Сайт для воспитателей детских садов



Методические рекомендации. «Использование мнемотехники при обучении пересказу детей с общим недоразвитием речи»

 

Материал может быть полезен родителям и воспитателям, работающим на речевых группах детского сада в работе по обучению пересказу детей дошкольного возраста используя приемы мнемотехники. Предложенная система работы рассчитана для детей старших групп с общим недоразвитием речи.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Согласно ФГОС одним из направлений работы является образовательная область «Речевое развитие», которая включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Как правило, дети с общим недоразвитием речи неактивно включаются в коммуникативную деятельность. У таких детей снижено внимание, плохая слуховая память, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, отличаются невысокой работоспособностью. В силу этих и других причин у детей с нарушениями речи заучивание стихотворений, пересказывание текста чаще всего вызывают отрицательные эмоции, так как они не владеют приёмами и методами запоминания. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Поэтому в своей работе мы предприняли попытку изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, эффективность которых была бы очевидна.

Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника – «искусство запоминания», это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, при составлении описательных рассказов, заучивании стихов.

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост - ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Использование мнемотехники позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие связной речи.

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного и ассоциативного мышления, воображения.

Работа по мнемотаблицам с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста строится поэтапно:

1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.

2 этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.

3 этап: Побуждение ребенка к пересказу с опорой на символы (образы) по заданной мнемотаблице.

4этап: Самостоятельная зарисовка мнемотаблицы.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога.

Мы делили апельсин.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто-куда.

 

Мы делили апельсин

 

Листопад.

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

 

Листопад

 

Корова.

Ходит, бродит по лужку

Рыжая корова.

Даст она нам к вечерку

Молока парного

Саше и Танюшке

Будет всем по кружке.

Всем попить останется

И коту достанется.

 

Корова

 

Белка.

В лесу живет белочка. Она ярко-рыжего цвета. У белки есть головка, туловище, уши, лапы, очень пушистый хвост. Животное живет в дупле на дереве. Она питается грибами, орехами, ягодами, семенами шишек. Ее детенышей называют бельчата.

Из меха белки люди шьют теплые шапки, варежки и шубки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования.

 

Белка

 

Петя и снеговик.

Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом — средний, а затем—маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа — морковку, вместо рта — веточку. Снеговик получился красивый.

 

Петя и снеговик

 

Чаепитие.

Мы сидим на кухне. На плите стоит чайник. Мама налила воду в чайник. Вода закипит, и мы будем пить чай. Мама любит чай с молоком. Папа любит чай с медом. Бабушка любит чай с лимоном. А я люблю сладкий чай с печеньем.

 

Чаепитие

 

Даша - доктор.

Дядя Дима подарил Даше игру "Айболит". Там были бинты, градусник, трубка, шприц для уколов. И теперь Даша каждый день играет в больницу. В этой больнице она - доктор, а ее дочки - куклы - больные.

Даша кладет их на диван, ставит им градусник, дает лекарство. Хотела также полечить и своего дедушку. Но почему-то он пошел к настоящему доктору. Как вы думаете, почему?

 

Даша - доктор

 

Апрель.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

      С. Маршак

 

Апрель

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004, №6, с.64-68

3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.

4. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с.



Комментарии  

#1 Ольга 05.07.2018 13:10
спасибо за актуальный материал,обязат ельно воспользуюсь в своей работе.
Цитировать


Новые публикации

Значение театрализованных игр в развитии ребенка

Значение театрализованных игр в развитии ребенка Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театрализованные...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания...

Брэйнринг «Универсиада 2019»

Брэйнринг «Универсиада 2019» Цель: формировать у воспитанников дошкольного образовательного учреждения МБДОУ №33 чувства сопричастности к процессу подготовки проведения Зимней Универсиады 2019. Задачи: Актуализировать знания...

Читайте также

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Весна идет, и все ей …

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Весна идет, и все ей рады» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Цель: Учить различать и называть признаки...

Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с ро…

Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями   Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во...

Занятие кружка по развития математических способностей и логического мышления «М…

Занятие кружка по развитию математических способностей и логического мышления «Математические ступени»Тема: «Остров сокровищ»   Цели: Образовательные: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    Очень интересно! Детям будут с удовольствием изучать и закреплять материал!

    Подробнее...

     
  • Альбина
    Здорово! Вы большая молодей!

    Подробнее...

     
  • Елена
    А где продолжение?

    Подробнее...

В блогах

Конспект НОД по развитию речи в старшей …

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №441 "Кузнечик" Нижний Новгород Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с элементами фольклора «В гости к бабушке» Составила: Смирнова Галина Сергеевна Цель: закреплять знание фольклорных произведений, расширять...

Игры на развитие моторики и внимания в п…

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. Руку плотно...

Открытый показ ОД по ФЭМП "В стране…

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 2051» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2 Открытый показ в подготовительной к школе группе Образовательная область: «Познание» (ФЭМП) Тема: «В стране математики» Составила: воспитатель Бубнова Ирина Александровна   Москва – 2019   Образовательная область:...

Эссе «В моих руках будущее»

Эссе «В моих руках будущее» Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой. (Р. Роджерс, американский психолог) Возможно ли, что человеку...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство