Мониторинг образовательных достижений детей в условиях освоения образовательной программы дошкольного образования

 

Авторский коллектив:

Оводова О.А., заведующий ДОУ;

Сорока Н.А., методист;

Котова А.А., педагог-психолог;

Иванова С.В., педагог-психолог;

Гомзякова Е.О., инструктор по физической культуре;

Кононова С.И., воспитатель;

Иванова И.Е., воспитатель;

Зеленская Т.Н., воспитатель;

Гужова Н.Г., воспитатель;

Мустонен С.М. воспитатель.

 

Реализация принципа индивидуализации в дошкольном образовании предполагает понимание педагогом особенностей воспитанников, оказывающих значительное влияние на освоение ими образовательной программы. Поэтому на сегодня ключевой задачей становится оптимизация процедуры мониторинга образовательных достижений детей.

Оптимизация образовательного мониторинга становится возможной, если рассматривать ребёнка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности, развитие которого осуществляется в рамках образовательных областей, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В этом случае при диагностировании каждой из образовательных областей будут выделены две группы критериев: эмоционально-субъектные критерии и деятельностно-субъектные критерии. Выделение данной группы критериев становится возможным благодаря теоретическому исследованию проблемы развития ребёнка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности, выполненному коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская, З.А.Михайлова, О.В.Солнцева, О.Н.Сомкова и др.)

Эмоционально-субъектные критерии выражаются в проявлении положительных эмоций при выполнении детьми деятельности, в проявлении избирательности (наличие предпочитаемого содержания, способов выполнения).

Деятельностно-субъектные критерии связаны с самостоятельностью ребёнка в решении проблем (задач) деятельности, в проявлении инициативности (наличие предложений, связанных с выбором деятельности, ее направленности), творчестве (создание новых продуктов деятельности), способностью к сотрудничеству со сверстниками.

Данный подход позволяет выйти на составление мониторинговых карт развития ребёнка в пяти образовательных областях.

Следующий шаг в построении диагностической методики – это определение индикаторов, которые позволяют ответить на вопрос о том, каковы индивидуальны особенности и различия в освоении детьми образовательной программы. При определении индикаторов важно увидеть, как идет нарастание у детей самостоятельности, инициативности и творчества. Это определяет необходимость построения системы индикаторов только по отношению к субъектно-деятельностным критериям оценки.

В предложенном мониторинге педагог определяет возможности ребёнка по каждому критерию в интервале от 1 до 15. Данные числовые значения сопровождаются описанием индикаторов-проявлений, которые педагог может наблюдать у ребёнка на протяжении младенчества, раннего возраста и дошкольного детства (от двух месяцев до 8 лет). Учитывая закономерности развития ребёнка, мы условно разделили представленные индикаторы на четыре группы:

- 1-3 балла – I группа индикаторов отражает возможности ребёнка в младенчестве и раннем возрасте;

- 4-6 баллов – II группа, в которую включены индикаторы, отражающие возможности ребёнка младшего дошкольного возраста;

- 7-9 баллов – III группа, в которой раскрываются уровень индикаторы, отражающие возможности ребёнка среднего дошкольного возраста;

- 10-15 баллов – IV группа индикаторов отражает возможности ребёнка старшего дошкольного возраста.

Хотелось бы подчеркнуть, что закрепление указанных проявлений за возрастной нормой является условным и предназначено, прежде всего, для определения отправной точки развития ребёнка при освоении образовательной программы и оценке качества динамики развития. Каждое из проявлений, которое находит отражение в соответствующем индикаторе, может рассматриваться как индивидуальная возрастная норма, которая не требует активного вмешательства со стороны взрослых. Но может выступать и как проблема, которая служит основанием для индивидуализации педагогического процесса. Подчеркнём, что это зависит от всей системы факторов развития конкретного ребёнка.

Безусловно, следует учитывать, что данные возрастные нормы, например, будут «сдвинуты» в случае, если диагностическая карта будет применяться в работе с воспитанниками групп комбинированной или компенсирующей направленности (при этом логика развития ребёнка с особыми образовательными потребностями будет развивать в том же направлении, хотя вероятно в замедленном темпе). На наш взгляд, данный подход привлекателен для выработки критериальной базы диагностики и в разновозрастных группах, так как позволит соотнести качество развития определенных характеристик у детей при сопровождении и поддержки образовательной деятельности.

Раскрывая логику развития качества внутри каждой группы, мы предполагали, что происходит развитие субъектных характеристик ребёнка соразмерно возрастным особенностям и индивидуальным потребностям. Так, от полной или частичной зависимости от окружающих на стадии поддержки ребёнок, при её качественном осуществлении, переходит на стадию самостоятельного выполнения действия и последующую стадию творческой реализации. При этом темп перехода ребёнка от стадии к стадии, усложнение качества выполнения ребёнком того или иного действия будет зависеть от множества различных факторов: типологических особенностей, потенциала здоровья, особенностей психического развития, традиций семейного воспитания, качества педагогического сопровождения и т.д. Поэтому перед педагогом ни в коей мере не ставится задача «перетаскивания» ребёнка на более высокую стадию и получения им в рамках диагностики наибольшего количества баллов. Задача педагога определить индивидуальную траекторию развития ребёнка и создать благоприятные условия, способствующие развитию детей с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных возможностей. Требования к созданию условий для построения образования, ориентированного на зону ближайшего развития, предопределяет необходимость разработки единой педагогической диагностики, позволяющей выявить зону актуального и определить зону ближайшего развития ребёнка.

Таким образом, выстраивается алгоритм проектирования педагогической диагностики развития ребёнка, где первый шаг:

  1. Распределение критериев развития ребёнка в образовательной области на эмоционально-деятельностные и субъектно-деятельностные.
  2. Выделение в рамках субъектно-деятельностных проявлений наиболее значимых, тех, без которых полноценное развитие ребёнка в каждой образовательной области становится невозможным.
  3. Определения в соответствии с выделенными критериями индикаторов, которые носят развернутый характер и отражают внешне наблюдаемые действия ребёнка (примерно 3-4 индикатора).

Предлагаемый алгоритм проектирования педагогической диагностики позволяет педагогам осознать задачи развития ребёнка в образовательных областях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, увидеть, что между образовательными областями есть сходство – «сквозные линии», которые нужно иметь в виду при реализации любого образовательного содержания. Это отношение ребёнка к образовательной деятельности, способность к сотрудничеству и взаимодействию со сверстниками в рамках образовательной деятельности, направленность содержания дошкольного образования на развитие у детей самостоятельности и творчества, поддержку их инициативы. Из всего многообразия содержания образовательной области педагогу важно понять, что в данный конкретный момент реализации образовательной программы наиболее значимо для детей его группы, без решения каких задач обойтись невозможно. Именно такие задачи и составляют суть педагогической диагностики и позволяют сделать её более экономной и понятной, отказаться от множества диагностических задач и критериев оценки. В то же время степень проявления детьми самостоятельности, творчества и инициативности составляет суть индивидуальных различий и показывает особенности пути освоения каждым воспитанником образовательной программы.

Определение критериальной базы диагностики позволяет перейти к обсуждению вопроса оформления полученных результатов, отражающих идеи индивидуализации дошкольного образования. На наш взгляд, реализация идеи индивидуализации в полной мере возможна при условии постоянного сбора информации о развитии ребёнка, его изучение по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений. Для того чтобы наглядно видеть достижения ребёнка, темп его развития мы предлагаем оформлять «Паспорт индивидуальных достижений ребёнка» на протяжении освоения образовательной программы.

Ключевыми принципами проектирования работы с «Паспортом индивидуальных достижений ребёнка» будут являться:

  • определение минимального необходимого количества критериев изучения качества развития игровой деятельности и освоения детьми образовательных областей;
  • максимальное раскрытие логики качественных преобразований обозначенных критериев, через систему индикаторов отражающих их состояние у детей на протяжении дошкольного детства;
  • реализация мониторинговых процедур, отслеживающих динамику развития ребёнка, т.е. выполнение функции слежения;
  • компактность, минимальность измерительных процедур и их естественная включенность в педагогический процесс.

«Паспорт индивидуальных достижений ребёнка» в нашем случае – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу фиксировать результаты мониторинга в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.

Карты мониторинга образовательных достижений ребёнка дошкольного возраста

Социально – коммуникативное развитие

Критерии Младенчество

Ранний возраст

Младший дошкольный возраст Средний

дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст Подготовительный к школе возраст Стадии
Индикаторы
Способность

принимать и выполнять игровую роль

1

По показу и побуждению взрослого выполняет предметно-

игровые действия, направленные на игрушки.

4

Принимает роль в совместной игре с воспитателем, вступает в ролевой диалог с воспитателем.

7

При поддержке воспитателя отображает семейные и профессио-

нальные отношения взрослых и ведет ролевые диалоги.

10 При поддержке воспитателя использует действия с предметами-заместителями. 13 С помощью воспитателя согласовывает общий игровой замысел, договаривается о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры. Стадия поддержки
2

Отображает в игре бытовые действия взрослых, семейные

отношения («как мама», «как папа»).
5

Самостоя-

тельно принимает роль, вступает в ролевой диалог с игровым персонажем

8

Самостоя-

тельно отображает семейные и профессио-

нальные отношения взрослых, вступает в ролевой диалог со сверстником-партнером.

11

Передает действия, отношения, характер и настроение персонажей (требова-

тельный учитель, капризная дочка).

14

Распределяет роли, использует изобрази-

тельное игровое действие (без использования предметов, сопровож-

даемое речевым комментарием)

Стадия самостоя-тельности
3

Проявляет предпочтение в отображении тех

или иных действий взрослого.

6

Проявляет инициативу в выборе игровой роли, планирует игровые действия.

9

Проявляет инициативу в ведении ролевых диалогов от имени разных персонажей.

12 Проявляет инициативу и творчество в выборе средств выполнения игровой роли (мимика, жесты, движения, интонация). 15 Вносит изменения в знакомый сюжет (введение новой роли, действия, события)

Стадия инициативности и творчества
Способность

создавать игровой сюжет

1

При поддержке воспитателя разыгрывает 2-3 предметно-

игровых действия с игрушками.

4 При поддержке воспитателя строит игровой сюжет разнообразного содержания: семейных отношений, посещение магазина, поликлиники и т.д. 7 При поддержке воспитателя строит сюжет из 3-4 эпизодов разнообразного содержания. 10

В совместной с воспитателем игре придумывает ситуации взаимодействия между людьми, события

13 При помощи взрослого придумывает сюжет игры. Стадия поддержки
2

Самостоятельно разыгрывает 2-3 предметно-

игровых действия с игрушками (по аналогии с совместной со взрослым игрой).

5

Отражает в сюжете отношения и действия взрослых (семья, магазин, поликлиника, детский сад и т.д.)

8

Проявляет самостоя-

тельность в построении сюжета с 3 и более персонажами, объединяет разнообразные по тематике события.

