В прошлое города Саранска

 

Программное содержание.

  1. Закрепить и обобщить знания детей о городе Саранске.
  2. Дать детям общее представление об истории его возникновения.
  3. Познакомить с мордовскими обычаями, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
  4. Совершенствовать умение детей вести небольшой диалог на мордовском языке.
  5. Ввести в словарь детей новые слова: Поселенцы, остроги, набег кочевых племён, земляной вал, глубокие рвы.

Оборудование. Слайдовый рассказ о прошлом г. Саранска, горшочек, костюм эрзянки, макет крепости старого г. Саранска, схемы г. Саранска, красочные картинки к схемам, смайлики, музыкальное сопровождение

Методика проведения

В. Дети, посмотрите сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте поздороваемся.

Д. Здравствуйте!

В. Ребята, я сегодня получила очень необычное электронное письмо из прошлого. Давайте посмотрим, что там.

(На экране мордовочка и текст электронного письма.)

Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Татюня. Вы живёте в чудесном месте, где леса, поля, реки, прекрасные и добрые люди. Я, как и вы родилась в Саранске, но жила в то время, когда не было ни телефонов, ни машин. Я предлагаю Вам отправиться в путешествие в прошлое Саранска. Вот вам старинный горшочек, он перенесёт вас ко мне.

В. (Смотрит по сторонам и ищет горшочек.)

А, где этот горшочек? Давайте поищем его (горшочек стоит на видно месте, и дети находят его).

В. Ну, что ребята, вы согласны перенестись в прошлое и узнать, как жили наши предки?

Д. Да.

В. Тогда давайте все встанем в круг, и дотронемся до горшочка (дети становятся в круг и дотрагиваются до горшочка) -звучит мелодия.

В. (Перевоплощается в мордовочку.)

Шумбратада! Здравствуйте! Мира вам и добра! Вот вы и оказались в прошлом. Я очень люблю свой край и могу столько интересного рассказать о нём. Послушайте и посмотрите, как всё начиналось.

Рассказ о Саранске.

Давным-давно на том месте, где находится Саранск, была небольшая мордовская деревенька. Вокруг неё были леса, где люди собирали мёд, охотились. Первые поселенцы умели выращивать зерно и печь хлеб, держали овец, коров, кур, свиней. Мирный труд крестьян нарушали набеги кочевых племён, которые жгли дома и уводили жителей в плен. И тогда мордовский народ решил объединиться с русским народом для защиты от набегов.

И путь врагу преградили заграждениями из поваленных деревьев и (остроги) крепости. И вот один из острогов был построен на месте мордовской деревеньке, где сливались две реки: Саранка и Инсар.

Так возник острог Саранск в 1641 году, как военная крепость на южных рубежах Русского государства.

Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями. С наружней стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней возвышались ещё и деревянные стены с приспособлениями для обороны. Не всякому врагу было под силу завоевать такую крепость.

Со временем Саранск из города- крепости превратился в торгово- ремесленный город. Ежегодно здесь проводились крупные базары и ярмарки.

Проходили годы, город рос и развивался и сейчас наш город входит в список лучших городов России. Вам повезло, что вы живёте в одном из самых замечательных и красивых городов России.

В. Ребята, а расскажите мне о новом Саранске.

Р. - Мне нравиться музей С.Д.Эрьзи. Там много картин мордовских художников, красивые скульптуры С.Д.Эрьзи.

Р. - А мне нравиться в Саранске зоопарк. В зоопарке можно увидеть много зверей и птиц.

Р. - А я люблю гулять в парке А.С. Пушкина. Мне нравиться там кататься на каруселях, гулять по парку, с колеса обозрения наблюдать за городом.

В. Ребята, а что это за силуэты зданий.

Р. Это тоже наш Саранск.

В. Ребята на столе лежат необычные, красивые места нашего города Саранска, с которыми вы уже знакомы. Давайте попробуем найти их по схеме.

В. - У мордовского народа бала традиция играть в народные игры на всех праздниках и гуляньях. Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в мордовскую народную игру, которая называется «Горшочки».

Игра заключается в том, что вы должны разделиться по парам, один из вас горшочек, другой хозяин, тот кто остался без пары, покупатель. Покупатель, выбирает себе горшочек и спрашивает у хозяина:

Покупатель: Продашь (мисак) горшок (чакшот).

Хозяин отвечает: Продам (мисан).

Далее каждый из них, коснувшись ладонью головы горшка, а остальные считают: Вейке(один), кавто (два), колмо (три), чийть (беги) бежит по кругу в разных направлениях, стремясь раньше добежать до «товара» и встать за его спиной. Прибежавший раньше становится хозяином, а другой-покупателем.

- Вот видите ребята, оказывается старые народные игры интересны и в современном мире.

- Ребята мне очень приятно, что у нас растут замечательные потомки, которые хотят знать историю своего края и любят его. А наше путешествие подошло к концу вам пора возвращаться в детский сад. Мне хочется подарить вам этот горшочек. Если вам захочется попасть ко мне снова, милости прошу. А сейчас встаньте в круг и дотроньтесь до горшочка и вы окажетесь у себя в группе (звучит музыка снимаю головной убор).

В. Ребята, а где вы были.

Д. Мы были в прошлом города Саранска и видели крепость.

В. Да! Как интересно, а давайте построим макет крепости, чтобы другие ребята смогли увидеть старый Саранск.

Д. (Выстраивают крепость прошлого Саранска.)

В. Молодцы! Хорошую крепость вы построили. А сейчас подойдите и возьмите смайлики. Если вам понравилось, чем мы сегодня занимались возьмите улыбающегося смайлика, если что-то не понравилось возьмите грустного смайлика.

Д. Мой город основан давно.

Он старинный.

Саранск имеет историческое прошлое.

Сегодня город развивается и входит в список лучших городов России.

Нам повезло, что мы живём в самом красивом городе Росси.

Литература:

1.Примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

2.Журнал «Дошкольное воспитание» №3,1993; №4,1993 г.

3.Н.В. Иполитова «Патриотическое воспитание дошкольников»: учебное пособие. 2004г.

4.Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе».1973г.

5.Т.В.Поляков «Знакомим детей с малой родиной».

6. М.Д.Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - методические рекомендации.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр» Аннотация Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в...

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...

Читайте также

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья…

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья Р» для обучающихся 5-6 лет (К дню открытых дверей в ДОО)

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса»

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса» Цель: Продолжать знакомить с временем года, побуждать интерес к сезонным изменениям в окружающем...