Сайт для воспитателей детских садов



Коррекционно-развивающее наглядное пособие «Учимся играя»

 

С поступлением ребенка в школу снижение познавательной активности и отсутствие мотивации к учебной деятельности вырастают в серьезную проблему для него самого и его родителей. Такие дети оказываются «выброшенными» из учебного процесса, что ведет к неуспеваемости, нервно-психическим перегрузкам. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционной работы по развитию речи является формирование у них познавательной активности. Эта работа тесно связана со всеми сторонами коррекционного воздействия: с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия, совершенствованием речи и стабилизацией змоционально-волевой сферы. Педагог должен видеть ребенка не только на специальных коррекционных занятиях, но и в свободной деятельности: как он строит самостоятельные игры, взаимодействует со сверстниками и т.п.

Ребенка с речевыми нарушениями нужно грамотно «подталкивать» к появлению новых интересов, игр, занятий. Работая в специальной группе с детьми с нарушением речи мною, совместно с родителями было создано коррекционное панно «Учимся играя», которое прошло успешную десятилетнюю апробацию. Рада поделиться нашей работой с коллегами.

Панно изготовлено из высококачественной фанеры (размер 145/120см, толщина 10мм) и прочно прикреплено к стене. Оно имеет форму домика, на котором расположены часы с двигающими стрелками, механические счеты с фигурками-белочек (пять серых и пять рыжих), дорожки различной конфигурации с подвижными бегунками красного, синего, желтого и зеленого цвета, шестнадцать окошек «кармашек», конструктор «Геометрик», речебуквенный тренажер на «липучках», магнитная доска. Для детей небольшого роста предусмотрена специальная переносная лесенка. Работать с панно могут воспитатели, учителя-дифектологи, учителя-логопеды, психологи. Пособие может быть использовано как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях различной направленности. Главное – научить детей переносить умения и навыки, полученные на занятиях, в свободную игровую деятельность.

Учимся играя

Цель коррекционной работы с панно – расширение образовательного пространства.

Основные задачи:

  • повышение познавательной активности; *развитие сенсорного восприятия;
  • коррекция и двигательный тренинг мелкой моторики рук (использование бегунков, механических счетов, речебуквенного и счетного тренажеров, геометрических фигурок-вкладышей);
  • формирование и умение элементарных математических умений и навыков (счет, счетные операции, сравнение множеств, умение узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры, знакомство с часами); *совершенствование речевых возможностей (расширения словарного запаса, закрепление обобщающих понятий, предложно-падежных конструкций, развитие связной речи); 
  • закрепление знаний по обучению грамоте, тренировка навыков самостоятельного послогового и слитного чтения;
  • обучение играм на развитие памяти, внимания, логического мышления («Четвертый лишний», «Кто за кем?», «Что изменилось?», «Кого не стало?»);
  • расширение диапозона учебно-игровых умений.

Игровые задания для работы с коррекционным панно «Учимся играя»

Упражнения с часами

1. Зафиксировать одну стрелку на часах и предложить ребёнку показать другой стрелкой цифру 2 (5,8 и т.д.).

2. Зафиксировать одну стрелку на часах и предложить ребёнку показать другой стрелкой подряд две-три цифры.

3. Предложить показать стрелками две цифры. Одну – маленькой (часовой), другую – большой (минутной).

Упражнение со счётами и бегунками

  1. Отложить на счётах заданное число белочек (от 1 до 10). Пройти бегунком столько «горок» (зигзагов), сколько белочек отложено на счётах «от одной до пяти».
  2. Одному ребёнку предложить отложить на счётах несколько белочек, а другому сосчитать их и пройти бегунком столько же горок.
  3. Собрать на свободную дорожку все красные (зелёные, жёлтые, синие) бегунки.
  4. Собрать Бегунки в заданном порядке: синий, красный, зелёный, жёлтый.
  5. На первую дорожку поставить два синих и два красных бегунка, а на вторую – два зелёных и два жёлтых.

Упражнение с окошками и вкладышами

  1. Открыть в четвёртом ряду третье окошко (в первом ряду второе окошко и т.д.).
  2. Открыть окошко в первом ряду между вторым и четвёртым окошками и т.д.
  3. Открыть окошко перед вишней (окошко с картинкой вишни), за вишней, над вишней, под вишней.
  4. Назвать какое из четырёх открытых окошек лишнее, и объяснить почему.