11

Самостоя-

тельно вступает в игру-придумку (сюжетосло-

жение) со сверстниками.

14

Самостоя-

тельно придумывает сюжет игры.

Стадия самостоя-тельности
3 Проявляет инициативу в определении

последова-тельности разыгрывания предметно-игровых действий (сначала, потом…).

6

В зависимости от сюжета использует разные игрушки, предметы, предметы-заместители, атрибуты одежды.

9 Проявляет инициативу и творчество в придумывании

новых сюжетных событий с использованием костюмов, масок, музыкальных игрушек.

12 Проявляет инициативу и творчество, отображая в сюжете бытовые действия и трудовые процессы взрослых, события из сказок или мультфильмов. 15

Проявляет инициативу и творчество в комбиниро-

вании и согласовании вариантов развития сюжета со сверстниками.

Стадия инициатив-

ности и творчества

Положи-тельное отношение к труду (способность применять трудовые умения и навыки) 1 Совместно с взрослым убирает игрушки. 4 По предложению взрослого выполняет элементарные поручения (готовит материал к занятию, после игры убирает игрушки). 7 При подсказке воспитателя подбирает действия в соответствии с поставленной задачей. 10 При небольшой помощи взрослого планирует трудовой процесс, добивается нужного результата. 13 Принимает цель трудовой деятельности от взрослого и при небольшой поддержке выполняет её. Стадия поддержки
2 По просьбе взрослого убирает игрушки после игры. 5

Самостоя-

тельно выполняет элементарные поручения (готовит материал к занятию, после игры убирает игрушки).

8 Понимает поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения и выполняет её. 11 Самостоятельно планирует трудовой процесс, добивается нужного результата. 14 Ставит цель трудовой деятельности самостотельно осуществляет процесс, получает результат и оценивает его. Стадия самостоя-тельности
3 По окончанию игры расставляет игрушки по местам. 6 Применяет трудовые навыки в игровой деятельности. Предлагает помощь в выполнении трудовых поручений. 9 Проявляет инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. 12 Проявляет творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. 15 Охотно участвует в совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата. Стадия инициативности и

творчества

Способность придержи-ваться правил и социальных норм 1 При подсказке воспитателя соблюдает нормы поведения (благодарит). 4 При напоминании взрослого соблюдает правила поведения в д/с. 7

При поддержке взрослого соблюдает правила доброжела-

тельных взаимоотно-

шений со взрослыми и сверстниками.

10 При помощи взрослого оценивает свои поступки и поступки сверстников с позиции известных правил и норм. 13 При поддержке взрослого вступает в общение, в совместную деятельность, соблюдая установленные правила и нормы. Стадия поддержки
2 Самостоя-тельно

соблюдает нормы поведения (благодарит).

5 Соблюдает правила поведения в д/с. 8

Самостоятельно соблюдает правила доброжела-

тельных взаимоотно-

шений со взрослыми и сверстниками.

11

Самостоя-

тельно оценивает свои поступки и поступки сверстников с позиции известных правил и норм.

14

Доброжела-

тельно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, вступает в общение, в совместную деятельность, стремится к взаимопони-

манию, в случае затруднений апеллирует к правилам.

Стадия самостоя-тельности
3 Обращается к взрослым, используя слова просьбы, благодар-ности. 6 Использует в игре правила заботливого отношения к окружающим. 9

Соблюдает в игре правила доброжела-

тельных взаимоотно-

шений, при необходимости делает замечания товарищам по игре по несоблюдению правил.

12 В совместной деятельности принимает общий замысел, договаривается, вносит предложения, соблюдая принятые правила и нормы поведения. 15 Во время совместной деятельности спокойно отстаивает своё мнение, соблюдая правила поведения. Стадия инициативности и творчества
Способность соблюдать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе 1 _______ 4 С помощью взрослого и с опорой на картинку ребёнок называет элементарные правилами безопасного обращения с игрушками или предметами в игре, за столом, во время одевания, при общении с детьми. 7 С опорой на картинки называет возможные опасности в быту, на улице, на природе, с незнакомыми людьми и знает правила поведения в этих ситуациях.

10 С помощью взрослого рассказывает об источниках и причинах опасности в быту, на улице, на природе, о ситуациях опасных для жизни и здоровья.

13 С помощью взрослого называет способы правильного поведения в различных ситуациях.

Стадия поддержки
2

_______

5 Соблюдает безопасные способы обращения с предметами ближайшего окружения. 8 Соблюдает правила поведения в быту, на улице, на природе и при общении с незнакомыми людьми. 11 Называет последствия неосторожных действий (ушиб, укус, ожог, травма и т.д.). 14 Знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому. Стадия самостоя-тельности
3 ______ 6 Применяет правила безопасного поведения в игровой деятельности. 9 Привлекает внимание взрослого при несоблюдении правил безопасного поведения сверстниками. 12 Замечает нарушения правил поведения сверстниками в различных ситуациях и делает им замечания. 15 Применяет знакомые приёмы элементарной первой помощи в игровой деятельности (ушибы, травмы, признаки недомогания) Стадия инициативности и творчества

Познавательное развитие

Критерии Младенчество

Ранний возраст

Младший дошкольный возраст Средний

дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Подготови-

тельный к школе возраст

Стадии
Индикаторы
Способность классифи-цировать множества по заданным признакам и свойствам. 1 С помощью взрослых подбирает предметы разной величины (большой, маленький) при условии резких различий. 4 С помощью воспитателя классифицирует предметы по одинаковым признакам. 7 С помощью воспитателя классифицирует объекты по существенному признаку. 10 С помощью воспитателя устанавливает отношения между 5 – 10 предметами по заданному признаку. 13 При поддержке воспитателя называет признаки (форма, цвет, размер; или группа животных, способ питания, передвижения и т.д.). Стадия поддержки
2

Самостоя-

тельно подбирает группы однородных предметов в соответствии с образцом.

5

Самостоя-

тельно классифицирует, соединяя в пары предметы с ярко выраженными признаками сходства.

8

Самостоя-

тельно классифи-

цирует предметы по двум заданным признакам, отражая результат в речи.

11

Самостоя-

тельно группирует предметы по заданным признакам.

14 Самостоя-тельно называет признаки (форма, цвет, размер; или группа животных, способ питания, передвижения и т.д.). Стадия самостоя-тельности
3 Группирует предметы по цвету, форме, величине. 6

Самостоя-

тельно пользуется группировкой предметов по словесному указанию в игровой деятельности.

9 Использует навыки классификации в игровой деятельности. 12 Замечает и исправляет ошибки сверстников по классификации предметов и объектов. 15 Использует навыки классификации при решении проблемно-игровых ситуаций. Стадия инициатив-ности и творчества
Способность пользоваться приемом наложения и приложения.

1 _________ 4 С помощью воспитателя пользуется приемами наложения и приложения для сравнения предметов по заданному признаку величины. 7 С небольшой помощью воспитателя. пользуется приемами наложения и приложения для установления отношений между предметами по длине, ширине, высоте, толщине. 10 С помощью воспитателя. сравнивает два – три предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. 13 При поддержке воспитателя устанавливает размерные отношения величины между 5 -10 предметами с помощью условной мерки. Стадия поддержки
2 _______ 5

Самостоя-

тельно пользуется приемами наложения и приложения, отвечая на вопрос воспитателя по результатам сравнения.

8 Активно пользуется приемами приложения и наложения для решения поставленной задачи, самостоятельно отражая в речи результат установления количества или сравнения. 11

Самостоя-

тельно пользуется, условной меркой при установлении отношений между 5 предметами, отражая в речи результат.

14

Оперирует различными первона-чальными измеритель-

ными умениями.

Стадия самостоя-тельности
3 _______ 6 Проявляет инициативу в игровой деятельности

по сравнению групп предметов (столько же), увеличению и уменьшению группы предметов (3—5 предметов), используя приемы приложения и наложения.

9 Проявляет инициативу в игровой деятельности по установлению количественных или размерных отношений с применением приемов приложения и наложения. 12

Активно использует измерительные умения в самостоя-

тельной деятельности, проявляет инициативу в выборе условной мерки, фиксируя результат числом и цифрой.

15

Активно использует измеритель-

ные умения в выборе способов решения поставленной задачи.

Стадия инициатив-ности и творчества
Способность создавать и сравнивать множества. 1 С помощью воспитателя различает количество предметов: один и много. 4 С помощью воспитателя создаёт множества. 7 С помощью воспитателя создаёт множества разных по количеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы). 10 С помощью воспитателя

разбивает множества на части и объединяет их.

13 С помощью педагога видит составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Стадия поддержки
2

Самостоя-

тельно различает количество предметов один и много.

5 Освоил простые связи и отношения: столько же, больше (меньше) по количеству. 8

Самостоя-

тельно создаёт множества в пределах 5 с использованием числа, как показателя количества.

11

Самостоя-

тельно создаёт множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений).

14

Устанавли-

вает отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета.

Стадия самостоя-тельности
3 Использует умения различать предметы по количеству в игровой деятельности.

6 Сравнивает части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). 9 Уравнивает неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет, используя количественные и порядковые числительные. 12 Устанавливает отношения между целым множеством и каждой его частью (сравнивает разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному). 15 Использует создание множеств (состав числа до 10) при решении задач в игровой деятельности. Стадия инициатив-ности и творчества

Способность ориентиро-

ваться во времени

1 _______ 4 С помощью воспитателя ориентируется в контрастных частях суток (утро\ вечер, день\ночь). 7

С помощью воспитателя определяет последова-

тельность частей суток по картинкам.

10

При поддержке воспитателя на конкретных примерах устанавливает последова-

тельность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определяет, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, название текущего месяца.

13 С помощью педагога устанавливает отношения во времени – день (сутки), неделя, месяц, время года. Стадия поддержки
2 ________ 5

Самостоя-

тельно, используя наглядный материал, устанавливает контрастные временные отношения.

8

Самостоя-

тельно определяет последова-

тельность частей суток по картинкам и простым моделям.

11

Самостоя-

тельно устанавливает последова-

тельность различных событий, используя модели, схемы, условные обозначения.

14

Самостоя-

тельно устанавли-

вает отношения во времени – день (сутки), неделя, месяц, время года.

Стадия самостоя-тельности
3 _______ 6 Ориентируется в частях суток в игровой деятельности. 9 Использует в играх представления о частях суток.

12 Устанавливает временные события в различных ситуациях. 15 Планирует и регулирует свою деятельность в соответствии со временем. Стадия инициатив-ности и творчества

Способность ориентиро-

ваться в пространстве.

1 С помощью взрослых

ориентируется в помещении группы и участка детского сада.

4

С помощью взрослого различает пространст-

венные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева.

7

С помощью воспитателя определяет пространст-

венные направления от себя (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз).

10 С помощью воспитателя располагает предметы в указанном направлении. 13

С помощью педагога моделирует и читает пространст-

венные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Стадия поддержки
2 По словесному указанию воспитателя ориентируется в помещении группы, участка детского сада. 5

Самостоя-

тельно использует пространст-

венные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева.

