Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
Программное содержание:
- Развивать у детей способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционального отклика на него.
- Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой поэзией «золотой» осени.
- Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную. природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.
- Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своём настроении, отношении к изображаемому.
- Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень; будить воображение, творческие способности.
Предварительная работа.
- Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
- Экскурсия в школьный сад и по городу.
- рисование осенних листьев и кустов; лепка овощей, фруктов.
- Составление осенних букетов, игра с листьями.
- Рассматривание иллюстраций.
- Разучивание и чтение стихотворений, прослушивание отрывков музыкальных произведений; пение песен об осени.
Материалы.
Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования, вода.
Дети сидят перед картиной (она пока закрыта).
Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас на улице время года?
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно, осень. Ответьте, какая бывает осень?
Дети: теплая, холодная, дождливая, яркая, золотая, солнечная и т.д.
Воспитатель: а помните, мы с вами были на прогулке в школьном саду? Что вам особенно запомнилось? На что мы обратили внимание?
Дети: На красивые деревья с желтыми, красными, разноцветными листочками; на рябинку с красными гроздями ягод.
Воспитатель: да, мы видели красивые деревья, разноцветные листочки, заметили, как листочки тихо падали на землю, красиво кружились на лету, бежали под ветерком по земле. Мы даже играли сточками.
скажите, ребята, когда мы прислушивались к звукам природы, что мы слышали?
Дети: мы слышали шорох листвы, шелест под ногами, пение птиц.
Воспитатель: Мы даже знаем, как пахнет осень. Чем же осень пахнет,
Дети: Прелой листвой, осенними цветами, душистыми травами, скошенной травой, дождём, грибами и т.д.
Воспитатель: Правильно! А еще осень пахнет горьковатым дымом костров. Ребята, вспомните, когда мы гуляли, было солнышко или нет?
Дети: (ответ детей).
Воспитатель: Солнышко, будто «зажгло» листву деревьев. Листья на деревьях стали еще ярче, наряднее, стали радостные, праздничные! Небо в этот момент какое было?
Дети: голубое, ясное, чистое, с легкими белыми облаками.
Воспитатель: да, очень красиво сейчас и в лесу, и в парках, и на улицах города. Мы с вами подолгу любовались красивой, нарядной природой осенью. Нам было так светло и радостно, правда? А вот поэты тоже очень любят это замечательное время года. Они писали и пишут много стихов об осени. Давайте послушаем стихотворение З. Федоровской «Осень».
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель: Но не только поэты, но и композиторы восхищались красотой осени, осенней природой, осенними пейзажами. Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осенняя песенка» и покажите в своих движениях картинку про осень. Пожалуйста, выходите.
Звучит музыка, и дети свободно двигаются по залу.
Воспитатель: Молодцы! Когда звучала эта прекрасная музыка П.И. Чайковского, и вы танцевали под неё, я вспомнила об одной замечательной картине, с которой хочу вас познакомить. вот она. (Открывается картина.)
Эта картина называется «Золотая осень», а написал ее великий русский художник Исаак Левитан. Когда художник писал эту картину, он стоял на холме и любовался чудесной картиной природы. посмотрите на нее внимательно и даже можно немножко о ней поговорить шепотом. (Дети 1-2 минуты рассматривают картину.)
Воспитатель: Все рассмотрели? Что же мы видели на этой картине? Что на ней изображено?
Дети: Осень, деревья, речка и т.д.
Воспитатель: какая осень?
Дети: «Золотая осень»
Воспитатель: Как вы догадались? Какие цвета взял художник, чтобы изобразить «Золотую осень»?
Дети: желтый, красный, бордовый, оранжевый….
Воспитатель: Что еще мы видим на картине?
Дети: мы видим речку!
Воспитатель: Какая вода в речке?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Вода холодная, тёмная. Какие краски использовал художник?
Дети: Синюю, фиолетовую. Это холодные тона.
Воспитатель: ребята, а каким художник изобразил небо?
Дети: Голубым, светлым, чистым, бездонным
Воспитатель: А солнышко на картине есть?
Дети: Нет, но оно присутствует, потому что картина очень светлая, яркая и от деревьев падает тень.
Воспитатель: Понравилась вам картина? И мне она очень понравилась. Послушайте мой рассказ о картине.
Искусствоведческий рассказ воспитателя: воспитатель рассказывает медленно, выдерживает паузы между эпизодами картины.
«Яркое солнышко осветило золотую листву. Нарядные берёзки, словно расшалившиеся подружки, сбежались гурьбой. Стоят,….на себя любуются,….на красивую синюю-синюю речку… Уже совсем не жарко. В прозрачном воздухе всё, даже самое далекое, хорошо видно. Дышится не просторе легко и весело».
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы оказаться на этом холме, среди этих берёзок?
Представьте себя там.
Ответы детей.
Воспитатель: Лера, представь, что ты подошла к этой речке, что ты ощущаешь? Какая вода? А ты, Ярослав, стоишь около весёлых берёзок, что ты чувствуешь? А ты, Диана, подбежала вот сюда к этим деревьям, что ты там услышала или почувствовала, расскажи?
Воспитатель: ребята, давайте ещё раз посмотрим на картину И. Левитана «Золотая осень», почувствуем всю её красоту и прелесть (дети ещё раз рассматривают картину 20-30 секунд)
Воспитатель: А сейчас, ребята, вам представиться возможность нарисовать свою «Золотую осень» кто как хочет любым способом. В рисунке постарайтесь передать своё настроение к «золотой осени». (Дети выполняют.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки о «золотой осени». Какие разные они получились. Очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники. Молодцы!
Читайте также |
---|
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе…
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Интегрированное подгрупповое занятие. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель:...
«Наутилус»
«Наутилус» Экскурсии в "Наутилус" дают возможность увидеть и ощутить близость с миром подводного царства, показать разнообразие рыб обитающих на планете. Дети...
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной...