Музыкально-познавательная деятельность с детьми средней группы «Ложка музыкальная»

 

Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности на музыкальных занятиях. Очень важным считаю первое знакомство с музыкальным инструментом. Если ознакомление с ним пройдет в интересной форме (дети прослушают фонограмму звучания, рассмотрят детали, узнают, как извлекается звук, увидят разнообразные приемы игры и т.д.), то успех в дельнейшем обеспечен. Дети быстро освоят приемы игры, запомнят название не только самого инструмента, но и его деталей, будут с удовольствием применять в самостоятельном музицировании, угадывать его по звучанию. В средней группе дети только начинают осваивать правильные приемы игры двумя деревянными ложками (до этого малыши использовали для игры ручку ложки, ударяли «пяточкой» по ладошке, по полу).

Задачи образовательные

  • расширять представления детей о знакомом инструменте;
  • познакомить с приемами игры на ложках;
  • повторить знания детей о музыкальном колокольчике.

Задачи развивающие:

  • развивать чувство ритма;
  • развивать координацию движений с речью;
  • развивать навык понимания смысловой стороны слова (части деревянной ложки: «чашечка», «пяточка»);
  • научить основному приему игры на ложках;
  • повторить приемы игры на колокольчиках.

Задачи воспитательные:

  • прививать интерес к русской народной музыке;
  • воспитывать умение коллективного исполнительства.

Планируемые результаты:

  • создать радостное настроение от общения с музыкой;
  • проявление интереса к самостоятельному музицированию;
  • обогатить опыт восприятия звучания данного инструмента на слух;
  • освоить правила коллективного творчества.

Возрастная группа: средняя

Форма организации деятельности (групповая): музыкальный руководитель, дети, воспитатель.

Форма проведения: слушание, исполнение, рассматривание, творческие задания.

Методические приемы:

  • игровая ситуация;
  • обыгрывание предметов «Волшебный сундучок»;
  • словесные приемы;
  • пояснение;
  • наглядные (рассматривание);
  • вопросы и выполнение заданий.

Формирование словаря: ложки деревянные, музыкальные.

Демонстрационный материал:

  • сундучок;
  • колокольчики;
  • ложки деревянные;
  • игрушка лошадка.

Раздаточный материал:

  • ложки деревянные;
  • колокольчики.

 

I. Описание коммуникативно-смыслового контекста образовательной ситуации с выходом на познавательно-исследовательскую деятельность.

Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель, традиционно приветствует.

- Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята», которое способствует включению в музыкальную деятельность, созданию атмосферы радостного совместного творчества.

Музыкальный руководитель (поет): «Здравствуйте, ребята!»

Дети (поют): «Здравствуйте!»

Под музыку, музыкальным шагом дети обходят зал (развитие музыкальной отзывчивости, ритмической пульсации в движении, снятие мышечного напряжения). По ходу продвижения дети замечают на ковре предмет (сундучок). (По ходу продвижения уже кто-то из детей начинает высказываться, поэтому становится очевидно, что предмет заметили.) С окончанием музыки дети останавливаются, М. р. встает рядом с детьми по кругу.

II. Постановка проблемы.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, вы что-нибудь необычное заметили в зале? (сундучок).

- А для чего он появился, как вы думаете? («мы с ним будем играть», «кто-то прислал», «там что-то лежит»).

- Сундучок один, а вас много, разрешите мне посмотреть, что же там лежит.

III. Описание познавательно-исследовательской деятельности.

Музыкальный руководитель достает из сундучка колокольчики.

Музыкальный руководитель:

- В нем лежат музыкальные инструменты, вот один из них («колокольчик»).

- Вспомните, что нужно сделать для того, чтобы колокольчик зазвенел («потрясти его»).

- А что произойдет если я его зажму в кулаке и потрясу, будет ли тогда звенеть колокольчик? (кто-то скажет, что зазвучит, кто-то задумается).

- Давайте посмотрим. (Музыкальный руководитель зажимает колокольчик в кулак, пытается воспроизвести звук, дети замечают, что звука нет, ничего не слышно.)

- А что же мне нужно сделать, чтобы он зазвенел? («Взять колокольчик за перекладинку сверху».) Получилось.

- Подскажите, а как появляется такой красивый звук? Что живет внутри колокольчика? Передаю колокольчик в руки одному из детей (внутри живет язычок, он ударяется о стенки колокольчика и раздается звон).

Дети пытаются завладеть этим колокольчиком, поэтому музыкальный руководитель предлагает каждому взять колокольчик, потому что сундучок приготовил для каждого из них свой колокольчик. Напоминает, что без музыки колокольчики не звенят, они отдыхают на ладошке.  

