Методическая разработка «Физкультурные праздники в детском саду»

 

Введение

«Берегите здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Доводилось ли вам слышать такую забавную песенку?

В каждом маленьком ребенке –

И в мальчишке, и в девчонке –

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило.

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, руками дрыгать.

А иначе он взорвется неизвестно от чего.

Несмотря на то, что эта песенка шуточная, она довольно точно отражает одну важную психофизическую особенность детей: их повышенную жизненную активность, стремление к постоянному пребыванию в движении. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, своеобразное и непринужденное взаимопонимание.

Глава 1. Физкультурный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых и шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Такая работа с детьми ценна и тем, что создает условия для эмоционально психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает настрой к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики, и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.

Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, педагогов и родителей единством цели и общими задачами.

Анализ научно-методической литературы и опыт организации физкультурно-спортивных праздников позволяют сформулировать основные подходы к их классификации.

В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, приемы и методы работы.

Доминирующие задачи в празднике могут быть следующие:

  1. Формирование здорового образа жизни. Это тематические праздники «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Путешествие в страну Здоровья», «Если хочешь быть здоров!»
  2. Воспитание стойкого интереса к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям страны и всего мира. Характерными особенностями таких праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного первенства. Тематика таких праздников разнообразна «Путешествие в Спортландию», «Веселые старты», «Олимпийцы среди нас», «Герои будущего».
  3. Позабавить детей, доставить им удовольствие, создать хорошее настроение помогут шуточные праздники – развлечения: «День смеха», «В гостях у Петрушки», «Остров сокровищ», «Взятие пиратской крепости».
  4. Воспитание интереса к государственным праздникам. Эти праздники проводятся в соответствии с календарем («День Защитника Отечества», «День космонавтики», «День России»).
  5. Формирование познавательной активности. Расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, биологии.

Это соревнования эрудитов: викторины, конкурсы, КВН, спортивный праздник «Джунгли зовут!».

По двигательному содержанию праздники и спортивные досуги делятся следующим образом:

Комбинированные

Строятся на основе сочетания разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений. Их преимуществом является возможность привлечь детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в спортивных играх и забавах.

На основе спортивных игр

Проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, лыжным гонкам.

На основе спортивных упражнений

Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (ходьба на лыжах, катание на санках, катание на велосипеде и т. д.). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида.

На основе подвижных игр, аттракционов, забав

Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специального оборудованной площадки. К участию в нем можно привлекать детей всех возрастов и взрослых.

Интегрированные

В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и многое другое.

Методика организации любого праздника (или досуга) достаточно сложный процесс. При составлении плана-сценария необходимо:

  • обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузок;
  • предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
  • чередовать массовые и индивидуальные задания;
  • сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Особое внимание нужно уделить музыке и подготовке средств ее трансляции. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов и т. д.

Если спортивный досуг может проводить как воспитатель, так и инструктор по физическому воспитанию, то проведение праздника необходимо поручить ведущему, обладающему профессиональными качествами педагога-организатора. Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.

Жюри выбирается заранее из 3 - 5 человек. Необходимо продумать, как жюри будет озвучивать результаты.

Это может происходить по-разному:

1-й вариант. После каждого соревнования один член жюри объявляет результат и обоснование поставленного балла.

2-й вариант. После всех соревнований один член жюри объявляет результаты по каждому виду и затем подводит общий итог.

3-й вариант. На видном месте вывешивается табло, на котором обозначаются результаты после каждого этапа. Табло может быть как традиционным, так и необычным (например, корзины, в которые забрасываются мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Или можно выстраивать башню из строительного материала: чья башня выше, тот и победил.

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент: неожиданное появление сказочного персонажа и разыгрывание короткого представления. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым, сопровождаться музыкой, необычными звуками. В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в кругу) типа «Карусели», организовать массовый танец.

Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры надо разместить на самом почетном месте в группе. Такой «победный уголок» является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

Если физкультурные досуги и развлечения проводятся один раз в месяц, то физкультурные праздники должны проводиться, начиная со средней группы, не менее двух раз в год. Их продолжительность зависит от заранее определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития детей. В средней группе детского сада продолжительность праздника составляет 45 минут, в старшей и подготовительной группах – до одного часа. Физкультурный праздник проводится в спортивном зале или на воздухе в любое время года.

Зимние праздники

Зимние праздники требуют особой подготовки. Зимой праздник проводится в ясный день без обильного снегопада при температуре не больше 10 – 12 градусов мороза.

При проведении спортивного праздника особые впечатления у детей оставляет еще и непосредственно период подготовки к нему. Тогда все события, направленные на большую совместную цель, приносят огромное эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяя целенаправленные усилия детей и взрослых. А сам праздник надолго остается в памяти детей как яркое событие, повлекшие радостные переживания.

Следует учесть то, что в зимнее холодное время снижается естественная активность детей. Погодные условия (ветер, сырость, снег, «тяжелый» наст), а также громоздкая одежда и обувь значительным образом сковываю их движения. Отсюда (из-за недостатка подвижности) вытекают все дальнейшие последствия – спад деятельности всех жизненно важных органов и систем организма. Общеизвестно, что в осенне-зимний период резко возрастает количество простудных заболеваний, поскольку уменьшается сопротивляемость организма.

Но в силах взрослых создать максимально удобные условия, для того чтобы дети могли иметь возможность восполнять недостаточную двигательную активность в холодный календарный период. Поэтому все поощрения оживленных; физических действий детей на улице приобретают особенную ценность. Одним из способов создания для дошкольников подобных обстоятельств является проведение для них специальных праздников. Сочетание нужных физических упражнений с воздействием свежего воздуха станет высоко результативным средством закаливания детей, при этом у них потребность в спортивных достижениях.

Дети всегда с интересом наблюдают за подготовкой к празднику. Но и воспитатели привлекают детей к посильной помощи. Так, в зимнее время дети могут помочь в разметке участка на секторы для разных видов соревнований, расчистке катка, прокладывании лыжни, создании снежной горки, крепости и лабиринта. Кроме того, дети охотно принимают участие в процессе подготовки нужного инвентаря для праздника, элементов костюмов, других атрибутов. Конечно, все нагрузки должны быть соотнесены с возрастом.

На занятиях по изобразительному искусству дети могут изготовить детали доля оформления праздника – флажки, фонарики, эмблемы. Участок тоже хорошо украсить елочной мишурой и серпантином, снежными статуями и специально замороженными разноцветными льдинками. К слову сказать, при оформлении зимнего участка для занятий можно воспользоваться некоторыми уже имеющимися на нем «малыми архитектурными формами». Например, если бревно, по которому дети бегают в летнее время, кругом обложить уплотненным снегом, то образуется снежный вал, который затем можно использовать при проведении разных забав и игр. По нему можно ходить, как и ранее по бревну, с него можно спрыгивать, на нем можно устанавливать цель (кеглю, кубик) для бросков снежками и др.

Перед проведением ряда спортивных праздников часто необходимо сделать разметку участка на специальные секторы, в которых дети занимаются разными видами соревнований. Такую разметку удобно выполнять разведенной густой синькой или анилиновым красителем, равномерно размешанным в теплой воде. Намеченные для оформления линии сначала трамбуют ногами, затем по ним осторожно широкими кисточками проводят нужные разметки. Лучше, если для такой работы выбран морозный день. Тогда после раскраски участка цветные линии поверху еще осторожно поливают водой, лучше – при помощи лейки. После замораживания они окажутся под ледяной коркой в таком виде лучше сохранятся на более долгий срок, пока позволят погодные условия.

Летние праздники

Спортивные летние праздники, проводимые в летнюю пору, давно зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Вынесенные из помещения на естественные природные ландшафты подобные мероприятия неизменно оказывают положительное воздействие на воспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Дети с увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективных соревнованиях, когда их двигательная подготовленность должна найти свое проявление в необычных условиях и неожиданных игровых ситуациях.

Дети занимаются последующим углублением приобретенных ранее двигательных навыков, принимая участие в разнообразной физкультурной дельности – в упражнениях, подвижных играх и аттракционах, эстафетах, в танцевальных и ритмико-двигательных элементах. Внезапно изменившееся окружение существования детей оказывает свое влияние на их психофизическое состояние. Во время решения поставленных перед ними подвижных задач они начинают действовать с большим воодушевлением и эмоциональным подъемом, стремясь к достижению нужных результатов, тем самым активнее совершенствуясь физически. Сознание детей обогащается новыми представлениями и знаниями, у них пробуждаются новая волна интереса к окружающему миру, понимание цели и направленности физкультурного праздника определенной тематики.

Совершенно естественно, что спортивный летний праздник может быть организован не только на участке конкретного дошкольного учреждения. Для этого вполне подойдут лужайка парка, поле стадиона. Наконец, естественные условия природного окружения — лесная полянка, луг, берег озера, реки, моря. От того, какое конкретно место выбрано для проведения праздника, во многом зависят его тематика, сценарный план, будущее оформление и особенности подготовительной работы. Конечно, при составлении программы праздника на природе, как и любого другого, следует учитывать специфику климатических условий данного региона, особенности национальных традиций края.

Во время праздников, проводимых на природе, реально пригласить к детям гостей — бывших воспитанников этого детского сада, спортсменов, родителей, которые могут стать не только болельщиками проводимых спортивных поединков, но и участниками конкурсов, которые проводятся специально для них, или показательных выступлений.

Если зимой много внимания рекомендуется уделять играм, связанным со снегом, то в летних подвижных играх есть своя особенность: нередко во время выездов за город, если позволяет погода, для детей устраивают купания в местных водоемах — реке, озере. Тогда уместным бывает проведение праздника, когда все игры и развлечения дети выполняют в воде. Содержание такого праздника совершенно отличается от всех остальных, потому что в его продолжение дети демонстрируют свои умения по выполнению элементарных правил держания на воде. По большей части это обычно бывают тренировочные движения - погружение в воду корпуса, лица и головы, прыжки, ходьба по мелководью, движения руками, скольжение, всплывание, игры с предметами.

Разумеется, что в преддверии проведения летних праздников должны быть тщательно проверены предназначенные для спортивных конкурсов территории лесной лужайки или площадки. На них не должно находиться никаких низких или трухлявых пней, глубоких осыпных оврагов,
осколков от стекол, торчащих из земли обрезков проволоки
и прочих помех, угрожающих здоровью детей. Аналогичным образом заранее готовятся участки рек, прудов и озер, предназначенные для проведения на их территории водных праздников. Кроме того, медработник делает замеры температуры воды и воздуха, которые должны соответствовать требованиям к закаливанию детей дошкольного возраста. Так, температура воздуха в день, когда готовится к проведению водный праздник, должна быть не менее 24 градусов, а поды
не менее 19 - 20 выше нуля.

Праздники в условиях помещений

Проведение спортивного праздника в условиях дошкольного детского учреждения преследует цель не только специальной технической и физической подготовки детей, но и повышения эмоциональности, которая заранее способна будоражить любого будущего участника спортивных состязаний. И сам праздник, торжественность которого обычно подчеркнута красочностью места проведения, звучанием музыки, помпезными церемониями открытия и закрытия, влияет на формирование у детей чувства красоты, хорошего вкуса и воображения.

Чтобы день праздника отличался от всех остальных, его необходимо сопроводить нарядной специальной атрибутикой — оформлением зала, изготовлением праздничных деталей. Так, дети могут принять участие в создании эмблем для будущих соревнований, изготовлении различных поделок, которые впоследствии станут украшениями спортивного помещения.

Если подразумевается, что в игре вместе с дошкольниками принимают участие взрослые, например их родители, то при его подготовке и проведении должна быть соблюдена главная цель - создание в первую очередь праздника для детей.

При оформлении помещения для спортивного праздника уместно вывесить на стену плакат с приветствием участников, а также плакаты спортивной тематики. Приветствуется и создание приуроченного к конкретной дате нарядного стенда с фотоповествованием о проведении предыдущего праздника.

Если же кто-то из родителей владеет видеокамерой, то, снимая проводимые в детском саду мероприятия, в которых участвует его ребенок, он получит целую видеолетопись, рассматривая которую впоследствии он сможет наблюдать за тем, как ребенок рос и развивался.

Глава 2. Из личного опыта работы

В нашем детском саду «Сказка» дети очень любят физкультурные праздники. Особо любимы детьми такие праздники, как «Зимние забавы», «Мама и я – неразлучные друзья», «Джунгли зовут!», «В лес за сказкой», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой папа - самый, самый…»

Составляя сценарии физкультурных праздников, я придерживаюсь традиционного порядка в подборе и расположении материалов. Обычная структура любого праздника состоит из своеобразного зачина – элемента открытия праздника, когда ведущий объясняет его цель и назначение. В этой же части объясняется то, как будут проходить все конкурсы – по командам или индивидуально, происходит знакомство с гостями и жюри. Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети принимают участие в выполнении спортивных игровых заданий, аттракционов. В финале праздника ведущая приносит слова благодарности всем, кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители и все играющие. Без наград не остается никто. В задания соревнований я включаю знакомые детям движения: ходьба, бег, прыжки, подскоки, метание.

Участие в празднике дает детям возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу, что в свою очередь, способствует эмоционально положительному общению детей и родителей в разных ситуациях. Участвуя в совместных мероприятиях, взрослые получают возможность видеть, как ребенок ведет себя в коллективе сверстников, какова его физическая подготовка, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания. Видя, как родители бегают, прыгают, соревнуются, дети проникаются новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от взаимного общения. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру близких взрослых, к укладу жизни семьи. Поэтому я стараюсь, как можно чаще приглашать родителей на развлечения, досуги, праздники.

В средних группах никаких команд нет. Дети играют с родителями в такие несложные игры как, «Воробышки и автомобили», «Кот и мыши», «Зайка серенький сидит», «Лиса и заяц» и другие; при этом игры прерываются песнями, танцами. Удовольствие от праздника заключается именно в совместной с мамой и папой деятельности.

У старших дошкольников все по другому. Для них важен и сам процесс соревнования, и выигрыш, поэтому всегда есть команды. Эстафеты, игры оцениваются в баллах, в конце подводится итог. Как правило, праздник организуется для одной группы, которая делится на две команды. Дети и родители никогда не противопоставляются друг другу - они всегда в одной команде, вместе выигрывают и проигрывают.

Праздник с родителями я начинаю с торжественного марша и разминочных упражнений, чтобы разогреть организм и подготовить его к основным нагрузкам. Для разминки подбираю упражнения в парах.

Основная часть праздника – комплекс забавных игр с бегом, лазанием, всяким напряжением сил. Вот некоторые из них:

  1. «Лягушка-путешественница» - двое родителей держат толстую палку, ребенок цепляется за нее двумя руками и поджимает ноги. По сигналу родители бегом переносят всех «лягушат» своей команды в новое болото. В этой эстафете обязательно надо страховать ребенка: одной рукой взрослый держит палку, другой – руку ребенка.
  2. «Кто больше соберет мячей» - нужны два больших мешка и 40-50 мячей. Мячи рассыпаются по площадке и дети их собирают. У кого полнее мешок, та команда и выиграла.
  3. «Перенеси на стульчике» - стульчик делают родители, переплетая руки.
  4. Игры с мячом

«Не урони мяч» - переноска мяча вдвоем, зажимая его плоскими палками; «Прокати мяч обручем»; «Передай мяч под ногами».

Спортивные праздники заканчиваются «вкусным» сюрпризом и награждением медалями. На обратной стороне медали полезная информация для родителей:

  1. 12 – 14 шагов дневная норма ребенка;
  2. Велосипед не просто забава – это средство укрепления здоровья ребенка;
  3. Настольный теннис развивает ловкость, силу, выносливость, координацию движений;
  4. Ребенок в 6 лет может прыгать в длину с места на 1 м, а с разбега – на 1,8 м.

Заключение

Физкультурные праздники являются одной из форм организации двигательной деятельности детей в детском саду.

Физкультурные праздники создают условия для возникновения эмоционально-психологического благополучия, воздействуют на духовный настрой и благотворно влияют на детскую психику.

Дети на празднике чувствуют себя свободно и радостно. Им хочется играть, двигаться общаться. В результате укрепляется как физическое, так и психическое здоровье детей.

При совместной подготовке к физкультурным праздникам между взрослыми и детьми устанавливаются более тесные отношения, возникает взаимопонимание, появляются новые чувства.

Список литературы

  1. Давыдова М.А. «Спортивные мероприятия для дошкольников: 4 – 7 лет». – М.: ВАКО, 2007 г.
  2. Журнал «Здоровье дошкольника» №1, 2009 г.
  3. Казина О.В. «Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развитие, подходы». - Ярославль, 2005 г.
  4. Подольская Е.Н. «Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3 – 7 лет». – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  5. Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду». – Москва, 2005 г.
  6. Шарманова С. «Веселый петрушка. Физкультурные досуги в физическом воспитании детей». – Челябинск, 2002 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные»…

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные» с применением метода сравнительного анализа Цель: Систематизировать знания детей о диких животных. Программные...

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Читайте также

Проект на тему «Зимующие птицы»

Проект на тему «Зимующие птицы»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России» Цель: Воспитание чувства патриотизма, любви к России, гордости за родную страну Задачи: - Закрепить и...

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...