
Ленивица: Лучше с голоду помирать буду, но с печи не слезу.
Хозяюшка: Ребята, давайте ленивице о труде пословицы расскажем, может она и передумает лежать на печи.
/Дети рассказывают пословицы/
Ленивица: Да, труд кормит – лень портит.
Хозяюшка: Ребята, давайте мы сейчас из прошлого, вернёмся в настоящее и задуем все свечи. А сейчас наша рукодельница останется накрывать на столы.
А мы ребята пойдём веселиться, встречать масленицу, кататься с горки.
Читайте также |
---|
Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма»
Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма» Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Развитие...
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна»…
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна» Возраст обучающихся – 4-5 лет. Срок реализации программы - 1 год. Численность обучающихся в группе...
Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет Срок реализации – 2 года