Музыкально-двигательное упражнение «Колокольчик» (восприятие двухчастной музыки, развитие мелкой моторики).  

Музыкальный руководитель:

- Как вы думаете, а какой еще музыкальный инструмент лежит в волшебном сундучке? (Дети дают ответы, вспоминая все, что знают.)

- Сейчас проверим. Садитесь на ковер, закройте глазки и послушайте, какой инструмент сейчас будет звучать.

Играет на ложках.

- Кто знает название инструмента, который звучал («палочки», «стукалки», «кто-то стучал»).

- Ребята, я играла на деревянных ложках. Вот они (передает ложки по кругу, дети их вертят, рассматривают по ходу рассказа музыкального руководителя).

- Это ложки не простые, они музыкальные. Какие они на ощупь? (Гладкие, теплые). Из чего изготовлены. (Из дерева.) Если не знают ответа, подсказать. В ложках есть ручка, найди ее, ____ (обращение к ребенку, у которого оказывается в руках ложка). За ручку ложки, зажав ее в кулаке, ложку держат в руке. Принесите мне ложки, а я для всех покажу, как правильно ложку держат в кулаке. (Музыкальный руководитель показывает). У ложки есть чашечка – вогнутая сторона (показывая, провожу пальцем по внутренней стороне ложке), есть пяточка – выпуклая сторона (провожу пальцем). Сейчас я раздам каждому из вас ложку, и вы найдете пяточку и чашечку (Пальчиком проводят по сторонам ложки). Повторяем с детьми несколько раз, перекладываем ложку из одной руки в другую.

- Как вы думаете, одной ложки достаточно для того, чтобы появился звук, который мы слышали, когда закрывали глазки? (Нет.) Если (Да), то ударяю ложкой по полу (звук не тот), ударяю ручкой ложки по полу (звук не тот). Не получилось.

Раздаю вторую ложку. Дети пытаются извлечь звуки.

- Ребята, а вы знаете, что ложки дружат с теми детьми, которые о них заботятся. Давайте и мы позаботимся о них, положим ложки перед собой и посмотрим, как правильно на них играют. Чтобы ложки зазвучали, нужно их повернуть пяточками друг к другу, а потом легко ударить пяточкой о пяточку – вот так. Музыкальный руководитель повторяет еще раз. Предлагает попробовать детям.

- А теперь превратимся в музыкантов. Вставайте в кружок. Зазвучит музыка – ложки заиграют, а без музыки ложки спрячутся за спинку.

Музыкальная игра «Ложки» (повтор приемов игры на ложках, развитие чувства ритма, гармонического слуха).

Второй раз детям предлагается объединить игру на ложках и движение «пружинка».

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось играть на ложках? Вы запомнили, как они звучат? Тогда давайте послушаем музыкальное произведение, где звучат музыкальные ложки.

Дети садятся на стулья.

Слушание музыки в аудиозаписи «Ах, ты береза» р. н. м. в исполнении народного оркестра (учить различать звуки ложки в оркестровом звучании, воспитывать культуру слушания, прививать интерес к народной музыке).

Музыкальный руководитель предлагает во время второго прослушивания похлопать по коленкам во время звучания ложек.

Песенное творчество. Пение.

Музыкальный руководитель предлагает исполнить песню, знакомую детям. (Можно предложить выбрать из двух песен или узнать по вступлению песню, которую будут исполнять). После исполнения поработать над правильным произношением трудных слов, используя приемы выразительного чтения текста песни. Повтор песни.

IV. Выход из образовательной ситуации.

Музыкальный руководитель: Ребята, а что же там с нашим волшебным сундучком?

Обернувшись, дети замечают радом с ним игрушку Лошадку. (За ним пришла Лошадка.)

- Оказывается, это лошадка нам сделала сегодня такой сюрприз, привезла волшебный сундучок, а теперь за ним обратно прискакала.

- А когда лошадка скакала, как ее копытца цокали? (Дети изображают языком.)

- А какой музыкальный инструмент может также красиво передать цоканье лошадки? (Ложки).

- Тогда давайте мы превратимся в лошадок, Мария Ивановна (воспитатель) возьмет в руки ложки и подыграет нам, а я сыграю знакомое вам произведение «Лошадки».

Музыкальная игра «Лошадки» с использованием ложек. (восприятие на слух звука ложек, закрепление галопа вперед).

Музыкальный руководитель:

- Молодцы, лошадке понравилось, как вы умеете скакать, давайте на прощание расскажем ей, чем мы сегодня занимались, попрощаемся с лошадкой и пойдем в группу.

Музыкальное прощание «До свидания, лошадка» (способствует сплочению, сближению, доверию всех участников деятельности).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…

Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского...

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...