8

Самостоя-

тельно обозначает словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

11

Самостоя-

тельно ориентируется на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

14

Самостоя-

тельно пользуется планом, схемой, маршрутом, картой.

Стадия самостоя-тельности
3

Применяет в самостоя-

тельной деятельности умения ориентиро-

ваться в помещении группы и участка детского сада.

6 Проявляет инициативу в игровой деятельности при ориентировке в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева), дальше (ближе). 9 Проявляет инициативу в игровой деятельности при определении расположения предметов в пространстве. 12 Ориентируется по карте в игровой деятельности. 15 Проявляет инициативу и творчество в создании игр с планом, схемой, маршрутом, картой.

Стадия инициатив-ности и творчества
Способность исследовать предметы, объекты. 1 При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования предметов. 4 С помощью воспитателя находит предметы, объекты по указанным признакам

(форме, цвету, размеру).

7 При поддержке воспитателя выделяет и называет особые признаки предметов, объектов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). 10 С помощью воспитателя выделяет признаки предметов, объектов, используя сенсорные эталоны (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба). 13 При поддержке взрослого осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.

Стадия поддержки
2

По показу воспитателя обследует предметы, объекты природы, используя разнообразные обследова-

тельские действия.

5

Самостоя-

тельно находит предметы, объекты по указанным признакам

(форме, цвету, размеру).

8 Сравнивает хорошо знакомые объекты природы, предметы и материалы, выделяет признаки отличия и единичные признаки сходства. 11

Самостоя-

тельно использует сенсорные эталоны для оценки свойств предметов.

14 Проводит эксперименты по выявлению свойств и качеств предметов, объектов и материалов. Стадия самостоя-тельности
3

Использует «опредмечен-

ные» слова-названия для обозначения формы, цвета. (например: мячик, колесо, желтый, как солнышко и т.д.)

6 Проявляет словесную активность в процессе определения свойств и качеств предметов. 9 По собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослыми процесс исследования и его результаты.

12

По собственной инициативе наблюдает, эксперимен-

тирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообрази-

тельность в процессе их решения.

15 Применяет особенности свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла) при осуществлении выбора их для продуктивной деятельности. Стадия инициатив-ности и творчества
Способность к осознанию своего Я и семьи, города, страны.

1 С помощью воспитателя называет своё имя, имена членов своей семьи. 4 По побуждению воспитателя называет свое имя, фамилию, пол, возраст, рассказывает о членах своей семьи (как зовут, чем занимаются). Знают, где в группе находятся игрушки, книги, посуда и т.д. 7 При подсказке воспитателя называет город, в котором живет, основные объекты городской инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская, транспорт. 10

При поддержке воспитателя через символические и образные средства ребенок рассказывает о городе, в котором живет, его достоприме-

чательностях, традициях.

13 При поддержке взрослого ребенок рассказывает о России (природе, традициях, праздниках). Стадия поддержки.
2

Самостоя-

тельно называет имена членов своей семьи по фотографиям.

5

Самостоя-

тельно рассказывают о себе (в том числе сведения о прошлом), о членах своей семьи, о семейных событиях и праздниках. Ориентируется в группе и других помещениях детского сада.

8

Знает название города, в котором живет, основные объекты городской инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахер-

ская, транспорт.

11

Самостоя-

тельно рассказывает о городе, в котором живет (Колпино, Санкт-Петербург), его достоприме-

чательностях, традициях. Знает и рассказывает о замечательных людях, прославивших свой город.

14 Самостоя-тельно называет свой город, страну, флаг и герб, узнаёт гимн своей страны; рассказывает о традициях и праздниках России. Стадия самостоя-тельности.
3 Предлагает воспитателю посмотреть вместе семейные фотографии и рассказать по изображениям на них. 6 Делится информацией о том, как провел выходные дни. 9 Рассказывает о любимых местах в городе, о том, где гуляли в выходные дни. 12

Интересуется историей своей страны, реконструк-

цией образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

15

Проявляет интерес к событиям, происходя-

щим в стране.

Стадия инициатив-ности и творчества.

Характерные представ-

ления ребёнка о живом.

Отношение ребёнка к объектам живой природы.

1

При поддержке воспитателя узнаёт и называет домашних и диких животных и их детёнышей; различает по внешнему виду овощи и фрукты.

4 При поддержке воспитателя классифицирует представителей животного и растительного мира.

7

При поддержке воспитателя классифи-

цирует представи-

телей живой и неживой природы.

10

При поддержке воспитателя выделяет ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы (дышит, двигаются, питаются, растут, развиваются). 13

При поддержке воспитателя классифи-

цирует представи-

телей животного и растительного мира в зависимости от среды обитания.

Стадия поддержки
2 Самостоятельно называет домашних и диких животных и их детёнышей; различает по внешнему виду овощи и фрукты. 5

Самостоя-

тельно классифици-

рует представителей животного и растительного мира, называет их потребности.

8

Самостоя-

тельно классифи-

цирует представи-

телей живой и неживой природы.

11

Самостоя-

тельно выделяет ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы (дышит, двигаются, питаются, растут, развиваются).

14

Самостоя-

тельно классифи-

цирует представи-

телей животного и растительного мира в зависимости от среды обитания.

Стадия самостоя-тельности
3 Применяет свои знания в игровой деятельности (ситуации типа «Помоги кукле Кате», «Научи зайку»).

6 С удовольствием по собственной инициативе общается со знакомыми животными и растениями. 9 С удовольствием по собственной инициативе общается с живыми существами, наблюдает за проявлениями их жизни. 12 Ориентируется в правилах поведения в природе и придерживается их. 15

Устанав-

ливает причинно-следственные связи между природными явлениями.

Стадия инициатив-ности и творчества

 

Речевое развитие

Критерии Младенчество

Ранний возраст

Младший дошкольный возраст Средний

дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Подготови-

тельный к школе возраст

Стадии
Индикаторы

Способность к диалоги-

ческому общению.

1 Понимает и отзывается на обращенную речь. 4 Общается со знакомым взрослым и сверстниками посредством поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари и т.д.) 7 С помощью педагога участвует в беседе. 10

С помощью педагога использует в диалоге распростра-

нённые предложения.

13 С помощью взрослого привлекает сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок) Стадия поддержки
2 Отвечает на вопросы воспитателя. 5 Отвечает на вопросы и обращения взрослого. 8 Вступает в речевое общение со знакомыми взрослым. 11 Участвует в коллективном разговоре. 14 Задает вопросы взрослым и сверстникам об их деятельности и событиях их жизни.

Стадия самостоя-

тельности

3 Задаёт вопросы воспитателю. 6 Проявляет речевую активность в общении со сверстниками. 9

Договари-

вается со сверстниками о совместном действии в игровом общении.

12

Обсуждает поступки людей, дает аргументи-

рованную оценку.

15 Участвует в диалоге со взрослыми и сверстниками с целью получения новых знаний.

Стадия инициатив-

ности и творчества

Способность пользоваться монологи-

ческою речью.

1 _______ 4 С помощью воспитателя рассказывает об изображённом предмете по картинкам, игрушке. 7 С помощью воспитателя составляет рассказ - описание предмета, картины. 10 По плану и образцу составляет описательные загадки, рассказы. 13 С помощью взрослого составляет рассказ творческого характера. Стадия поддержки
2 ________ 5

Самостоя-

тельно

рассказывает об изображённом предмете по картинкам, игрушке.

8

Самостоя-

тельно составляет рассказ - описание предмета, картины.

11

Самостоя-

тельно составляет описательные загадки и рассказы.

14

Самостоя-

тельно составляет рассказ творческого характера.

Стадия самостоя-

тельности

3 ________ 6

Делиться своими впечатле-

ниями с воспитателем.

9 Составляет рассказ по картине, созданной самостоятельно с использованием раздаточного дидактического материала. 12 Составляет рассказы из личного опыта, придумывает концовки к сказкам. 15 Сочиняет сказки и рассказы на различную тематику.

Стадия инициатив-

ности

Граммати-

ческая правильность речи.

1

Повторяет за воспитателем существи-

тельные, правильно проговаривая окончания.

4

С опорой на картинки называет детёнышей животных в единственном и множест-

венном числе.

7 С помощью воспитателя использует:

-суффиксы и приставки при словообразо-

вании;

-системы окончаний существи-

тельных, прилагательных, глаголов.

10 С помощью воспитателя образовывает однокоренные слова (медведь-медведица- медвежонок- медвежья), в том числе глаголы с приставками (забежал- выбежал- перебежал). 13

С помощью воспитателя пользуется речью – доказатель-

ством, используя языковые средства для соединения частей предложений (если, то, значит, потому, что…).

Стадия поддержки
2 Использует в речи уменьшительно-ласкательные слова. 5

Правильно использует в речи названия животных и их детёнышей в единственном и множест-

венном числе; употребляет простые предлоги (на, в).

8

Самостоя-

тельно использует в речи:

-суффиксы и приставки при словообра-

зовании;

-системы окончаний существи-

тельных, прилага-

тельных, глаголов.

11 Составляет по образцу простые и сложные предложения. 14

Самостоя-

тельно использует речь доказательство, используя языковые средства для соединения частей предложений (если, то, значит, потому, что…).

Стадия самостоя-

тельности

3 Выражает свои мысли посредствам 3-х, 4-х словных предложений. 6

Рассказы-

вает простые стихи сказки, согласовывая слова в предложении.

9

Использует в речи полные распростра-

нённые предложения, согласовывая слова в них.

12 Использует в речи простую и косвенную речь. 15

Самостоя-

тельно использует в речи разные типы предложений (простые, сложносочи-

нённые, сложноподчи-

нённые), в соответствии с содержанием высказывания.

Стадия инициатив-

ности

ЗКР и подготовка к обучению грамоте. 1

С помощью взрослого воспроизводит звукопод-

ражание.

4 С помощью воспитателя различает и называет неречевые звуки (звук машины, журчание воды). 7 На основе наглядности произносит слова, интонационно подчёркивая в них первый звук, узнаёт слова на заданный звук. 10 На основе наглядности различает на слух сходные по звучанию согласные звуки: с-з, ш-ж, с-ш и др. 13

С помощью воспитателя выделяет последова-

тельность звуков в простых словах, делит 2-х и 3-х сложные слова на части.

Стадия поддержки
2 По подражанию пользуется высотой и силой голоса («Киска. брысь!», «Кто пришел?»).

5 Узнаёт, различает и называет неречевые звуки (звук машины, журчание воды). 8 По представлению узнаёт слова на заданный звук.

11 Самостоятельно различает на слух и произносит сходные по звучанию согласные звуки: с-з, ш-ж.

Определяет место звука в слове (начало, середина, конец).

14 Самостоятельно делает звуковой анализ 4-х и 5-ти звуковых слов, устно составляет слова из слогов.

Стадия самостоя-

тельности

3 Использует высоту и силу голоса при общении. 6 Слышит и имитирует специально интонируемые звуки (песенка ветра – у-у-у, жука – ж-ж-ж и др.). 9 Выразительно читает стихи, регулируя интонацию, тембр и силу голоса.

Говорит внятно в среднем темпе.

12 Придумывает и называет слова с определённым звуком в начале, середине, конце слова. 15 Читает простые слова.

Стадия инициатив-

ности

 

Художественно - эстетическое развитие

Критерии Младенчество

Ранний возраст

Младший дошкольный возраст Средний

дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Подготовитель-

ный к школе возраст

Стадии
Индикаторы

Проявление самостоятель-

ности в художественно - продуктивной деятельности

1 По показу и речевой инструкции взрослого производит действия с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

4 С помощью воспитателя изображает отдельные предметы, простые сюжеты на основе линий, штрихов, пятен, отдельных форм.

7 По показу и речевой инструкции взрослого изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета,

аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

10 С помощью педагога создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

13 При поддержке воспитателя создает изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, используя разные способы создания изображения. Стадия поддержки
2

Самостоя-

тельно производит действия с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

5

Изображает предметы, простые сюжеты, передавая их характерные признаки, обогащает образ выразительными деталями.

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

8

Самостоя-

тельно изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета,

аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

11

Самостоя-

тельно

создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

14

Самостоя-

тельно реализует замысел, выбирая соответству-

ющие материалы и выразительные средства, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, используя разные способы создания изображения.

Стадия самостоя-

тельности

3 По собственному желанию использует карандаши, фломастеры, кисти, краски, глину.

6

По необходимости производит выбор средств выразитель-

ности.

9 Находит для изображения простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе и природе. 12 Изображает то, что для него интересно (для себя, своих друзей, родных и близких) используя различные материалы. 15 Придумывает новые способы и материалы для творческого выражения своего замысла.

Стадия инициатив-

ности и творчества

Проявление самостоя-

тельности в музыкальном творчестве

1 Откликается на звучание музыки (подходит к звучащему предмету: погремушке, музыкальному инструменту).

4

При поддержке воспитателя выполняет образные движения под соответству-

ющую музыку (как мишки, как зайки).

7 При поддержке воспитателя выполняет музыкально-игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки), использует музыкальный опыт в импровизации игры на музыкальном инструменте (ложках, погремушках, барабане, металлофоне). 10 При поддержке воспитателя придумывает движения, отражающие содержание песни, исполняет простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. 13

При поддержке воспитателя придумывает движения, отражающие содержание песни, выразительно действует с воображаемыми предметами, импровизируют под музыку соответству-

ющего характера (лыжник, рыбак, наездник…).

Стадия поддержки
2

Самостоя-

тельно приплясывает под музыку, подпевает взрослому повторяющиеся слова песен в сопровождении инструмента.

5

Самостоя-

тельно выполняет простейшие танцевальные движения под музыку.

8

Самостоя-

тельно выполняет музыкально-игровые упражнения, подигрывает простейшие мелодии на музыкальном инструменте (ложках, погремушках, барабане, металлофоне).

11

Самостоя-

тельно придумывает движения к танцам, пляскам, исполняет простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.

14

Самостоятельно придумывает движения, отражающие содержание песни, выразительно действует с воображаемыми предметами, импровизируют под музыку соответству-

ющего характера.

Стадия самостоя-

тельности

3 Напевает песенки, потешки в самостоятельной деятельности. 6

Самостоя-

тельно использует танцевальные движения в игровой деятельности.

9

Эксперимен-

тирует со звучащими предметами.

12 Использует в свободной деятельности песенное и танцевальное творчество. 15 Придумывает номера для концерта со сверстниками.

Стадия инициатив-

ности и творчества

 

Физическое развитие

Критерии Младенчество

Ранний возраст

Младший дошкольный возраст Средний

дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст Подготовительный к школе возраст Стадии
Индикаторы
Cпособность применять культурно-гигиенические навыки 1 С помощью взрослого применяет некоторые культурно – гигиенические навыки: умывается, одевается, кушает… 4 С помощью взрослого применяет навыки поведения во время еды (пользуется ложкой, салфеткой, не крошит хлеб, пережевывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает во время еды); следит за своим внешним видом: моет руки с мылом, насухо вытирает их, пользуется расческой и носовым платком. 7 С помощью взрослого применяет навыки аккуратного приема пищи: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), полоскать рот после еды. Аккуратно складывает одежду.

10 С помощью взрослого применяет навыки культуры еды: умение пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)

Осуществляет процессы личной гигиены.

Привлекает внимание взрослого в случае недомогания. Помогает взрослому в организации процесса питания, режимных моментов.

13 С помощью взрослого обслуживает себя, следит за чистотой одежды и обуви, пользуется полезными привычками (моет руки, полощет рот после еды, моет уши и т.д.), выполняет правила культурной еды, при необходимости (боли, ушибе и т.д.) обращается за помощью к взрослому.

Стадия поддержки
2

Самостоя-

тельно применяет некоторые культурно – гигиенические навыки.

5 Самостоятельно применяет навыки поведения во время еды (пользуется ложкой, салфеткой, не крошит хлеб, пережевывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает во время еды); следит за своим внешним видом: моет руки с мылом, насухо вытирает их, пользуется расческой и носовым платком. 8 Самостоятельно применяет навыки аккуратного приема пищи: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), полоскать рот после еды. Аккуратно складывает одежду.

11

Самостоя-

тельно применяет навыки культуры еды: умение пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)

Осуществляет процессы личной гигиены.

Привлекает внимание взрослого в случае недомогания. Помогает взрослому в организации процесса питания, режимных моментов.

14 Самостоятельно обслуживает себя, следит за чистотой одежды и обуви, пользуется полезными привычками (моет руки, полощет рот после еды, моет уши и т.д.), выполняет правила культурной еды, при необходимости (боли, ушибе и т.д.) обращается за помощью к взрослому.

Стадия самостоя-

тельности

3 В игровой деятельности учит куклу КГН. 6 Применяет культурно – гигиенические навыки в игровой деятельности. 9 Видит неполадки в своем внешнем виде (товарищей), устраняет их. 12 При необходимости предлагает помощь товарищам. 15 При необходимости делает замечания товарищам. Стадия инициативности и творчества
Cпособность применять правила здорового образа жизни 1 С помощью взрослого различает и показывает органы чувств (глаза, рот, нос, уши). 4 При подсказке взрослого называет полезную (овощи, фрукты, молочные продукты) и вредную для человека пищу; рассказывает, как беречь органы чувств и ухаживать за ними. 7 При подсказке взрослого объясняет особенности внешнего вида здорового и заболевшего человека; характеризует свое самочувствие, привлекает внимание взрослого в случае недомогания. 10 При подсказке взрослого рассказывает о важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода) и факторах, разрушающих здоровье; акцентирует внимание на особенностях своего организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). 13 При подсказке взрослого объясняет значение двигательной активности, активного отдыха, закаливающих процедур в жизни человека. Стадия поддержки
2

Самостоя-

тельно показывает и называет органы чувств (глаза, рот, нос, уши).

5

Самостоя-

тельно называет полезную и вредную для человека пищу; рассказывает, как беречь органы чувств и ухаживать за ними.

8 Самостоятельно

объясняет особенности внешнего вида здорового и заболевшего человека; характеризует свое самочувствие, привлекает внимание взрослого в случае недомогания.

11

Самостоя-

тельно

рассказывает о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье; акцентирует внимание на особенностях своего организма и здоровья.

14

Самостоя-

тельно

объясняет значение двигательной активности, активного отдыха, закаливающих процедур в жизни человека.

Стадия самостоя-

тельности

3 Объясняет назначение органов чувств (глаза – смотреть, уши – слышать и т.д.). 6 Объясняет, кто такой здоровый человек и что помогает ему быть здоровым. 9 В игровой деятельности применяет знания и умения при оказании помощи «больному» 12 Делает замечания сверстникам при нарушении правил здорового образа жизни. 15 Организует подвижные игры, эстафеты, соревнования среди сверстников. Стадия инициативности и творчества

Способность применять двигательные умения и навыки в игровой и самостоя-

тельной деятельности

1 По инициативе взрослого подключается к участию в подвижной игре. 4 По предложению взрослого включается в игру. 7 При подсказке взрослого соблюдает правила игры. 10 При подсказке взрослого исправляет ошибки в подвижных играх. 13 С помощью взрослого анализирует результат игры. Стадия поддержки
2 Играет в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями. 5 Предлагает себя на роль ведущего, самостоятельно соблюдая элементарные правила. 8 Соблюдает правила игры и выполнение действий по сигналу в подвижных играх. 11 Замечает и исправляет ошибки при несоблюдении правил в подвижных играх. 14 Оценивает свои результаты и результаты товарищей.

Стадия самостоя-

тельности

3 Передает простейшие действия некоторых персонажей в игровой деятельности. 6 Использует игровые образы и воображаемые ситуации в игровой ситуации. 9 Проявляет инициативу в организации подвижных игр. 12 Придумывает и организует игры - эстафеты, применяя различные виды движений. 15 Придумывает варианты игр, комбинируя движения. Стадия инициативности и творчества
Способность проявлять волевые усилия (доводить начатое до конца). 1 _______ 4 При поддержке воспитателя выполняет совместные двигательные действия со взрослыми. 7 При установке взрослого выполняет физические упражнения. 10 Откликается на предложение взрослого поиграть в игры - эстафеты. 13 С помощью воспитателя проявляет желание участвовать в спортивных играх. Стадия поддержки
2 ______ 5 Самостоятельно выполняет необходимые двигательные действия. 8 Соблюдает требования воспитателя во время двигательной активности. 11 Участвует в играх – эстафетах до определенного результата. 14 Участвует в спортивных играх до конца (до определенного результата).

Стадия самостоя-

тельности

3 ________ 6 Применяет различные виды движений в игровой деятельности. 9 Замечает некачественное выполнение движений в подвижных играх и делает замечания по их выполнению. 12 Придумывает игры – эстафеты с новыми правилами. 15 Организует спортивные игры со сверстниками, предварительно обсудив условия и правила.

Стадия инициатив-

ности и творчества

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством…

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством танцевальной деятельности «Танцевальное конфетти» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Развитие творческого потенциала у...

Конструкт образовательной деятельности. Тема: «В мастерской дымковской игрушки»

Конструкт образовательной деятельности. Тема: «В мастерской дымковской игрушки»

Читайте также

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР)…

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР) старшей группы по теме «Дружные зайчата» (лепка из пластилина) Цель: создать...

Театрализованная игра «Коза»

Театрализованная игра «Коза» Аннотация: Игра «Коза» предназначена для детей в группах раннего возраста. Игра способствует развитию речи, внимания и двигательную активность. Цель: Создание положительного...

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...