(Использовать подобные задания на выделение четвёртого лишнего можно не только по обобщающим понятиям, таким как дикие животные, насекомые, деревья, ягоды, но и по всем возможным признакам: цвет, величина, форма, назначение, а также с геометрическими фигурами и цифрами.)

  1. Сравнить предметы (два открытых окошка) между собой. Назвать как можно больше отличительных и сходных признаков (игра «Чем отличаются и чем похожи?»).
  2. Придумать предложения с одним, двумя, тремя заданными словами (открываются соответственно одно, два или три окошка).

Упражнения на буквенном тренажёре «Найди букву»

  1. Назвать звук, с которого начинается слово, обозначающее предмет, на открытом окошке, найти соответствующую букву. Поставить её в правый (левый) верхний (нижний) угол прямоугольника.
  2. Поставить заданную букву в центр прямоугольника, расположить следующую заданную букву слева (права) от первой. Прочитать получившийся слог.
  3. «Заколдованное слово». Педагог объясняет, что слово нужно заколдовать, т.е. превратить в другое слово. Пока дети делают несколько энергичных взмахов руками, «заколдовывая» слово, педагог закрывает его экраном и меняет буквы. Убирает экран, предлагает прочитать новое слово (бак-бык-бок; сыр-сын-сор; бок-сон-сок; жук-лук-сук; сон-сом-дом; мот-дом-дым; дом-ком-лом; мак-бак-рак).
  4. Выкладываем первые буквы названных слов, чтение получившегося слова (книга, обруч, тарелка-кот).
  5. «Буква убежала». По просьбе педагога дети выкладывают слово, а потом закрывают глаза. Одна буква убирается, а оставшиеся буквы сдвигаются, чтобы не было пробела. Нужно догадаться, какая буква убежала, и найти её место. Более сложный вариант: в слове недостаёт одной буквы. Нужно найти её и поставить на место. Сначала подбираются слова из трёх (рот, нос, душ, кот). Затем из четырёх букв (рыба, дыра, сода, рука, мука, шуба, утка, игра, мост, волк, куст, крот, парк, брат и т.д.).

6.«Буквы рассыпались». Дети выкладывают слово, читают его. Затем закрывают глаза, а педагог перемешивает буквы. Детям нужно восстановить слово.

Упражнения с тренажёром «Геометрик»

Каждая фигура имеет отверстия. Круг – одно; прямоугольник – два; треугольник – три; квадрат – четыре.

1. Кто быстрее найдёт:

- заданную фигуру (предлагаются треугольник, квадрат, прямоугольник, круг);

- все зелёные (красные, жёлтые, синие) фигуры;

- фигуры с одним (двумя, тремя, четырьмя) отверстиями.

2. Составить число по количеству дырочек (отверстий) на фигурах и определить, с помощью каких ещё фигур его можно составить. (Так, число «четыре» может быть представлено квадратом с четырьмя отверстиями, или двумя прямоугольниками с двумя отверстиями в каждом, или кругом с одним отверстием и треугольником с тремя отверстиями).

3.«Попробуй, собери». Выкладывание по заданию педагога различных построек из геометрических фигур; самостоятельное творческое конструирование.

Выкладывание по заданию педагога различных построек из геометрических фигур

Выкладывание по заданию педагога различных построек из геометрических фигур

Выкладывание по заданию педагога различных построек из геометрических фигур

Выкладывание по заданию педагога различных построек из геометрических фигур

Выкладывание по заданию педагога различных построек из геометрических фигур

Выкладывание по заданию педагога различных построек из геометрических фигур

 

Конспект комплексного подгруппового коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с речевым нарушением

Цель. Развивать познавательную активность с опорой на наглядно практическую деятельность.

Задачи. Воспитать умение высказывать и обосновывать собственные суждения, грамматически правильно оформлять распространённые предложения; закреплять умение ориентироваться в числовом ряду; совершенствовать слуховое и зрительное восприятие, внимание, словесно-логическое мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование. Коррекционное панно «Учимся, играя», пять-шесть стульчиков (по количеству детей), расположенных полукругом.

 

Ход занятия.

Педагог предлагает детям подойти ближе и объясняет: сегодня им предстоит пройти испытания в «Клубе знатоков».

Педагог: Кто такие знатоки? Это люди, которые много знают, умеют думать и отвечать на разные сложные вопросы. А что такое клуб? Это собрание, объединение людей, которые занимаются одним делом. Например, бывают спортивные клубы, туристический, шахматный. А в клубе знатоков собираются люди, которые любят много читать, узнавать что-нибудь новое, интересное и играть в умные игры – давать правильные ответы на вопросы и отгадывать слова. Вот и мы с вами сегодня попробуем поиграть в «Клуб знатоков», а поможет нам вот этот домик. Если вы сможете выполнить все задания, то станете знатоками.

Педагог с детьми подходит к коррекционному панно.

Упражнение «Открой окошко».

Педагог. Своё место займёт тот, кто откроет третье окошко в первом ряду, четвёртое окошко во втором ряду, второе окошко в третьем ряду и т.д. (Дети по очереди открывают названные окошки и садятся на стульчики).

Назовите все картинки в открытых окошках. (Волк, белка, медведь, заяц, стрекоза). Кто лишний и почему? Стрекоза, так как это насекомое, а остальные животные – лесные звери. Закрывается окошко с изображением стрекозы. Кого теперь можно назвать лишним и почему?

Принимаются все варианты ответов, если они обоснованы: медведь, потому что он зимой спит, а остальные животные – нет; белка, потому что она скачет по деревьям, а остальные животные не скачут и т.д. Педагог поощряет нестандартные ответы.

Игровое упражнение «Кто больше?»

Педагог предлагает детям сравнить белку и волка (открытые окошки): назвать как можно больше отличительных, а затем сходных признаков. Отличия отмечаются переводом стрелок на часах; сходства откладываются на счётах.

Варианты ответов: «Белка живёт в дупле, а волк в логове. Этим они отличаются», «Волк – дикое животное, и белка дикое животное. Этим они похожи» и т.д. В конце упражнения дети подсчитывают, сколько всего отличительных и сходных признаков они назвали.

Упражнение «Бегунок»

Педагог предлагает детям пройти бегунком столько горок – зигзагов, сколько одинаковых звуков в слове «волк» и «белка» (два зигзага, выполняется на верхней дорожке).

Упражнение «АБВГДейка» (с использованием буквенного тренажёра)

Педагог. Какой буквой обозначаются звуки «л» и «ль»? А звуки «к» и «кь»? Поставьте букву К в правый верхний угол прямоугольника. Поставьте букву Л в левый нижний угол прямоугольника. Поставьте букву Л в центр прямоугольника, а букву К справа от буквы Л. (Дети по очереди подходят к панно, выполняют задание.)

Какое слово получится, если между ними поставить букву А? (Лак).

Давайте заколдуем слово. (Дети делают несколько энергичных взмахов руками, закрывают глаза; педагог меняет букву А на букву У). Какое слово получилось? (Лук.) Лук –это что? (Это овощ.)

Физкультминутка. Дети берут вкладыши с изображением овощей и фруктов. По команде педагога «Овощ!» подпрыгивают те, у кого вкладыши-овощи, по команде «Фрукт!» - те, у кого фрукты.

Упражнение «Найди всё красное»

Педагог. Каким звуком заканчивается слово «лук»? (Звуком «к».) Название какого цвета начинается на звук «К»? (Красный.) Посмотрите внимательно на наш домик и назовите все предметы красного цвета. (Педагог поощряет наблюдательных детей и предлагает ребёнку перевести красные бегунки на свободную дорожку, а остальным детям выбрать из конструктора «Геометрик» фигуры красного цвета и назвать их.)

Упражнение «Кто быстрее?»

Педагог. На своё место поставит фигуру тот, у кого фигура с тремя углами (четырьмя углами, без углов); задание – ловушка: поставить на место фигуру с двумя углами.

В конце занятия педагог объявляет: все дети справились с трудными заданиями, поэтому приняты в «Клуб знатоков» и теперь могут самостоятельно играть в новую игру. Детям выдаются значки членов клуба.





Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

«Стоп машина! Топает малыш..» авторская игра для детей от 3 лет и старше

«Стоп машина! Топает малыш..»авторская игра для детей от 3 лет и старше Цель: В игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правила безопасности. Закреплять...

Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей стар…

Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста   Аннотация: Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание адекватной самооценки у...

Конспект праздника посвященного 9 мая

Конспект праздника посвященного 9 мая В записи звучит песня «День Победы» муз. Д.Тухманова.   Дети с цветами и цветными дисками в руках проходят...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект итогового собрания в подготов…

Цель:  вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе.Задачи: - подведение итогов работы группы за год; -знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС.   Ход: Организационная часть. Ведущий:    Добрый день...

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство