Методическая разработка по художественно–эстетическому развитию посвященная творчеству Э.Н. Успенского

 

Аннотация.

«Тот, кто рисует, получает

в течение одного часа больше,

чем тот, кто девять часов только смотрит».

И. Дистервег.

Э.Н. УспенскийНе каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они потенциальные художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

Я хочу, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием. В этом мне помогают занятия с использованием нетрадиционных методов и приёмов изобразительной деятельности через чтение художественной литературы.

Данная методическая разработка адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей старшего дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного рисования через произведения Э. Успенского. Именно в раннем возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которому человек часто уже не возвращается позже.

В современной эстетико – педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительности явлений.

Эстетическая деятельность – это духовно – практическая, эмоционально – рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создания выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирования образа «Я», формирование «Я – концепции творца». В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активности, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

В основу моей методической разработки легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Методическая разработка прошла апробацию и в детском саду. Дети изъявили большой интерес к нетрадиционным приёмам рисования через художественную литературу, с желанием самостоятельно создавали маленькие шедевры изобразительного искусства.

Введение.

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве и им очень помогает чтение художественной литературы.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию, в этом помогают произведения Э. Успенского т. к. его произведения многообразны и красочны.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Рисование не просто способствует развитию, но и помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире литературы и ее многообразии.

Я работаю в дошкольном учреждении 5 лет и уже убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость, а рисовать героев любимых сказок одно удовольствие. В начале моей педагогической практики я, как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей воспитанников.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей и приближают к сказке.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая сказочная игра.

Основная часть.

Цели и задачи разработки.

Цели:

- Приобщение детей к поэзии, расширение представлений о творчестве Э. Успенского.

- Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.

- Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.

- Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.

- Развивать эстетическое восприятие как эмоционально – интеллектуальный процесс. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

- Знакомить с деятельностью художника на всех его уровнях: восприятие – исполнительство - творчество.

- Способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциала младших школьников.

- Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

- В рисовании – совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом или концом.

- В лепке – учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

- В аппликации – показывать новые способы создание образов: симметричное вырезание или сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов.

Задачи:

- Обобщить первичные представления учащихся о произведениях Э. Успенского.

- Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно – прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.

- Развивать чувство слова, чувство юмора, творческую фантазию.

- Обогащать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении. Учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Показывать из каких

деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядят с разных сторон один и тот же предмет.

- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

- Воспитывать интерес к современной отечественной детской литературе, к творчеству выдающегося детского писателя Эдуарда Успенского.

- Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации.

- Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе произведений, полученных в результате чтения.

- Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.

- Повысить мотивацию младших школьников к чтению.

- Предлагать для декоративного оформления поделки, выполненные на занятиях по конструированию, для иллюстрирования – сборник сказок, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой.

- Показать способы экономного использования художественных материалов.

- Создавать условия для свободного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Содержание методической части.

Разработка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования по произведениям Э. Успенского, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу.

Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:

- систематичность;

- последовательность;

- доступность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от:

- грамотного методического руководства со стороны взрослых;

- уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом.

Основные этапы работы:

1 этап

«Создание интереса».

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы по прочитанному произведению, придать новый образ знакомым героям, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап

«Формирование практических навыков и умений».

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному Э. Успенским или создать свой неповторимый образ. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап

«Собственное творчество».

Задача педагога: познакомить с произведениями Э. Ушинского и создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Актуальность.

Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования через чтение художественной литературы является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств.

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через чтение произведений Э. Успенского и обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий через чтение художественной литературы является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Перспективное планирование кружка

(нетрадиционная техника рисования).

Данная методическая разработка посвящена творчеству Э. Успенскому и рассчитана на один год обучения (для детей с 6 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования через книгу, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включая необходимое оборудование.

При планировании работы по обучению детей рисованию через произведения Э. Ушинского по нетрадиционной технике я учитывала, что ребёнок должен развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи, совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость, воспитывать интерес к книге и желание читать. Для работы по методической разработке составлено годовое перспективное планирование.

Сентябрь.

Тема

(техника)

Цель Материал Содержание
«Магнитный домик»

(по замыслу)

Учить создавать образ сказочного домика; передавать форму, строение части; закреплять умение рисовать знакомыми материалами, выбирая их по желанию. Материал по выбору. Прочитать отрывок произведения Э. Успенского «Магнитный домик». Вместе с детьми вспомнить о композиции, о формах и цвете. Показать репродукции по заданной теме.
«Антошка»

(рисование экспериментирование)

Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату. Краски гуашь, тампон, вода, трафареты геометрических фигур, кисть. Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот – краски, вместо пианино –бумага. Включить музыку Владимира Шаинского «Антошка».
«Школа клоунов»

(по замыслу)

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, смех). Лист бумага, акварельные карандаши, кисть, вода. Предоставить детям полный выбор в творчестве и фантазии. Показать репродукции как подсказку.
«Загадка»

(рисование по ткани)

Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Воспитывать усидчивость.  Ткань, вода, акриловые краски, кисть. Чем можно рисовать, чтобы получились красивые рисунки? Волшебные нитки рисуют загадки, а дети отгадывают. Дети рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким-либо предметом.

Заключение.

Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования и интерес к художественному слову. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные нетрадиционные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. А выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

Воспитанники пополнили знания о произведениях Э. Успенского, расширились знания и появилась потребность в чтении художественной литературы.

Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.

 

Список литературы.

  1.  «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  3. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  4. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
  5. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
  6. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  7. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
  10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  11. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
  12. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  13. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
  14. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
  15. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  16. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика 2006.-108с.
  17. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»» 2006. -108с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игра - конкурс в старшей группе по правилам дорожного движения…

Игра - конкурс в старшей группе по правилам дорожного движения совместно с родителями: «С танцем, шуткой и в игре изучаем...

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности…

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности педагога ДОУ Запросы современного общества ставят перед педагогами задачи повышения профессионализма...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «В…

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «В гости к Солнышку» Задачи: 1. Формировать представления о взаимосвязи в природе. Солнцу рады все и...

Читайте также

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку…

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку Вохма»

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств...

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени»

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...