Сайт для воспитателей детских садов



Методические рекомендации. «Использование мнемотехники при обучении пересказу детей с общим недоразвитием речи»

 

Материал может быть полезен родителям и воспитателям, работающим на речевых группах детского сада в работе по обучению пересказу детей дошкольного возраста используя приемы мнемотехники. Предложенная система работы рассчитана для детей старших групп с общим недоразвитием речи.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Согласно ФГОС одним из направлений работы является образовательная область «Речевое развитие», которая включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Как правило, дети с общим недоразвитием речи неактивно включаются в коммуникативную деятельность. У таких детей снижено внимание, плохая слуховая память, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, отличаются невысокой работоспособностью. В силу этих и других причин у детей с нарушениями речи заучивание стихотворений, пересказывание текста чаще всего вызывают отрицательные эмоции, так как они не владеют приёмами и методами запоминания. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Поэтому в своей работе мы предприняли попытку изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, эффективность которых была бы очевидна.

Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника – «искусство запоминания», это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемотаблиц, можно использовать при пересказе, при составлении описательных рассказов, заучивании стихов.

Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост - ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Использование мнемотехники позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие связной речи.

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного и ассоциативного мышления, воображения.

Работа по мнемотаблицам с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста строится поэтапно:

1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.

2 этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.

3 этап: Побуждение ребенка к пересказу с опорой на символы (образы) по заданной мнемотаблице.

4этап: Самостоятельная зарисовка мнемотаблицы.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога.

Мы делили апельсин.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто-куда.

 

Мы делили апельсин

 

Листопад.

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

 

Листопад

 

Корова.

Ходит, бродит по лужку

Рыжая корова.

Даст она нам к вечерку

Молока парного

Саше и Танюшке

Будет всем по кружке.

Всем попить останется

И коту достанется.

 

Корова

 

Белка.

В лесу живет белочка. Она ярко-рыжего цвета. У белки есть головка, туловище, уши, лапы, очень пушистый хвост. Животное живет в дупле на дереве. Она питается грибами, орехами, ягодами, семенами шишек. Ее детенышей называют бельчата.

Из меха белки люди шьют теплые шапки, варежки и шубки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования.

 

Белка

 

Петя и снеговик.

Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом — средний, а затем—маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа — морковку, вместо рта — веточку. Снеговик получился красивый.

 

Петя и снеговик

 

Чаепитие.

Мы сидим на кухне. На плите стоит чайник. Мама налила воду в чайник. Вода закипит, и мы будем пить чай. Мама любит чай с молоком. Папа любит чай с медом. Бабушка любит чай с лимоном. А я люблю сладкий чай с печеньем.

 

Чаепитие

 

Даша - доктор.

Дядя Дима подарил Даше игру "Айболит". Там были бинты, градусник, трубка, шприц для уколов. И теперь Даша каждый день играет в больницу. В этой больнице она - доктор, а ее дочки - куклы - больные.

Даша кладет их на диван, ставит им градусник, дает лекарство. Хотела также полечить и своего дедушку. Но почему-то он пошел к настоящему доктору. Как вы думаете, почему?

 

Даша - доктор

 

Апрель.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

      С. Маршак

 

Апрель

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004, №6, с.64-68

3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.

4. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с.

0 Плохо0


Комментарии  

#1 Ольга 05.07.2018 13:10
спасибо за актуальный материал,обязат ельно воспользуюсь в своей работе.
Цитировать

Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии




Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    спасибо за актуальный материал,обязат ельно воспользуюсь в своей работе.

    Подробнее...

     
  • церенова нина
    консультация полезна для родителей

    Подробнее...

     
  • Елена Шевченко
    Огромное Спасибо!!!!

    Подробнее...

     
  • Разита
    Хотелось бы использовать ваш проект в своей работе.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо, Ваш материал очень понравился.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт